Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Омская модель «Чучхе»

6 декабря 2018 08:52
0
1689

Чиновники обсудили Стратегию развития-2030. 

27 ноября в Горсовете прошли публичные слушания по Стратегии социально-экономического развития Омска до 2030 года. Разработка документа началась в июле 2018 года, окончательный его вариант будет принят в середине декабря. К проекту документа было внесено 145 предложений.

В числе масштабных задач, озвученных омичами, были названы снос аварийных жилых домов, создание единой городской транспортно-логистической системы, строительство дороги вдоль Иртыша от Ленинградского моста до границы Советского округа, развитие электротранспорта, строительство линий наружного освещения и главного городского канализационного коллектора. Большинство сошлось во мнении, что городу нужны мероприятия по устранению угрозы затопления территорий, программа по улучшению экологической ситуации, разработка механизмов наполняемости городского бюджета.

Три пути, три дорожки

За час до слушаний мэр Омска Оксана ФАДИНА и спикер Горсовета Владимир КОРБУТ провели брифинг, на котором и подытожили свою совместную работу:

– Мы изучили законодательную базу и региональный опыт, а также программы стратегического развития городов-соседей. На обсуждениях мы не только говорили о планах, но и внимательно присматривались, вместе с горожанами, к тенденциям развития Омска в ретроспективе. Общались с учеными, студентами, активистами территориального общественного самоуправления, старшими по домам, руководителями окружных отделов, с депутатами. Около тысячи человек приняли участие в дискуссиях.

Главное отличие от предыдущих стратегий – в большей ее реалистичности:

– То были «книги желаний» и ничего более. Потом, когда наступало время подводить итоги, только разводили руками и отвечали – нет денег.

Градоначальница рассказала, что было рассмотрено множество городских стратегий, из которых поначалу было выделено топ-20. В результате и появился этот проект, предполагающий три пути развития города: негативный, нейтральный и позитивный:

– Есть три сценария развития событий, предусмотренные в Стратегии социально-экономического развития. Первый вариант – борьба за выживание. При нем налоговая база не растет. Мы знаем, что у нас есть тяжелый бэкграунд: 13 миллиардов рублей на судебные дома, остро стоит проблема аварийного жилья. Второй сценарий развития – трансформация, когда наряду с выживанием в финансовой и транспортной сферах возможно обеспечить ликвидность бюджета. И третий вариант – территория комфорта. Для каждого варианта мы разработали конкретные задачи. Обязательна реновация школ и детсадов, минимизация муниципального долга.

Путь «Борьба за выживание» будет воплощаться поневоле при условиях, что экономический кризис продолжится, цены на нефть останутся прежними, федеральная поддержка сократится, а коррупция сохранится. Тогда обязательно повысится доля теневой экономики и усилится зависимость Омска от федерального центра. Итог очевиден – стагнация городской экономики, опора на сельское хозяйство, отток кадров, снижение доходов населения, ветшание жилого фонда.

Второй сценарий – «Трансформация» – рассчитывает на медленный, но верный рост экономики, повышение доли несырьевых отраслей, улучшение среды для бизнеса и востребованность отечественной продукции на мировом рынке. Тогда, даже если цены на нефть не изменятся, а коррупция сократится хотя бы до уровня топ-50 стран, появится прозрачность в отношениях власти и бизнеса, предприятия оживятся, миграция снизится и станет возможно точечное благоустройство.

Наиболее предпочтительный сценарий – «Территория комфорта». Для его реализации нужны рост экономики и поддержка Федерации. Тогда местные производства расширят ассортимент, доходы населения вырастут, миграция почти остановится, можно будет активно заниматься благоустройством, поддерживать бизнес и социальную сферу.

Привели чиновники и предполагаемую статистику с учетом ключевых индикаторов развития города. При «выживании» население Омска сократится более чем на 13 тысяч человек, при благоприятных условиях – вырастет либо на 4 тысячи, либо на 30 тысяч человек. Доля ветхого и аварийного жилья может уменьшиться с 0,5% до 0,4% или 0,1%. При втором и третьем вариантах развития событий на каждого жителя будет приходиться по 127 или 141 кв. метру зеленых насаждений (сейчас – 112 кв. метров), 95% или 100% дорог будет в нормативном состоянии (сейчас – 47,1%), а улицы на 70% или 100% покроет уличное освещение, а 60% или 75% омичей (сейчас – только 33%) будет довольно транспортом. Однако отношение к чиновникам все это вряд ли изменит – отдают себе отчет они сами.

Даже если Омск пойдет по пути «Территория комфорта», только 45% жителей оценят работу слуг народа позитивно (сейчас их недолюбливает 80% омичей).

Если говорить о конкретных мерах, то в городе планируется масштабная реновация школ и детских садов, строительство жилья и культурных учреждений, развитие парков и общественных пространств. В Стратегию-2030 включены реконструкция СКК им. Блинова и стадиона «Красная звезда». Омский футбол и хоккей должны быть конкурентоспособными. Также есть планы на развитие Омской крепости, реконструкцию смотровой площадки и набережной Иртыша, создание системы туристической навигации по городу. Намерена продолжить мэрия переселять людей из аварийных домов, создавать доступную среду для инвалидов, уделять внимание сохранению культурных и археологических памятников.

