Татьяна УСТИНОВА
Земное притяжение
М.: Издательство «Э», 2017 год. – 320 стр.
Тираж 75 000 экз.
«Ишь ты, далеко ускакала!»
В библиотеке ищут, где-то найдут
«– Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц, и в каждом пропеллере ды-ышит спокойствие наших границ!.. На «границах» связка ключей вывалилась из замка и брякнулась под крыльцо. Замок закачался на дужке. — Что такое!.. — Светлана Ивановна, только что бодро гудевшая себе под нос «Марш авиаторов», подивилась на замок, перегнулась через перила и стала шарить глазами. Вон она, связка-то!.. Ишь ты, далеко ускакала!.. Светлана Ивановна спустилась с крыльца — доски поскрипывали, — подобрала ключи, нацелилась было на замок и тут только сообразила, что он открыт!.. Выходит, директор уже на месте, раньше нее прибыл, неслыханное дело!..» В этот раз дело происходит в Тамбове, в местной библиотеке. Начинается все тривиально: тихая российская провинция, библиотека, в ней убийство и следы лихорадочных поисков чего-то, бог весть чего. А затем к библиотеке подтягиваются четверо неизвестных. Летчик из Анадыря; знаменитый искусствовед; шаманка из алтайского села; модная московская художница. У каждого из них своя жизнь, но возникает внештатная ситуация, и эти четверо собираются вместе... Для чего? Для выполнения миссии, которая, конечно, будет непростой, но все же выполнимой. УСТИНОВА написала пародию на все авантюрные штампы разом. Пародию веселую и забавную, которую можно прочитать за вечер, забыть, но послевкусие все же останется. Как после доброй сказки, но только для взрослых.
Е.К.
Жоэль ДИККЕР
Книга Балтиморов
М.: Издательства АСТ, Corpus, 2017 год. – 512 стр.
Тираж 5 000 экз.
«Все вверх дном»
Любознательный Маркус Гольдман снова расследует
«Я – писатель.Так меня называют все. Друзья, родители, родственники и даже незнакомые люди; меня узнают в общественных местах и спрашивают: «Вы, случайно, не тот писатель, который?..» Я писатель, и этим все сказано. Люди думают, что раз вы писатель, значит, жизнь у вас безмятежная. На днях один мой друг жаловался, что ему далеко ездить на работу, и заявил: “Тебе-то что, ты утром встал, сел за стол и пиши себе. Вот и все”. Я промолчал; тяжко сознавать, насколько твой труд выглядит для всех полнейшим бездельем. Люди думают, что вы прохлаждаетесь, а вы пашете как проклятый, именно когда ничего не делаете. Писать книгу – это как открыть летний лагерь. В вашу одинокую мирную жизнь вдруг без предупреждения врывается целая толпа шумных персонажей и переворачивает все вверх дном. Приезжают поутру, вываливаются из большого автобуса, возбужденно галдят, готовясь сыграть свои роли. И никуда вы не денетесь: придется о них заботиться, кормить их, расселять по комнатам. Вы в ответе за все. Ведь вы же писатель» – так начинается роман, в котором его главный герой Маркус Гольдман расследует тайны своей родни из Балтимора. В юности он проводил каникулы вместе с ними, своими кузенами и любимой девушкой, что составляло смысл его жизни. Будущее виделось в розовых тонах, однако завязка страшной драмы была заложена в эту историю с самого начала. Швейцарский писатель, пишущий по-французски, Жоэль ДИККЕР знает толк в персонажах. В 2005 году ДИККЕР опубликовал свою первую новеллу «Тигр», увенчанную Интернациональной премией молодых авторов. А в 2010-м выпустил роман «Последние дни наших отцов», за который получил Премию швейцарских писателей. Его вторая по счету книга «Правда о деле Гарри Квеберта» (2012) имела читательский успех, переведена на русский язык в 2014 году и явила собой очень недурной образец остросюжетной прозы.
Е.К.
Мария КОННИКОВА
Супермозг: Думай как Шерлок Холмс
Пер.с англ.
М.: Азбука-Бизнес, Азбука-Аттикус, 2016 год. – 560 стр.
Тираж 2 500 экз.
