Все рубрики
В Омске вторник, 8 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 78,7185    € 92,4138

Made in China: Омск как сырьевая биржа и транзитный хаб

5 июля 2025 16:00
9
2239

«Оказавшийся» на одном из основных транспортных товаропотоков из Китая Омск остро нуждается в терминалах, высококлассной складской инфраструктуре и, конечно, в кадрах. 

В июне на площадке областного Конгресс-холла прошел двухдневный форум-выставка промышленных достижений Китая – «Made in China 2025». В рамках деловой программы состоялась сессия, посвященная стратегии развития транзитного потенциала Омской области и интеграции в международные логистические коридоры.

КОЖУХОВ

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Омской области Игорь КОЖУХОВ рассказал, что по объему валового регионального продукта Омская область занимает 35-е место среди регионов России. По объему отгруженных товаров обрабатывающих производств – 31-е место, 28-е место по производству сельскохозяйственной продукции, 20-е по зерну, по численности населения – 27-е место. Чиновник подчеркнул, что в условиях интенсивной конкуренции между субъектами РФ за ресурсы, включая инвестиции, высококвалифицированных специалистов, рынки сбыта и транспортные потоки, перенос аэропортовой деятельности в новый строящийся аэропорт Омск-Федоровка жизненно необходим для региона и будет способствовать росту пассажиро- и грузооборота. При этом он отметил, что «формирование перспективного спроса на авиационные перевозки для аэропорта «Омск-Федоровка только определяется»:

– Предполагается, что в аэропорту будут эксплуатироваться самолеты различной дальности авиации, спецназначения и вертолеты. Длина искусственной взлетно-посадочной полосы будет составлять 3,2 км. Международный аэропорт Омск-Федоровка позволит обеспечить возможность привлечения инвестиций и наращивания объемов внешнеэкономической деятельности прежде всего на азиатских рынках как в направлении экспорта продукции, так и импорта технологий, а также привлечения специалистов компаний из дружественных стран ближнего и дальнего зарубежья, дать толчок к развитию туризма, упростить привлечение иностранных инвестиций.

Реализация инвестиционного проекта, по подсчетам чиновников, позволит достичь к 2048 году пассажиропотока на внутренних воздушных линиях в объеме 3 632 104 человека в год, из них 908 тыс. на международных линиях. Планируемая пропускная способность в новом международном терминале составит 720 человек в час. Для сравнения: в существующем терминале аэропорта Омск-Центральный – 250 человек в час. Обработка грузов в год планируется в размере 6 тыс. тонн – в действующем аэропорту 3,4 тыс. тонн. Открытие Омск-Федоровки запланировано в 4-м квартале 2028 года.

КОХУЖОВ напомнил, что в сентябре 2024 года на IV Форуме глав регионов государств-участников Шанхайской организации (который подробно освещали «Коммерческие Вести») была одобрена инициатива Омской области о создании мультимодального транспортного коридора Россия – Казахстан – Китай с использованием трансграничной реки Иртыш. Проект позволит сократить сроки и протяженность маршрута доставки грузов и пассажиров в Китайскую Народную Республику:

– Сухопутный маршрут может выступать в качестве основного или вторичного звена логистической цепочки. Груз доставляется из России по Иртышу до транспортного логистического центра в Республике Казахстан и далее по железной дороге до потребителей. Сроки доставки могут составлять 7–10 дней от регионов Обь-Иртышского бассейна до границ с Китайской Народной Республикой.

В ноябре 2024 года на XVIII Международном форуме и выставке «Транспорт России» в Москве между правительством Омской области и Росморречфлотом было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере развития перегрузочных комплексов, мультимодальных и логистических центров в речных портах Омской области – уже разработана и утверждена дорожная карта. В настоящее время, по рассказам КОЖУХОВА, проводится работа по переориентации грузопотока на внутренний водный транспорт как самый экологичный.

