Вчера мне захотелось странного – узнать, сколько ЭВМ ЕС-1035 помещается в моем смартфоне. А потом стало интересно, помнит ли кто-то еще машины, на которых я начинал работать: СМ-3, ЕС-1022, БЭСМ…
Виртуальный компьютерный музей – WWW.COMPUTER-MUSEUM.RU – оказался именно тем местом, которое мне требовалось. Это – проект Эдуарда ПРОЙДАКОВА, главного редактора легендарного журнала «Мир ПК» с 1992 года, программиста, аналитика, эксперта, преподавателя и т.п. А в совет музея входят не менее авторитетные специалисты – создатели ЭВМ, разработчики ПО, программисты, электронщики, исследователи и историки.
«Идея создания нашего музея была простой и бесхитростной – мы хотели собрать, систематизировать и обнародовать банк данных, связанный с происхождением и развитием вычислительной техники, прежде всего отечественной. Нами двигало стремление не дать кануть в Лету уникальным материалам, способным осветить более чем полувековую историю отечественного компьютеростроения, его взлет и падение», – говорят они о своем детище.
Жизненный, научный и программистский опыт создателей ощущается в стиле сайта: четкая структура, иерархия, системность, непременный список литературы под каждой статьей, обилие информации и сухой, где-то даже скучный стиль изложения. Хотя оформление страниц перфолентой – это такая ностальгическая фишка...
Всемирная история компьютера начинается с систем счисления, счетов и счетных досок. Когда я учился, нам это давали на «введении в специальность», которое считалось способом занять хоть чем-то чрезвычайно активного замдекана. Российская же вычислительная техника ведет отсчет с 1948 года – с проекта «Автоматическая цифровая электронная машина» и регистрации авторского свидетельства на это изобретение Исаака БРУКА и Башира РАМЕЕВА. Впрочем, в разделе «Выставка счетных машин» имеются и арифмометры.
Какой я старый! – среди экспонатов нашелся знакомый еще по школе «Феликс», а в исторических ЭВМ – трехадресная машина второго поколения «Наири» разработки ереванского ЕрНИИММ. Уже 20 лет назад о ней вообще вряд ли кто слышал, а мы в КБ на ней программировали и даже организовывали потоковую обработку результатов испытаний почти в режиме онлайн.
Развитие вычислительной техники не миновало Омск, тем более что на оборонных предприятиях устанавливали не самые плохие ЭВМ, да и первые персональные компьютеры появлялись вначале там. Впрочем, нет, вру. Настоящими «пионерами» продвижения «персоналок» были политехнический институт и госуниверситет. Статьи и выступления на конференциях их специалистов зафиксированы «в анналах».
Говоря об истории «цифрового» мира, невозможно обойти компьютерные игры.«Первая в истории человечества компьютерная игра написана, разумеется, студентами. В 1961-62 гг. молодой программист Стив Рассел и его товарищи по Массачусетскому технологическому институту (MIT) открыли самый бесполезный способ тратить дорогостоящее время компьютера PDP-1 – Spacewar».
Кстати, роясь в истории, я увлекся и так и не выяснил, какая память была у нашей «еэски».