12 действующих муниципальных программ включают в себя целевые индикаторы. После того как программы будут реструктурированы в соответствии со стратегией, годовые индикаторы будут разбиты поквартально и станут ключевыми показателями эффективности. Премиальный фонд зарплат чиновникам будет на них завязан, пообещала ФАДИНА.

Через 6 лет реализации Стратегии власти планируют сделать срез и оценить результаты.

Также мэр рассказала, что планируется создать специальное, омское, приложение для смартфонов:

– Городу необходима информационная система, благодаря которой каждый омич сможет воочию увидеть, что в данную минуту происходит с городом: где у нас чистят снег, куда направляется нужный ему транспорт, какие культурные события происходят. Совокупность опорных факторов и вовлечение самих граждан в процесс жизни города помогут нам оперативно корректировать повестку и быстрее двигаться к намеченным целям.

О транспорте и инвестициях

На ответы журналистам времени оставалось совсем мало, поэтому вопросов было всего два.

Так, поинтересовались акулы пера о том, как привлечь инвестиции в город – собственно, на это делался упор в Стратегии.

Градоначальница акцентировала внимание на сопровождении бизнеса:

– У нас есть налоговые преференции и ресурсы, но это не панацея. Есть много привлекательных для инвестпроектов факторов. Почему не получается? Во многом успех инвестпроекта зависит от его сопровождения. С этой целью при мэрии созданы две рабочие группы. Одна проходит с ресурсоснабжающими организациями. От того, как быстро они получат проект межевания и разрешение на строительство, как ресурсники быстро зайдут на развитие сетей, зависит успех проекта. Мы провели с правительством большую системную работу по расширению возможностей в оформлении документов. Второй залог успеха – личные контакты, и вторая рабочая группа работает под моим руководством. У нас личные контакты с инвесторами, обсуждаем их проблемы и способы решения вопросов. Разработали чек-листы. Это создает хорошую имиджевую политику. Это приводит к тому, что бизнесмены начинают нам доверять. У нас есть проекты до 100 млн. и свыше 1 млрд. рублей. Но если есть проблемы, мы встречаемся и их решаем.

КОРБУТ прибег к метафоре:

– Если вы видите в супермаркете десяток касс, то какой кассе отдадите предпочтение? Той, где качественнее и быстрее обслуживание. Если мы создадим условия для инвесторов и избавим их от бумажной волокиты... Когда они поймут, что до ввода в эксплуатацию объекта проходят не годы, а месяцы, то, естественно, выберут наш город.

Спросили и о наболевшем – повышении стоимости проезда до 30 рублей (по безналичной системе – до 25 рублей). ФАДИНА объяснила, почему эта мера была необходима:

– Если вы проанализируете практику, то плата за проезд в транспорте не менялась несколько лет. РЭК устанавливает тарифы для ресурсоснабжающих организаций, и разница между ними и реальной ценой проезда росла. То, что происходит с ГСМ, мы видим. Тариф нужно менять. Что происходило с городским бюджетом, когда приходилось компенсировать эту разницу? Сумма росла. Чудес не бывает! Нас поддерживают частные перевозчики. Мы структурировали каждый тариф. Мы не перекладываем бремя ответственности на жителей, занимаемся оптимизацией. Когда мы приобретали «ПАЗ Вектор Next», то брали во внимание, что за последние несколько лет пассажиропоток существенно изменился. Жители пересаживаются на легковые автомобили, появляются новые частные перевозчики. Когда пассажиропоток меняется, а с составом транспорта ничего не происходит, получается, что мы возим на некоторых маршрутах воздух. Но это не значит, что не будут приобретаться автобусы большого класса. Мы разговариваем с компаниями, работающими на метане. Скоро к нам придут автобусы большого класса на метане. Тема повышения стоимости проезда актуальна и для муниципальных, и для частных перевозчиков. 30 рублей – предельный размер за наличный расчет. Для чего это нужно? Во всех городах борются с нелегальным оборотом денежных средств. Москва в этом деле была первопроходцем. Мы хотим, чтобы все участники транспортного рынка работали легально, и мы могли бы распределять из денежных потоков размер ожидаемых поступлений в бюджет. Эта история должна мотивировать жителей.

– Идет работа, чтобы муниципальные транспортные предприятия не были дотационными. Это и есть одна из причин повышения платы за проезд. Предельная плата за проезд в 30 рублей не означает, что жители будут платить эту сумму. Ничто не мешает частным перевозчикам устанавливать плату в 20, 22 и 25 рублей, – добавил КОРБУТ.

МАСАН и Ко

Затем градоначальница, спикер и журналисты поднялись наверх – в основной зал, уже заполненный депутатами, чиновниками и общественниками. Расположившись «во главе стола» спикер Горсовета произнес короткую вступительную речь:

– Мы выходим на заключительный этап утверждения Стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Сегодня у нас записались на публичные слушания более 150 человек, половина из выступающих – простые омичи, которые хотят внести свою лепту. Депутаты Горсовета также не остались в стороне. В состав рабочей группы по Стратегии-2030 вошли 7 депутатов, по 1 человеку от комитета.

