20 декабря на заседании Заксобрания депутаты внесли очередные, четвертые по счету изменения в бюджет 2018 года. Уже на следующий день, 21 декабря, министр финансов Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО на пресс-конференции подвел предварительные итоги исполнения регионального бюджета в текущем году. «КВ» представляют основные моменты из беседы Вадима Александровича с журналистами.
О четвертых изменениях в бюджет
Четвертыми изменениями основные параметры бюджета скорректированы незначительно, налоговые и неналоговые доходы уменьшены на 300 млн. рублей, при этом безвозмездные поступления подросли на 420 млн. рублей. Дефицит снижен на 200 млн. рублей и составил 950 млн. рублей. Расходная часть бюджета достигла 87,2 млрд. рублей. Отмечу, что серьезно уменьшен план по налогу на прибыль, но это снижение по большей части нивелировано положительной динамикой по НДФЛ.
Об ожидаемой оценке исполнения
Итоговые параметры будут другими. Напомню, что корректировать налоговые и неналоговые доходы мы можем исключительно по прогнозам главных администраторов, их прогноз к четвертым изменениям формировался еще в октябре, и за прошедшее время картина по налоговым поступлениям изменилась.
Уже сейчас можно сказать, что бюджет 2018 года будет исполнен без дефицита. Более того, мы ожидаем существенный профицит. С чем это связано? Сразу скажу, в части расходования средств никому мы руки не выкручивали. Небольшой объем неосвоения областных средств будет по тем или иным причинам сформирован, но предусмотренные в бюджете расходы минфин не урезал.
А вот динамика по налоговым и неналоговым доходам улучшилась. Ожидаем дополнительно сумму в пределах 1 млрд. рублей. Кроме того, буквально «под елочку» поступили межбюджетные трансферты – нецелевая поддержка в размере 1,25 млрд. рублей. Расходовать эти средства уже нет времени, да и главные распорядители бюджетных средств «упакованы» финансами в необходимом объеме. Поэтому все дополнительные средства, которые поступят, мы сможем направить на снижение дефицита бюджета и на формирование профицита.
О профиците
Впервые озвучу эту цифру: мы ожидаем по итогам года профицит порядка 1,5 млрд. рублей. Должен сказать, что финишируем с профицитом мы впервые за последние 13 лет – такая ситуация была в 2005 году. Профицит будет направлен на погашение коммерческих кредитов. Так что впервые за все это время будет у нас и реальное уменьшение госдолга. Это результат той долговой политики, которую минфин начал проводить с 2015 года, серьезный успех работы правительства Омской области.
О долговой нагрузке и подушке безопасности
К концу 2018 года, согласно требованиям Федерации, мы должны были выйти на долговую нагрузку регионального бюджета не выше 78%. По действующему бюджету опережаем этот показатель – выходим на 75,7%. А по итогам исполнения, погасив за счет профицита определенный объем коммерческих кредитов, снизим нагрузку примерно до 71%. При этом по требованиям Федерации на конец 2019 года долговая нагрузка не должна быть выше 75%. То есть вот эти 4% разницы – это наш запас, наша подушка безопасности, и в случае, если с поступлением доходов возникнут в 2019 году сложности, мы сможем в крайнем случае на уровне этих 4% долговую нагрузку увеличить, а это порядка 2,5 млрд. рублей.
О динамике по налогам
По итогам 9 месяцев динамика по доходам была неблагоприятная, она выходила менее 3%, тогда как в плановых назначениях составляла 4,2%. Но четвертый квартал показал позитивный результат, по итогам года сложится перевыполнение плановых показателей, ожидаемый результат – 61,3 млрд. рублей. Этот результат мы ждем за счет дополнительных поступлений по акцизам на крепкий алкоголь и акцизам на ГСМ, также на сумму около 100 млн. рублей будет перевыполнен план по НДФЛ.
