Все рубрики
В Омске суббота, 20 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,4409    € 99,5797

В Омске отказались от бренда «Имплозия»

13 января 2016 12:48
0
8312

«Аптеки от склада» из Перми заняли десятую часть омского  рынка, а крупнейшая сеть «Фармакопейка» сменила место регистрации

В минувшем году аптечный рынок Омской области стал как никогда не омским.  Пермские "Аптеки от склада" к III кварталу 2015 года заняли десятую его часть, а самая масштабная аптечная сеть региона "Фармакопейка" из местной превратилась в иногороднюю. В 2015 году в собственность пришлого игрока мог бы перейти и контрольный пакет акций государственной сети аптек ОАО "Омской лекарство", однако правительство Омской области передумало его продавать.

По данным регионального Минздрава, в Омской области порядка тысячи аптечных организаций, более 70% которых находятся в Омске. Если в целом по России объем фармацевтического розничного рынка за 9 месяцев 2015 года составил 553,1 млрд рублей, то на наш регион, по данным Омскстата, пришлась всего лишь сотая его часть – 5,4 млрд рублей.

Омская область движется в общем тренде увеличения количества аптечных сетей и ухода с рынка мелких игроков. При этом из семерки общероссийских лидеров, в которую входят "A. v. e. Group", "Ригла", "A5 Group", "Доктор Столетов & Озерки", "Планета здоровья", "Первая помощь & Радуга", "Имплозия",  в Омской области широко не представлена ни одна. В Омске работает лишь шесть аптек "Радуга" и две "Планеты здоровья".

Трансформации "Имплозии"

Совсем недавно в 2ГИС имелась информация о наличии в городе и селе Лузине Омского района  12  аптек "Имплозия" родом из Самары, но сейчас по такому запросу ничего не найти. В конце 2015 года лишились фирменных знаков самарского бренда аптеки по адресам: пр. Мира, 51, Космический проспект, 17б; бульвар Архитекторов, 3/4, 20 Партсъезда, 35/2, Нефтезаводская, 30. С остальными скорее всего случилась та же история. Первые две экс-"Имплозии" принадлежат сейчас обществу с ограниченной ответственностью "Гранат", остальные – ООО "Ясень". Хотя ООО "Имплозия" зарегистрировано в Ульяновске, ООО "Гранат" – в Самаре, ООО "Ясень" – в Саранске (Мордовия), все эти компании контролируются одними и теми же людьми. В ООО "Имплозия" и ООО "Гранат" общим соучредителем является Денис КРЮЧКОВ, в ООО "Имплозия" и ООО "Ясень" – Андрей ТИХОНОВ.

О том, кто основал компанию "Имплозия" в 1991 году, о самарском предпринимателе Гранте БЕЗРУЧЕНКО в начале сентября 2015 года в Forbes вышла большая статья под названием "Вспыльчивый аптекарь: как создатель аптек "Имплозия" стал лидером рынка". В материале рассказывается, как г-н БЕЗРУЧЕНКО, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку, еще в 2008 году отошел от идеи консолидированной сети и насоздавал множество ООО в регионах присутствия с "растительными" ("Розмарин", "Подорожник"), "деревянными" ("Тополь", "Каштан", "Ясень"), "каменными" ("Топаз", "Изумруд", "Гранат") и прочими названиями, в составе учредителей которых стали фигурировать миноритарии ООО "Имплозия".

По данным Forbes, связано это было с тем, что в компании готовились к вступлению в силу в 2009 году поправок к Налоговому кодексу, ужесточавших требования к организациям, работающим в системе Единого налога на вмененный доход. Предполагалось, что для применения ЕНВД необходимо будет иметь не более ста сотрудников и не более 25% доли юрлиц в капитале. В итоге вступление поправок в силу для аптек, 80% которых работали на ЕНВД, отложили до 2011 года, но предусмотрительный г-н БЕЗРУЧЕНКО не прогадал. По оценкам одного из анонимных экспертов Forbes, юридический финт обеспечил сети маржинальность на 30-40% выше, чем у конкурентов.

В середине ноября 2015 года появилась информация о смерти 53-летнего Гранта БЕЗРУЧЕНКО. Он основал компанию "Имплозия" еще в 1991 году. Нельзя сказать с уверенностью, что эти события связаны, но после ухода предпринимателя из жизни "Имплозия" отказалась не только от единого юрлица, но и от самого бренда. Вывески со звучным названием заменены на обычные "Аптеки" с пометкой "Низкие цены". Сайт одной из крупнейших аптечных империй в России тоже не работает.