За трибуну вышел директор департамента финансов и контроля, вице-мэр Богдан МАСАН. Он повторил широкой публике то, что мэр рассказывала журналистам на брифинге, и дал понять, что базовым принципом формирования Стратегии развития является все-таки позиционирование Омска как территории комфорта:

– Эта цель соответствует главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, который был определен президентом Российской Федерации, – устойчивое повышение благосостояния российских граждан. Приоритеты социально-экономического развития Омска сформированы в соответствии с приоритетами Омской области.

Он уточнил первичный план:

– Предстоит расширить формы и методы вовлечения горожан в решение вопросов местного значения. Это предусматривает создание благоприятных условий для развития общественных организаций, комитетов территориального общественного самоуправления, других институтов гражданского общества и системы партнерских отношений между институтами власти и местным сообществом.

Плюсы и минусы проекта документа озвучили известные омичи. Секретарь Общественной палаты региона Лидия ГЕРАСИМОВА заявила с трибуны:

– Важность Стратегии развития переоценить невозможно – это ключевой ориентир развития города на долгосрочный период. Активное участие в ее обсуждении принимали представители Общественной палаты Омской области. Предложения, в том числе и наши, которые касаются благоустройства окружающей среды, транспорта, проблем, связанных с содержанием дорог и их обновлением, уже сейчас находят отражения в проекте Стратегии-2030.

Завкафедрой экономики и управления человеческими ресурсами экономического факультета ОмГУ, депутат Заксобрания Владимир ПОЛОВИНКО подчеркнул, что Стратегия основана на критическом анализе нынешнего состояния города, что и позволило выявить «реалистичные векторы развития»:

– Проект Стратегии-2030 является наиболее удачным примером долгосрочного планирования. Это задел на перспективу. Одной из целей Стратегии является повышение эффективности муниципального и общественного управления. Отсюда и основные направления деятельности муниципалитета в сфере имущественных отношений: повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками; формирование муниципальной собственности города Омска и обеспечение поступления в бюджет города Омска неналоговых доходов от использования имущества. Этим мерам будет уделено пристальное внимание.

Выступил и заведующий кафедрой «Информационные технологии» СибАДИ, председатель регионального отделения «Всероссийское общество охраны природы» Анатолий СОЛОВЬЕВ, который внезапно предложил сделать стерха символом региона:

– При составлении Стратегии дан очень хороший подробный анализ сегодняшней социально-экономической ситуации в Омске. Она проработана до конкретных векторов развития – и в экономике, и в транспорте, и в социальной сфере. Это позволяет видеть, что конкретно будет происходить в различных направлениях развития Омска, что предполагается сделать в каждой сфере. Мне понравилось, что в проект включен так называемый финансовый менеджмент, который демонстрирует эффективность управления, т.е. эффективное использование активов города с точки зрения правильного использования ресурсов и наращивания доходной базы.

Деловую область представлял соучредитель ООО «Музыка и кино» Денис КОШЕЛЬ:

– Я в бизнесе 27 лет, знаю все этапы стагнации этой сферы в Омске. В общении с руководителями часто задавался вопрос: «Что нужно бизнесу?» Самый распространенный ответ у предпринимателей: «Чтобы не мешали». Я же всегда отвечал: «Мне нужно, чтобы я мог до офиса дойти в чистых ботинках». Наша экономика реализовала «омскую модель Чучхе», где идет опора на собственные силы, так называемая замкнутая модель. Специфика омского бизнеса в том, что подпитка потребительского спроса происходит за счет бюджетников, самой широкой категории. Один наш ритейлер-патриот сказал, что пока существуют пенсионеры, экономика города будет жить. Еще одна проблема – дефицит не только квалифицированных, но и неквалифицированных кадров. Университетам надо увеличить количество бюджетных мест, это позволит уменьшить отток талантливых выпускников в московские образовательные центры. Но причина миграции и эмиграции многих предпринимателей не в том, что у нас экономика деградирует, а в отсутствии комфортной среды. Историй удачной экспансии в другие города становится все больше. Однако сейчас ситуация меняется. Бывало, что после того, как привели в порядок центр города, бизнесмены вернулись в Омск и ощущают себя здесь комфортно.

Свелось же все к предложению введения льгот для предпринимателей.

Председатель «Гражданского совета по развитию общества» Эдуард ФОМИН предложил создать матричную структуру развития города. А заслуженный энергетик России, почетный работник жилищно-коммунального хозяйства Николай ПАРШУКОВ настаивал на том, что бюджет можно пополнить за счет налогов – и для начала необходимо провести инвентаризацию и актуализировать данные жилищного фонда:

– Денег в Омске куры не клюют. Это не потому, что их нет, а потому, что склевать не успевают. Надо только распоряжаться ими по-хозяйски, вкладывать в развитие региона, а не красть и не попустительствовать жуликам, нужно изничтожать беззаконие.

19 декабря в городском парламенте будет рассматриваться принятие Стратегии развития. Уже официально.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.