Илья ДОЛГИХЪ
Путеводитель по театру и его задворкам
М.: Издательство АСТ, 2016 год. — 256 стр.
Тираж 2 000 экз.
«В нашей бригаде»
Мытарства рабочего за сценой
Грустная книжица, хотя и смешная. «Первое время мы в основном сидели у стола, периодически меняясь местами: если кто-то уставал сидеть на холодных ступеньках металлической лестницы, ему уступали стул. Иногда по рации, которая была у Бориса, отчего я и решил, что он главный в нашей бригаде, наш непосредственный начальник давал несложные поручения. Обычно они состояли в том, чтобы перенести что-нибудь с этажа на этаж, разгрузить приехавшую во двор машину, помочь другим работникам. На такие сигналы мы поднимались всей командой и, выполнив задание, снова возвращались на исходную позицию». Автор рассказывает читателю, как некий студент театрального вуза был вынужден искать заработок по причине бедности и нашел его... в столичном театре. Может быть, даже в Большом. Устроился разнорабочим. Если кто-то думает, что это занятие по типу «принеси-подай», он ошибется. У рабочего много обязанностей. Например, клеить. Или красить. «Подвальное, плохо проветриваемое помещение быстро заполнялось запахом клея, и уже некуда было от него деться. В эпицентре было совсем невмоготу, и лишь отойдя метров на пять от места непосредственных работ, можно было вдохнуть если и не чистого, то хотя бы без ярко выраженного запаха клея воздуха. Мы всему учились на ходу, приходилось соображать на месте, как приклеивать ткань, в какую сторону ее выравнивать, как держать ее, чтобы не испачкать. Мы занимались этой работой несколько дней кряду, нас все время подгоняли». Почему книга смешная? А что же прикажете, плакать? «За день надышавшись клея, я не мог избавиться от ощущения, что весь мой организм пропитался этим химическим запахом, мои руки им пахли еще несколько часов после работы, как бы тщательно я их ни мыл. Но наибольшее разочарование меня постигло, когда после проведения конференции нам было поручено вынести только что сделанные нами с таким трудом щиты на помойку». И далее все в том же духе. Поневоле задумаешься, а есть ли в России профсоюзы. По типу американских.
Е.К.
Елена МИХАЛКОВА
Нежные листья, ядовитые корни
М.: Издательство АСТ, 2015 год. – 382 стр.
Тираж 15 000 экз.
«Устроим представление!»
Жуткая встреча в подмосковном доме отдыха
«Любопытство – острый крючок. Они заглатывают его с жадностью. Уже восемь человек подтвердили, что принимают мое предложение. Еще бы! Оно заманчиво, как отфотошопленные снимки в проспектах турфирм. Восьми вполне достаточно для того, что я задумала. Плывите ко мне, рыбки. Заводь ждет вас, мои красноперые малышки. Устроим небольшое представление! Поднимем занавес, распахнем двери, сдернем ряску с омута прошлого и рассядемся вокруг, болтая ножками в воде, – совсем как лучшие подружки! Смотрите внимательно, девочки: спектакль начинается». Смахивает на детектив в его герметичном варианте. Как толкует всезнающая сеть, это когда персонажи волей или неволей оказываются запертыми в одном помещении: ни сами не могут его покинуть, ни к ним никто не может по тем или иным причинам пробраться. И преступник, которого нужно вычислить, – кто-то из присутствующих. Он здесь, он среди собеседников, среди пытающихся разгадать загадку... и он очень не хочет, чтобы его обнаружили. В случае «нежных листьев» имеет место быть подмосковный дом отдыха, куда приехали одноклассницы, закончившие школу восемнадцать лет назад. Встречу организовала первая красавица, благополучная и процветающая Света Рогозина. Для чего? Похвастать богатством? Повеселиться? Поиздеваться? Разгадка случившегося у всех на глазах преступления, конечно, будет найдена, так что читателю останется разве что посетовать на жесткие школьные нравы, а также детские травмы, след от которых остается на всю жизнь. Частные детективы Макар Илюшин и Сергей Бабкин помогут распутать клубок, нитка от которого тянется на много лет назад.
Е.К.
Лоис Макмастер БУДЖОЛД
Союз капитала Форпатрила
М.: Издательство АСТ, 2015 год. – 544 стр.
Тираж 5 000 экз.