"Фармакопейка" ушла после 35-ти

В конце ноября 2015 года избавилась от местной прописки крупнейшая омская аптечная сеть "Фармакопейка". Ее оптовое звено ООО "Медэкспорт – Северная Звезда" с годовой выручкой 7,5 млрд рублей переехало в Москву, а розничные подразделения ООО «Аптеки "Фармакопейка", ООО "Фармакопейка-Западная Сибирь", ООО "Аптечная сеть "Фармакопейка", ООО "Фармакопейка Фармасиз Инк" перерегистрировались в Новосибирск, Томскую область, Сургут.

Согласно экспертной оценке аналитической компании RNC Pharma, по итогам I квартала 2015 года "Медэкспорт-Северная Звезда" вошла в ТОП-15 фармдистрибьюторов по доле рынка отгрузок конечным получателям лекарственных препаратов (с учетом льготных поставок) в денежном выражении. Компанию контролируют братья Олег и Сергей МИЛЮТИНЫ. Еще один учредитель – Лев САВКИН.

На запрос из министерства экономики Омской области о причинах перерегистрации в компании "Медэкспорт-Северная Звезда" ответили, что это связано с "экономической целесообразностью". Мол, так как в Сибири и на Урале у сети "Фармакопейка" уже под 400 аптек, а далее она планирует выходить в Центральную Россию, "ключевое логистическое звено, центральный склад, а также головной офис компании целесообразно располагать в Москве". В Омске же остается региональный распределительный центр.

В искренности этого объяснения сомневается совладелец омской сети аптек "Семейная" Станислав НЕМЧИНОВ. Он отметил, что "Фармакопейка" перерегистрировалась из Омска в тот момент, когда ее доля в регионе превысила 35%, что влечет за собой жесткий контроль со стороны УФАС. По разным данным, "Фармакопейка" занимает сейчас от 36 до 47% аптечного рынка Омской области.

– С выручкой 7,5 млрд рублей в год компания не может использовать систему налогообложения в виде вмененки. Чтобы не платить НДС и другие налоги, не отчитываться перед УФАС, она сменила адрес регистрации. Из области таким образом законно ушло потенциальных 2 млрд рублей налогов, – поделился мнением Станислав НЕМЧИНОВ.

Омская сеть "Семейная" входит в ТОП-5 по величине на региональном уровне. С 58 аптеками она занимает порядка 12-16% рынка Омской области. На пермские "Аптеки от склада" приходятся 9-11%, на омскую "Линию жизни" 4-8%, на "Госаптеки" (ОАО "Омское лекарство") – 8-16%.

Красные против фиолетовых

По данным коммерческого директора, представляющего пермские "Аптеки от склада" ООО "Годовалов" Ольги ТСЕЛЮК, в конце 2014-го и в 2015 году они открыли в Омске 54 точки, доведя общее число своих аптек до 510.

– В то время как в Центральной России активно развивались межрегиональные аптечные сети, в Омске большую долю занимали местные игроки. С нашим приходом произошло перераспределение рынка, – сказала Ольга ТСЕЛЮК.

Прогнозов насчет дальнейшего развития сети представитель "Аптек от склада" не озвучила. Ранее соучредитель ООО "Годовалов" Андрей ГОДОВАЛОВ заявлял о планах занять порядка 30% омского фармрынка. Некоторые конкуренты утверждают, что в настоящий момент подавляющее большинство фиолетовых аптек работает в Омске себе в убыток. С мнением, что фармрынку Омской области свойственна высокая конкуренция и перенасыщенность торговыми точками, соглашаются большинство экспертов.

Изначально компания "Годовалов" планировала выкупить всю сеть "Фармакопейка", но собственники не договорились о взаимовыгодных условиях сделки. Теперь в местах с хорошей проходимостью фиолетовые "Аптеки от склада" и красные "Фармакопейки" зачастую открываются буквально бок о бок, даже в одних и тех же зданиях, наглядно демонстрируя накал своих отношений.

"Омское лекарство" займется оптикой и одеждой

В начале 2015 года областной Минздрав попросил отменить уже объявленный конкурс по продаже 51% акций аптечной сети ОАО "Омское лекарство", объяснив это тем, что кризис не лучшее время, чтобы передавать в чужие руки функцию снабжения лекарствами льготников. Весной акционерное общество возглавил экс-директор Казенного предприятия Омской области "Центр питательных смесей" Игорь БОГДАШИН, а 22 сентября 2015 года там сменился состав совета директоров. Сегодня туда входят, помимо самого Игоря БОГДАШИНА, заместители министра здравоохранения Омской области Людмила ШУКИЛЬ и Сергей ТОЛКАЧЕВ, замминистра экономики Елена РУСИНОВА и замначальника управления государственной собственности регионального Минимущества Лилия ГУЛИЕВА.

