Кэролайн ГРЭМ
Смерть лицедея
Пер. с англ.
СПб.: Издательство «Пушкинского фонда», 2018 год. – 352 стр.
Тираж 4000 экз.
Барнаби и «Амадей»
Старший инспектор расследует театральное убийство
Мало того что действо происходит в небольшом английском городке Каустоне, так его герои – актеры самодеятельного театра. Мало того что убийство происходит на сцене, так это случается аккурат во время спектакля «Амадей». Мало того что ставят спектакль по пьесе своего же соотечественника Питера Шеффера, так уже замахиваются на чеховского «Дядю Ваню». Мало того что знаменитые имена веют в пространстве детективного романа как те самые Вентичелли, так дело расследует знаменитый инспектор Барнаби. В общем, премьера пьесы, на которую приходит старший инспектор, оборачивается настоящей трагедией, и Барнаби предстоит узнать, кто же из героев решился на дерзкое преступление. «Смерть лицедея» – второй роман из цикла детективных историй об инспекторе. Как утверждают издатели, Кэролайн ГРЭМ (р. 1931) – пожалуй, единственный классик английского детектива нового времени, почти неизвестный российским читателям. Между тем именно ее называют в Англии прямой литературной наследницей Агаты Кристи. Именно по ее романам снимается один из самых популярных в Великобритании и России детективных телесериалов «Midsomer Murders» («Чисто английские убийства»), который не сходит с телеэкранов уже восемнадцать сезонов. Творчество писательницы удостоено престижной литературной премии «Macavity Eward», а книга «Убийства в Бэджерс-Дрифте» вошла в список «Сто лучших детективных романов всех времен».
Е.К
Алена ДОЛЕЦКАЯ
Не жизнь, а сказка.
М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018 год. – 320 стр.
Тираж 10 000 экз.
«Все мы, глянцевые девочки»
Москвичка вспоминает истории из жизни
«Никакую книгу я писать не собиралась. Ни художественную, ни мемуарную, ни публицистическую. Кто я такая? Девочка из интеллигентной московской семьи, с классическим университетским образованием и недурным воспитанием. Довольно везучая. Успеха не ждала, просто на него работала. И хотя трудилась все больше в высших, так сказать, эшелонах культуры и бизнеса, уверяю вас, не все мы, глянцевые девочки, какаем розами. У меня есть любимое занятие: сидеть на веранде с друзьями и «травить байки». Летом там тенисто и прохладно, падают шишки с сосен, белки хрустят сухарями и семечками, сойки суетятся у кормушек. Мы гоняем черные, зеленые и белые чаи с моим клубничным или земляничным вареньем, а иногда и с чем покрепче, вспоминаем истории из жизни», – сообщает читателю автор во первых строках. Так и есть: госпожа ДОЛЕЦКАЯ решила записать свои сказки-байки, которые в силу частого употребления отлились уже в стильные формы: «Неожиданно я поняла, что этих историй собралось много, а главное – что у меня появилась возможность не рассказывать в сорок пятый раз одну и ту же сказку-байку. И получше вспомнить полузабытые». И собственно, кто она такая, Алена ДОЛЕЦКАЯ? Издатели утверждают, что первый главный редактор русского Vogue и русского Interview, легендарная московская красавица и фам фаталь. Дочь знаменитого хирурга Станислава Долецкого, внучка первого директора ТАСС Якова Долецкого. Человек, относящийся к жизни с иронией и решившийся на доверительную откровенность со своими читателями.
Е.К.
Себастьян ХАФНЕР
История одного немца: Частный человек против тысячелетнего рейха
Пер. с нем. Никиты Елисеева
СПб.: Издательство Ивана Лимбаха. 2017 год. – 448 стр.
Тираж 2000 экз.