«Все вдруг обретало смысл»
Быть как сыщик
«Когда я была маленькой, перед сном папа обычно читал нам рассказы о Шерлоке Холмсе. Мой брат, пользуясь случаем, немедленно засыпал в своем углу дивана, но все мы, остальные, ловили каждое слово. Помню большое кожаное кресло, в котором сидел папа, одной рукой держа книгу перед собой, помню, как пляшущее в камине пламя отражалось в стеклах его очков в черной оправе. Помню, как он то повышал, то понижал голос, нагнетая напряжение перед каждым поворотом сюжета, и вот наконец – долгожданная разгадка, когда все вдруг обретало смысл, а я качала головой, совсем как доктор Ватсон, и думала: «Ну конечно! Как же все просто теперь, когда он все объяснил!» Вот удивительное дело, если спросить, что объединяет цивилизованное или, во всяком случае, читающее человечество, ответ может быть таков: читанные в детстве на самых разных языках приключения Шерлока Холмса. «Помню запах трубки, которую папа так часто курил, – как сладкий дым грубоватой табачной смеси оседает в складках кожаного кресла, помню ночные очертания за шторами и застекленной дверью, – продолжает Мария КОННИКОВА. – Трубка у папы была, разумеется, чуть-чуть изогнутая – точь-в-точь как у Холмса. Помню и финальный звук захлопнутой книги, когда страницы вновь соединялись под малиновыми крышками переплета, а папа объявлял: «На сегодня все». И мы расходились: просить, умолять и строить жалобные гримасы было бесполезно». В некотором смысле отнюдь не Ленин, к примеру, был живее всех живых, а хитроумный Холмс — интеллектуал и либерал. Таковым он остается по сей день, и современные авторы на манер известного американского психолога и журналиста Марии КОННИКОВОЙ с удовольствием учат народ мыслить так же четко и рационально, как любимый все тем же народом великий английский сыщик. Книга отлично переиздана, укладиста и симпатична.
Е.К.
Мария ГАЛИНА
Волчья звезда.
М.: АСТ, 2015 год. – 352 стр.
Тираж 2 000 экз.
Ощипанный петух
Человек – это двуногое существо, лишенное перьев и с плоскими ногтями
«Волчья звезда» на самом деле является «Песьей звездой» — Сириусом. Об этом сообщила в одном из интервью сама Мария ГАЛИНА, не уточнив, правда, каким образом звезда превратилась в «волчью». Надо полагать, по требованию первых издателей, полагающих, что так книга будет лучше продаваться. Вот и в этом издании на обложке нарисован волк, который к сюжету и смыслу не имеет никакого отношения. Это не боевик и не звездная опера – действие разворачивается медленно, и на протяжении всей первой половины книги читатель ругается про себя: ну и идиоты же наивные эти «звездные люди», пытающиеся облагородить дикарей. А дикари живут на планете Земля спустя столетия от нашего времени. Когда-то земляне отправили к другим звездам несколько экспедиций. В отличие от романа ЛЕМА «Возвращение со звезд», туда отправились люди бетризованные – лишенные тяги к агрессии и с повышенным инстинктом самосохранения. Впрочем, на Земле остались такие же. Потомки, а точнее, наследники одной из экспедиций вернулись на Землю, ожидая увидеть могучую и развитую материнскую цивилизацию. Но обнаружили дикие и жестокие суеверные разрозненные племена, раскапывающие осколки былого величия в виде черепков, деталей механизмов, остатков книг и тщетно пытающиеся понять, как это использовать в трудной практической жизни: «У вас такая жестокая жизнь, что в ней нет места тому, что и делает человека человеком; нет места бесполезному, ненужному… избыточному...». Попытки внести это избыточное в жизнь одичавшего человечества кончились трагедией: аборигены убили многих из своих «благодетелей». Но не всех: «Но ведь никто из нас не причинил им никакого вреда!» «Что ты от них хочешь, Гидеон? Это всего лишь люди». «Нет! Неправда! Они – подделка! Я – человек!» Но вот действительно ли являются людьми те, кто прилетел с Сириуса? Да и вообще, что такое человек? Не по Платону, а по сути: «Если они выглядят, как люди, и ведут себя, как люди, они и есть люди». Но так ли это? В какой-то мере об этом роман Марии ГАЛИНОЙ.
mif1959