Под руководством Игоря БОГДАШИНА аптечная сеть летом 2015 года провела ребрендинг и оборудовала все свои точки крупными вывесками с названием "Госаптека". Хотя гендиректор ОАО "Омское лекарство" признает, что главная задача общества – быть исправным "инструментом лекарственной политики правительства Омской области", а за сверхприбылью они не гонятся, он все же рассчитывает на существенное поправление финансовой ситуации на предприятии за счет коммерческого оборота. Заметим, что сегодня в структуре выручки ОАО розничная реализация лекарственных препаратов занимает порядка 52%.

Как рассказал Игорь БОГДАШИН, к концу 2015 года сеть увеличилась на три точки продаж, и всего их в Омской области теперь 123.

– По объему денежного оборота мы вышли на уровень 2014 года, – рассказал он. –Может показаться, что гордиться здесь нечем, но это хороший результат, если учесть, что в IVквартале 2014 года произошел ажиотажный скачок продаж на фоне девальвации рубля, а также крайне негативную тенденцию начала 2015 года. В первом полугодии продажи падали стремительно, но в третьем и четвертом кварталах мы наверстали это падение и вышли на уровень предыдущего года. В четвертом квартале у нас увеличение продаж на 8 % по сравнению с прошлым годом. Причем в 2015 году люди перестали закупать лекарства впрок. Тем не менее во втором полугодии вырос и объем продаж "Госаптек", и величина среднего чека.

По итогам 2016 года ОАО "Омское лекарство" планирует увеличить розничную выручку не менее чем на 6,3%, или порядка 40 млн рублей, в сравнении с 2015 годом.

В первом квартале 2016 года предприятие реализует несколько новых проектов, в том числе довольно крупных и затратных. Во-первых, это магазин-салон "Доступная среда" на базе аптеки № 177 по ул. Декабристов для людей с ограниченными возможностями и нуждающихся в паллиативной помощи. Как рассказал Игорь БОГДАШИН, там будут продаваться и сдаваться в прокат предметы первой необходимости и средства реабилитации, в том числе дорогостоящие: инвалидные коляски, функциональные кровати, временные средства по уходу за больными – такие, как помпа для введения зондового питания и другое.

На базе аптеки № 7 на Серова появится отдельный салон лечебной и профилактической одежды площадью 100 кв. м, где будет представлена специальная одежда для инвалидов-колясочников, страдающих ДЦП, а также обувь для больных диабетом, пациентов после травмы стопы и прочее. Планируется, что для перенесших мастэктомию в салон будут поставляться отечественные и импортные экзопротезы, специализированное белье, купальники.

"Магистральными направлениями" "Госаптек" руководитель акционерного общества планирует сделать онкологию и иммунологию. Так, в ближайшее время при аптеке № 118 по ул. 24-я Северная заработает кабинет для онкобольных, где будут консультировать по поводу ухода и реабилитации, а также оказывать психологическую поддержку. Игорь БОГДАШИН отметил, что государственный статус предприятия позволяет им браться даже за проекты с нулевой рентабельностью, если омичи испытывают в них потребность, но не за убыточные.

Кроме того, ОАО "Омское лекарство" будет продвигать бренд "Госоптика". Готовые очки собственного производства из французских материалов стоимостью от 700 до 1000 рублей будут продаваться на базе "Госаптек". В компании обещают установить минимальные наценки на детскую оптику. Развитие нового направления в "Омском лекарстве" объясняют значительным повышением интереса потребителей к готовым очкам. Также в компании продолжают делать ставку на собственное производство. С начала 2015 года ОАО "Омское лекарство" уже в три раза увеличило выпуск протаргола, фурацилина, натрия бикарбоната, а в 2016 году планирует еще нарастить мощность действующих производственных аптек.

Недорогое стало дорогим

По данным анализа DSM Group, в России за первые три квартала 2015 года рост коммерческого рынка лекарств относительно аналогичного периода 2014 года составил 17,1% в денежном выражении. В натуральных показателях рынок, напротив, просел на 1,8%. С сентября 2014-го по сентябрь 2015 года стоимость упаковки лекарства увеличилась на 15,2%. Исследование показало, что неизменным трендом последнего времени стало "постепенное сокращение доли "недорогих лекарств"(средняя стоимость упаковки которых ниже 150 рублей) и увеличение удельного веса "дорогих препаратов"(со средней стоимостью упаковки выше 150 рублей)". Рынок так называемых недорогих препаратов за год сократился на 4,2%.

Доля ЛП российского производства от общего объема коммерческого рынка по итогам сентября 2015 годасоставила 27% в стоимостном выражении и 56% в натуральном. Соответственно лекарства зарубежного производства превалировали в стоимостном объеме рынка – 73% по итогам месяца и составляли 44% в натуральном объеме рынка, – сообщает DSM Group, отмечая, что по отношению к сентябрю 2014 года структура коммерческого рынка в разрезе происхождения препаратов не слишком изменилась: в стоимостном выражении отечественного стало больше на 1%, в натуральном – на 2%.

