Институт проблем переработки углеводородов разрабатывает платиносодержащие катализаторы для производства высокооктановых моторных топлив
31 августа в преддверии Дня работников нефтяной, газовой и топливной промышленности, который традиционно отмечается в первое воскресенье сентября, Институт проблем переработки углеводородов СО РАН провел для журналистов экскурсию по предприятию. Оно было создано на базе Всесоюзного научно-исследовательского института технического углерода и омского филиала Института катализа СО АН СССР.
Сегодня здесь ученые разрабатывают современные технологии, которые затем реализуются на производствах. Работы в ИППУ ведутся в двух основных направлениях создание катализаторов, с помощью которых предприятия смогут вырабатывать экологически чистое топливо, и получение из углеродного сырья функциональных материалов, в частности технического углерода. Многие не знают, что большинство пластиковых предметов, окружающих нас, – от автомобильной покрышки до черной типографской краски – это технические углероды со специальными свойствами. Применяются они и в медицине. Учеными ИППУ создано несколько разработок сорбентов, некоторые уже запатентованы и могут выпускаться в промышленных масштабах. Для этих целей в институте создали несколько малых инновационных предприятий. Хотя в целом здесь очень осторожно относятся к коммерциализации своих идей. Директор ИППУ СО РАН Александр ЛАВРЕНОВ объяснил так: «Мы сейчас с малыми инновационными предприятиями ведем себя аккуратно. Не потому, что сдерживаем молодых инноваторов, просто наши проекты достаточно крупные и не предназначены для малого предпринимательства. Тем не менее у нас есть компании, например, в области биомедицины, выпускающие инновационную, но относительно малотоннажную продукцию. Они не будут доминировать. Рассчитывать на то, что они в первые годы работы начнут приносить институту прибыль, нельзя. Сейчас нужно им помогать, чтобы хотя бы вышли на самоокупаемость».
Катализаторы
Однако основным направлением института все-таки исторически является создание катализаторов. Лаборатория синтеза моторных топлив – одна из старейших в институте. Сегодня в ней проводятся исследования по разработке и созданию платиносодержащих катализаторов для производства высокооктановых моторных топлив. Носители катализатора – идеальные шарики диаметром 1,5 мм загружаются в специальные реакторы. На них наносится платинохлористоводная кислота высокой концентрации, которая в 1,5 раза дороже золота, в итоге сложных процессов получается катализатор. Стоимость его в 2,5 раза ниже американских образцов, а качество более высокое.
Институт уже заключил лицензионные договоры с ангарским заводом катализаторов. «Наши катализаторы запатентованы, но мы не являемся обладателями патента и передаем заводу право использования этого изобретения, оказываем им техническую помощь при освоении технологии. Завод производит эти катализаторы уже в тоннах», – рассказал заведующий лабораторией синтеза моторных топлив Александр БЕЛЫЙ. В Ангарске сейчас идет строительство производства платиновых катализаторов. Там будут производиться все катализаторы, содержащие благородные металлы. Кроме ангарского завода производить катализаторы по лицензии будут омский и рязанский.
Сегодня география использования катализаторов ИППУ весьма широка, они применяются более чем на 15 нефтеперерабатывающих заводах России – от Комсомольска-на-Амуре до Западной Украины.
– Недавно Роснефть решила провести независимые испытания наших катализаторов в Амстердаме. Они заплатили около 90 тысяч долларов. У нас это занимает два дня, там работали неделю. Их результаты совпали с нашими. Роснефть уже приняла стратегическое решение, что все их предприятия переходят на катализаторы разработки нашего института, – рассказал Александр БЕЛЫЙ.Это весьма значимо для института, поскольку придает ученым уверенность в завтрашнем дне и финансовую стабильность. Для исследовательского института это немаловажно, ведь огромную роль в его успехе играет оснащение современными приборами, инструментами, реактивами. Лаборатория моторных топлив оснащена на самом современном уровне. «Мы по сравнению даже с классиками – Институтом органической химии им. Н.Д. Зелинского, Научно-исследовательским физико-химическим институтом им. Л.Я. Карпова выглядим намного лучше, – рассказал Александр БЕЛЫЙ и пояснил: – Это в основном связано с тем, что мы используем средства, полученные от контрактов с промышленностью, пускаем их на развитие. Ученым всегда мало, а оборудование очень дорогое!»
Большая часть приборов в лабораториях ИППУ СО РАН импортного производства. В лаборатории аналитических и физико-химических методов исследования последнее приобретение было сделано в прошлом году: появился высокоэффективный жидкостной хроматограф для исследований молекулярного состава сложных органических и биоорганических смесей, в том числе нефтепродуктов. В стенах лаборатории более 30 современных дорогостоящих приборов, которые анализируют результаты работы ученых всего института, в том числе лаборатории моторных топлив, дают ответ: достигнут ли требуемый результат.