Шампанское выдохлось
Пожалуй, только любовь дает тебе больше, чем входит в условия сделки
Слабым утешением в процессе чтения этого романа может быть лишь то, что предыдущий – «Криоожог» был еще хуже. Издательство АСТ, опубликовав последнее из написанных Лоис БУДЖОЛД произведений под шапкой «Легендарные фантастические сериалы», не покривило против истины: цикл действительно легендарный, а роман и в самом деле напоминает последний сезон популярного телесериала, когда уже и авторы, и актеры выдохлись и не в силах вдохнуть в фильм какую-то жизнь. Вроде бы все есть: интрига, жертвы, спасение, авантюристы, а божей искры нет. И даже ушедший на покой экс-глава службы безопасности Барраярской империи Саймон Иллиан напоминает скучающего стареющего Леонида ГОРБОВСКОГО, без всякого драйва с любопытством наблюдающего попытки семейки из Архипелага Джексона рыть подкоп почти под самым зданием СБ: интересно, что у них там получится.
Впрочем, главный герой здесь не привычный Майлз Форкосиган, появляющийся лишь в эпизоде, а его двоюродный брат Айвен – тот самый недалекий красавец, любитель женщин и честный малый. Айвен – это по-английски Иван. Все практически по Проппу: Иванушка-дурачок, спасший прекрасную принцессу. Девушка-то как раз непростая: родом из ушлого семейства, в котором мать родную продадут, купят и снова продадут. На данном этапе они потерпели поражение в борьбе кланов на своей планете, бежали, спасая жизни, от наемных убийц, но намерены вернуться и поквитаться. А на это нужны деньги: «Сколько денег считать достаточным, зависит от того, зачем они вам нужны. Венчурный капитал. Если человек потратит стартовый капитал, у него нет шансов выйти в следующий раунд. На Архипелаге Джексона есть поговорка: проще превратить миллион в два, чем один в два. На Архипелаге у нас, конечно, найдутся и тайные резервы, и потенциальные союзники, но только в том случае, если мы не явимся туда без денег, без оружия и без надежды на успех».
Понятно, что прожженная семейка спасенной девушки рассматривает Айвена лишь как инструмент для своих замыслов. А она сама начинает понимать, что он – человек надежный, искренний любящий и, главное, любимый. И вот здесь появляется даже что-то из мексиканского «мыла».
mif1959
Елена ЯКОВИЧ
Дочь философа Шпета в фильме Елены Якович. Полная версия воспоминаний Марины Густавовны Шторх
М.: Издательства АСТ, Corpus, 2014 год. – 224 стр.
Тираж 5 000 экз.
«Без права переписки»
О людях прошедшего времени
Книга подготовлена режиссером Еленой ЯКОВИЧ на основе снятого ею фильма «Дочь философа Шпета» и тридцатичасовой записи бесед с 96-летней Мариной Густавовной Шторх. Издатели поясняют: «В 1922 году, когда из России были изгнаны лучшие ее умы, выдающийся русский философ Густав Шпет отказался покинуть страну на так называемом философским пароходе. В 1937-м он поплатился за это жизнью. Его младшая дочь Марина родилась в 1916-м. На ее долю выпали все тяготы эпохи, но два десятилетия рядом с отцом она вспоминает как праздник. Ученик Гуссерля, блестящий мыслитель, эрудит и неподражаемый собеседник, Шпет дружил с Андреем Белым, Качаловым, Москвиным, Балтрушайтисом, Щусевым, Пильняком, в доме собирался цвет интеллигенции. Эта книга не просто воспоминания, а никогда не прекращающийся диалог дочери с отцом, расстрелянным, когда ей был двадцать один год. В ее рассказе проходит жизнь нескольких поколений семьи, где среди предков были Гучковы, Зилоти, Рахманиновы, а среди родственников Екатерина Максимова и Борис Пастернак». Невозможно вполне уяснить причины столь жестокого отношения в России к талантливейшим людям, равно как сложно представить себе все тяготы, которые выпали на их трагическую долю. «Приехала мама в Томск в конце марта или начале апреля тридцать восьмого, пошла в местные органы ГБ, тогда это НКВД называлось. А может, и в тюрьму – не помню. Там в определенные дни и определенные часы можно было подойти к окошку и единственное, что узнать: здесь или не здесь находится. И когда подошла ее очередь, то ей сказали: «Ваш муж осужден на десять лет строгих лагерей без права переписки». Вот и все. И окошко захлопнулось. Никаких других сведений – когда, в какое место его отправили, где он сейчас – ничего не отвечали».
Внучкой Густава Шпета и племянницей Марины Густавовны была выдающаяся русская балерина Екатерина Васильева.
Е.К.