– Рост цены напрямую зависит от ценовой политики производителей, – говорит Ольга ТСЕЛЮК. – Единой для всех цифры нет, но в целом рост цен на медикаменты не ниже официального уровня инфляции.

– Среднеарифметически лекарства подорожали на 25 процентов, причем российские подорожали сильнее, – утверждает Станислав НЕМЧИНОВ. – Структура потребления изменилась. Выручки существенно выросли.

Если совладелец аптечной сети "Семейная" считает, что процесса импортозамещения в отечественной фарминдустрии не наблюдается в принципе, гендиректор ОАО "Омское лекарство" заявляет, что доля российских препаратов растет и в коммерческом обороте, и в льготе. "Конечно, есть среди них и псевдороссийские лекарства, в которых все составляющие, вплоть до картона, импортные – просто здесь происходит "сборка", – добавляет Игорь БОГДАШИН. Что касается спроса, одной из тенденций, по его словам, стало серьезное падение интереса населения к БАДам, которые еще недавно приносили аптекам существенный доход.

Импорт без замещения

На вопрос о сильных и слабых сторонах отечественной фарминдустрии профессиональный иммунолог Игорь БОГДАШИН ответил, что в России налажено производство хороших биоинженерных препаратов узкой специализации для лечения ВИЧ, рассеянного склероза, онкологии, орфанных заболеваний.

– В этой области у России есть собственные разработки, с которыми мы выходим в Латинскую Америку, Китай. Пока это лишь робкие шаги, но сами препараты эффективные, – отметил эксперт.

Кроме того, по его мнению, более эффективны, при этом более доступны, чем зарубежные аналоги, российские иммунотропные средства: тимолин, ронколейкин, эритропоэтин.

– Большинство таких препаратов созданы в начале 90-х годов, когда произошло некое послабление в области клинических исследований. Еще тогда наши ученые успели провести испытания и зарегистрироваться.

При этом производство базовых препаратов и медикаментов исчезло в России с распадом СССР.

– Основные высокотехнологичные препараты производились раньше в демократических странах, однако все необходимое для функционирования системы здравоохранения было и у нас. Это антибиотики, препараты, необходимые для ведения боевых действий, а также общетерапевтические и онкологические – такие, как фторафур, адрибластин, адриамицин, винбластин. При этом требования советской фармакопеи были даже выше, чем британской. Сегодня производство субстанций сошло на нет. Практически ликвидировано выращивание лекарственных растений. Эта проблема стоит крайне остро: если завтра война, для государства это очень существенный риск. Я убежден, что без длинных государственных инвестиций ее не решить. Как минимум, нам необходимы собственные антибиотики, кровезаменители, растворы, перевязка.

Омская фармфабрика ищет инвестора

В Омской фармацевтической фабрике продолжается процедура внешнего управления, введенная Арбитражным судом Омской области 5 ноября 2014 года сроком на 18 месяцев. По данным Игоря БОГДАШИНА, для фабрики сейчас активно ищут инвестора, но пока конкретных предложений нет. "Актив это по общим меркам недорогой, но перспективный. Очень жаль будет, если единственное омское фармпроизводство исчезнет, потому как оно вполне могло бы стать точкой роста для других производств и инноваций", – по мнению эксперта, Омская фармфабрика могла бы простимулировать выращивание лекарственных трав и использование лекарственных дикоросов, а также стать базой для внедрения разработок ОмГМА.

"Госаптеки" сейчас являются единственным крупным заказчиком Омской фармфабрики. В течение 2015 года ОАО "Омское лекарство" закупило там 48,5 тысячи единиц товара, из которых более 12 тысяч – настойка боярышника, 9,5 тысячи – капли "Броменвал".

Тяжелое положение региональных фармфабрик, в том числе омской, Игорь БОГДАШИН объясняет в том числе сложившейся на рынке "биполией", когда два дистрибьютора – "Катрен" и "Протек" – управляют всей фармотраслью.

– Они определяют функционирование и политику не менее 70% розничных аптечных учреждений, – говорит гендиректор "Омского лекарства". – Чтобы та же Омская фармацевтическая фабрика смогла продавать свою продукцию за пределами региона, договариваться о продажах нужно с этой двойкой. В теперешнем состоянии фабрики это практически невозможно, поскольку требуется платить серьезные деньги за вход в сети, предоставлять скидки на продукцию, а также обеспечить гарантию поставок. Если бы фабрика функционировала в нормальном режиме, все это было бы вполне реально.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.