Предстоит большая работа по переоборудованию речного пункта пропуска через государственную границу РФ и Республики Казахстан:

– При этом уже сегодня перевозчики и судовладельцы готовы увеличивать грузооборот по Иртышу. Для этого есть резервы мощностей у имеющихся в регионе портовых сооружений, резервы пропускной способности внутренних водных путей, отсутствуют инфраструктурные ограничения на трансграничном участке Иртыша со стороны Российской Федерации, связанные с перевозкой грузов по направлению в Республику Казахстан и Китайскую Народную Республику.

КИНСФАТОР

Заместитель начальника Омского таможенного поста Сергей КИНСФАТОР объяснил, что маршрут из Китая через Омск один из приоритетных, по которым иностранные товары перемещаются как в западные регионы России, так и в страны СНГ – и по железной, и по автомобильным дорогам. Омск играет роль перевалочного пункта: за пять месяцев текущего года транзитная часть товарооборота, прошедшего через Омский таможенный пост, увеличилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, а та в свою очередь выросла на 30% по сравнению с 2023 годом. По прогнозам КИНСФАТОРА, доля товаров, которая отправится в европейскую часть России и дальше, к концу 2025-го станет еще больше.

Сейчас общая площадь склада временнего хранения Омского таможенного поста составляет 6,5 тыс. кв.м, площадка позволяет разместить около 50 транспортных средств одномоментно. КИНСФАТОР признал, что это уже не соответствует реальной потребности участников международной торговли:

– Мы считаем, что создание крупного современного хаба площадью около 20 тыс. кв.м позволит увеличить пропускную способность таможенного контроля и перераспределить через Омскую область транспортные потоки из стран Юго-Восточной Азии в центральную часть России.

Директор ООО «Интерконтакт РУС» Сергей ЧЕРКАЙ отметил, что 40% импорта китайских товаров идет через Казахстан, и в прошлом году тот пропустил 734 тыс. тонн грузов только автомобильным транспортом.

– Если этот грузопоток частично развернуть через Омск, будет ли у таможенных органов техническая возможность обработать… допустим, 50 тыс. тонн в год?, – мягко поинтересовался предприниматель.

КИНСФАТОР ответил, что, конечно, нет, если не построить упомянутый хаб и не пополнить кадровый состав службы.

ОНОПА

Затем модератор панели, председатель Омского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Александр ДЕРЯБИН передал слово бизнесу. Тему потенциала Омской области в железнодорожных отправках осветил Владислав ОНОПА, коммерческий директор ООО «Омское продовольствие».

Он уточнил, что в состав «Омского продовольствия» входит контейнерный терминал «Карбышево», находящийся на одноименной железнодорожной станции. Преимущество контейнерных перевозок, объяснил предприниматель, в их универсальности – можно отгружать наливные, насыпные, тарированные товары:

– Контейнер можно использовать как для отправки экспортных грузов, так и для получения импорта. Такие перевозки значительно сокращают порожний пробег, который обычно возникает при отправке грузов на экспорт. Это очень важный момент в условиях дефицита провозных мощностей в восточном направлении.

ОНОПА рассказал, что его компания формирует поезда по отправке грузов в направлении на Дальний Восток, откуда грузы уже распределяются в Находку, Уссурийск, Артем, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Сахалин и др. Время доставки по этому сервису составляет восемь дней. Стоимость по сравнению с автотранспортом ниже примерно в три раза.

Еще один сервис компании, имеющий спрос, – доставка товаров народного потребления из Москвы поездами дважды в неделю. Им активно пользуются маркетплейсы, сетевые супермаркеты и хозяйствующие субъекты Омской области. Что касается экспорта, преимущественно в Китай, заявки принимаются на отправку даже одного контейнера – из них составляется разношерстный поезд.