«История дуэли»
Человек в борьбе с Левиафаном
«История, которую я собираюсь рассказать здесь, – история своеобразной дуэли. Это была дуэль между двумя совсем не равными противниками: невероятно мощным, безжалостным государством и маленьким, безымянным, неизвестным частным человеком. Она разыгрывается не на поле брани, каким принято считать политику; частный человек отнюдь не политик, тем более не заговорщик и не враг государства. Частный человек все время в обороне. Он ничего не хочет, кроме как сберечь то, что он считает своей личностью, своей собственной личной жизнью и своей личной честью. Все это постоянно подвергается невообразимо брутальным, хотя и довольно неуклюжим атакам со стороны государства, в котором частного человека угораздило жить и с которым ему поэтому приходится иметь дело» – так начинаются воспоминания Себастьяна ХАФНЕРА (1907-1999). Немецкий эмигрант Раймунд Претцель назвал себя Себастьяном в честь Иоганна Себастьяна Баха. Хафнером – в честь своей любимой 35-й симфонии Моцарта – Хафнеровской. Воспоминания немецкого журналиста и историка, написанные в эмиграции в 1939 году, охватывают период с 1914 по 1933 год. Автор размышляет о том, как создавалась и удобрялась многослойная социально-политическая почва, на которой был возведен третий рейх. «Жесточайшими угрозами государство добивается от частного человека, чтобы он предал своих друзей, покинул свою любимую, отказался от своих убеждений и принял бы другие, предписанные сверху; чтобы он здоровался не так, как он привык, ел бы и пил не то, что ему нравится; посвящал бы свой досуг занятиям, которые ему отвратительны; позволял бы использовать себя, свою личность в авантюрах, которые он не приемлет; наконец, чтобы он отринул свое прошлое и свое «Я» и при всем этом выказывал бы неуемный восторг и бесконечную благодарность. Вот поэтому он решается на дуэль». Воспоминания увидели свет в 2000 году.
Е.К.
Юлия ЗОНИС.
Биохакер
М.: АСТ, 2013 год. – 319 стр.
Тираж 3000 экз.
Человек и есть чудовище
Если вам дороги жизнь и рассудок не ходите ночью на Гримпенскую трясину
«Биохакер» – продолжение романа «Геном Пандоры», о котором «Книжный клуб» рассказывал 1 ноября. Напомним, что 90% человечества погибло под напором многочисленных химер-мутантов, ставших таковыми из-за вырвавшихся из научной лабратории в Лондоне животных, зараженных вирусом. Произошло это 11 сентября (конечно же!) 2036 года. По какой-то непонятной причине, вместо того, чтобы заняться друг другом, они объединились и яростно атаковали земные поселения. Но «Биохакер» – о другой катастрофе, случившейся осенью того же 2036 года в России в городе Пущино. Здесь тоже в лаборатории проводили биологические эксперименты. Создавали организм для выработки на Марсе атмосферы. И создали его на базе хлебных дрожжей – Sacсharomyces cerevisiae. Назвали похоже – Saсcharomyces omnipresens (живущие повсюду). Организм мог существовать в любой среде, выдерживать высокий радиационный фон, облучение ультрафиолетом и пожирать все, преобразуя в себя. Этот штамм тоже вырвался из лаборатории и действительно стал пожирать все: растения, животных, людей и даже принимать их формы: «Тезей пригляделся. Бабка, обычная бабка ковыляла по парку, бабка в теплом не по погоде пальто и разбитых – то ли сапогах, то ли валенках. Сгорбившись, она упорно семенила во тьму… «Эй, как вас там…» Грохот тележки смолк. Женщина остановилась и подняла обвязанную черным вдовьим платком голову. Лица под платком не было. В сером сумеречном свете там копошилась вязкая серо-зеленая масса…В нос ударил резкий запах дрожжей».
А еще в этом мире есть андроиды, люди-волки, люди-кальмары и те, кто может телепатически управлять ДНК-компьютерами в телах людей и животных. Последних очень мало, всего двое на роман. А действующих лиц, каждый из которых имеет свои историю и логику, очень много. Юлии ЗОНИС удается неплохо управлять этим разномастным симфоническим оркестром персонажей, стреляя из ружей, развешанных в предыдущем романе, и развешивая на стены новые для последующего. Но логические неувязки есть и серьезные: как, например, ученые намеревались остановить эти свои всеядные дрожжи потом на Марсе, если они не могут сделать это на Земле?
mif1959