ОНОПА также проранжировал по мере возрастания популярности точки выхода грузов из Российской Федерации при их отправке из Омской области. Порт Санкт-Петербурга в силу большого расстояния между регионами и дороговизны фрахта оказался наименее востребован. Новороссийск снискал у омичей бОльшую славу – из его порта грузы отбывают в Турцию, Бангладеш, Эмираты, Египет и прочие страны:

– Более востребованы так называемые сухие погранпереходы – через Забайкальск, Казахстан, Монголию. Максимальной популярностью пользуются порты Дальнего Востока: во Владивостоке и Находке. Оттуда груз транспортируется в любую точку Азиатско-Тихоокеанского региона. Отдельно отмечу коридор Север-Юг, который сейчас активно развивается при поддержке правительства России. С терминала «Карбышево» уже были успешно осуществлены отправки через Азербайджан в Турцию по прямому судоходному коридору. Транспортный коридор сократит время доставки в саму Турцию, Индию, Саудовскую Аравию, Пакистан и прочие страны, в которых востребована как сельскохозяйственная продукция, так и другие товары, произведенные в Омской области.

Предприниматель уверил, что из Омской области вполне реально ежемесячно отправлять от 30 и более полностью загруженных контейнерных поездов. Сегодня среднемесячная отправка составляет 10–12 поездов. В регионе работает четыре терминала и, конечно, эти мощности необходимо наращивать.

ЧЕРКАЙ

Директор ООО «Интерконтакт РУС» Сергей ЧЕРКАЙ порассуждал о возможностях Омской области для развития транзитного потенциала автомобильным транспортом. По его словам, транзит через Казахстан позволил сэкономить импортерам 15–20% на доставках грузов в центральную часть России, 50% на таможенных процедурах и 6–8 дней по сравнению с погранпереходами через Забайкальск:

– В Забайкальске пропускная способность около тысячи фур в день. Пропускная способность через Казахстан в конце года за счет увеличения погранпереходов и десятиполосной магистрали составит около 1,5 тыс. транспортных средств в сутки. Прямая доставка до Москвы в импортном направлении стоит где-то 6 тыс. долларов. Если в Омске сделать логистический хаб, то есть перегружать с импортной машины на внутрироссийскую и дальше из Омска везти в центральную часть России, то импортная перевозка обойдется в 4,5 тыс. долларов. Складские услуги в регионе стоят в два-три раза меньше, чем в среднем в стране.

Консолидация грузов из Китая в Омске, их растаможка и сортировка за 1–2 дня, а затем доставка по территории России позволила бы отечественному бизнесу, по подсчетам ЧЕРКАЯ, сэкономить до 30% благодаря комплексности услуг. Также это ускорило бы доставку из Поднебесной, поскольку на казахстанской границе нет простоев. Предприниматель добавил, что омским коридором в прошлом году воспользовались несколько солидных российских импортеров, в числе которых «Татнефть».

ЦЫГАНКОВ

Директор Агропарка «Макошь» Вадим ЦЫГАНКОВ осветил возможности складской логистики Омской области. По его словам, инфраструктуры в регионе недостаточно: практически отсутствуют склады классов А и B. «Практически» поскольку один из таких складов площадью 118 тыс. кв.м введет в эксплуатацию в ноябре Wildberries. Там же работает оптово-распределительный центр «ФрутСити» с перспективой строительства складов для хранения непродовольственных товаров и переехавшая на 15 га Черлакская оптовка, планирующая расширяться в два раза.

Предприниматель отметил, что парк «Макошь» задумывался как индустриальный, но под влиянием актуальных запросов трансформируется в логистический: основные резиденты как раз логисты, транспортные компании. В ближайшее время к ним добавится красноярский производитель холодильников, который займет площадку в 52 тыс. кв.м. Рассматривается вариант создания на базе «Макоши» склада временного хранения на 15–20 га.

Помимо этого в Омской области действует логопарк «Солнечный», а в ближайшее время ЦЫГАНКОВ запустит аналогичную площадку в 100 га напротив бывшего завода пластмасс с нарезкой участков от 1 до 4 га. Четыре резидента уже готовы начать там строительство своих объектов:

– С появлением Северного обхода экономия выезда на Тюмень в сторону Москвы составит около двух часов. Так мы «закроем» третью сторону Омска и уже подбираем площадку для восточного направления.

Отвечая на опрос ЧЕРКАЯ, ЦЫГАНКОВ заявил, что китайцы пока не готовы инвестировать в омскую складскую инфраструктуру, а хотят приходить только на готовые к эксплуатации площади. А с учетом текущей ключевой ставки российские предприниматели тоже не спешат вкладываться в омские активы.

КИРЮХИН

Собственник компании ProSMD Игорь КИРЮХИН поделился опытом импорта комплектующих и оборудования для приборостроения из Китая. 33-летний предприниматель сообщил, что занимается бизнесом с 18 лет, но специально на два года ушел в наем, чтобы научиться взаимодействовать с китайцами. Набравшись опыта, КИРЮХИН зарегистрировал в апреле 2020 года новую организацию и начал возить из Поднебесной «все подряд», как он выразился: пилочки для ногтей, щеточки, бинокли, металлообрабатывающие оборудование, фрейсеры, массажные кресла, военные рюкзаки.

Сейчас предприниматель занимается автоматизацией производств электроники путем внедрения китайского SMT-оборудования (сборки плат по технологии поверхностного монтажа) – установщиков компонентов, печей оплавления, трафаретных принтеров и прочего, расходных к ним материалов:

– Мне кажется, благодаря близости к Казахстану Омск мог бы быть сырьевой биржей. Последние три года, как грибы после дождя, растут брокерские компании, оказывающие финансовые услуги, логистические, таможенные. Они уже наработали большую клиентскую базу. Если бы мы привлекали эти компании в наш регион, предлагали им особые условия труда, то получили весь их портфель контактов.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 июня 2025 года.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Александр. сегодня в 12:16:
Собственно, Омск и стал центром Сибирской огромной губернии именно на пересечении железной дороги и водного транспортно — логистического коридора из Китая в Россию! Вот уже более 300 лет! Слава Петру Первому и капитану Бухгольцу!
Омич вчера в 12:37:
В последнее время ловлю себя на мысли, что я вернулся в эпоху полежаевского пиара
Клоуны вчера в 11:42:
Лапшу пытаются повесить. Только считаю это уже бессмысленно и бесполезно.
Виктор вчера в 11:09:
В Васюках всегда кипит работа по проектированию светлого будущего, жители кто ещё не разбежался привыкли и пропускают эту лапшу мимо ушей.
БКД вчера в 10:47:
Из нас уже и так один ХАБ сделали
Мотя 6 июля 2025 в 14:49:
Логистичемюские хабы, узлы это вторично! Первично, промышленное производство, производство товаров. Об этом молчек.. Логистику предлогали еще 10 лет назал(. Че возить то будете, воздух? Кто потребитель? На словах то все гладко.. Тоже «кино» было при Буркове.
Асгардец 6 июля 2025 в 13:17:
Статья про сыр косичку или какие-то фантазии блаженны? Ничего, что НСК так-то поближе к Китаю и Казахстании и там все уже организовано по инфраструктуре? Блаженны верующие (ц)
Гость 6 июля 2025 в 12:18:
Информация по созданию логистического проекта муссируется не менее 15 лет. Основным тормозом являются чиновники и их низкие профессиональные организаторской способности.
Федя 6 июля 2025 в 07:06:
При таких показателях у Омска не так уж много шансов на какие-то там чинушки хотелки.Плетёмся в 3-4 десятке регионов.А ведь Омск это город-миллионник,коих в России меньше двух десятков.
Показать все комментарии (9)

Ваш комментарий

Омский НПЗ завершил крупнейший в регионе экологический проект

В торжественной церемонии вывода комплекса очистки воды на максимальную производительность принял участие заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий ПАТРУШЕВ

8 июля 19:53
0
143

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.