По налогу на прибыль при этом тенденция сохраняется негативная. Волатильность в основном происходит за счет крупнейших налогоплательщиков, в первую очередь тех, которые входят в консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) и, соответственно, зависят от внешних экономических факторов. Работа выстроена с крупнейшими налогоплательщиками, диалог есть с каждым из них. Есть и положительные результаты этого взаимодействия, например, по производителям пива, которые динамику поступлений по налогу на прибыль формируют положительную, тогда как во многих других регионах у них идет падение.
О федеральных трансфертах
По федеральным трансфертам динамика впечатляющая. В этом году общий объем федеральных поступлений в областной бюджет составит 27 млрд., тогда как в 2017 году было всего 16,2 млрд. рублей. Последнюю дотацию в 1,25 млрд. рублей регион получил в связи с тем, что по итогам 9 месяцев динамика по доходам была ниже плановых значений, и при сопоставлении первоочередных расходов региона с собственными доходами выяснилось, что есть некий дефицит. Другими словами, не было бы счастья, да несчастье помогло.
О региональном маткапитале в 2019 году
Нормативно-правовой акт по реализации в 2019 году программы регионального маткапитала, пока не принят. Согласно действующему законодательству в 2018 году эта мера поддержки заканчивает свое действие, но при этом введена сейчас ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующего детей, регион эту меру софинансирует. Несмотря на то, что Омская область находится в определенных бюджетных ограничениях, объем расходов областного бюджета на социальную поддержку в 2019 году не уменьшится. Но при этом и существенно увеличить расходы на эти цели мы не можем. Принятие решения по введению тех или иных мер поддержки должно происходить в совокупности с анализом уже имеющихся мер. Высвободились ресурсы на одном направлении – значит, можно расширять другое направление. Решения такого рода непростые, здесь важно не навредить. Работа отраслевым министерством ведется, о результатах министр в следующем году, я думаю, сообщит. Разумеется, все те, кто уже получил сертификаты на региональный маткапитал, выплаты будут получать в полном объеме.
О кредитной политике региона
В 2018 году будет достигнут хороший результат по сокращению расходов на уплату процентов по кредитам. Если в первоначальном бюджете на эти цели было предусмотрено 2 млрд. рублей, то в действующем бюджете эта статья сокращена на 300 млн., то есть до 1,7 млрд. рублей, а по итогам исполнения мы выйдем на цифру в 1,55 – 1,6 млрд. рублей.
Это результат применения комплекса инструментов. Во-первых, управление ликвидностью счета. Во-вторых, в этом году мы привлекли беспрецедентное количество коммерческих кредитов на рефинансирование ранее открытых кредитных линий, мы за год несколько раз подходили к одним и тем же кредитным линиям с точки зрения удешевления их стоимости. Ужались по процентным ставкам до такой степени, что ниже просто не могло быть. Сейчас у нас основной объем кредитных линий по ставке 7,5-7,7%. По всему портфелю с учетом бюджетных кредитов средневзвешенная ставка по итогам года будет на уровне 5,16%. На следующий год кредитными линиями мы неплохо упакованы, и основной объем рефинансирования имеющихся кредитных линий будет происходить в 2020 – 2021 годах. Сомневаюсь, что в 2019 году конъюнктура сложится такая, что кредиты станут дешевле. Но если вдруг случится чудо, например, санкции отменят и ситуация на рынке резко улучшится, конечно, будем работать над дальнейшим снижением ставки.
О темпах освоения федеральных средств
Есть устойчивая динамика сокращения объемов неосвоения федеральных средств. Если в 2015 году сформировалось больше 3 млрд. рублей остатков по федеральным средствам, то в 2017 году уже на уровне 800 млн. рублей, а в этом году, по нашей оценке, неиспользованными останется не более 400 – 500 млн. рублей. И надо понимать, что часть этих средств не израсходована по объективным причинам, в основном это субвенции, те средства, которые предоставляются по заявочному принципу. На предстоящий бюджетный год очень серьезные задачи поставлены губернатором по повышению качества расходования федеральных средств. Сейчас под руководством заместителя председателя областного правительства Дмитрия Владимировича УШАКОВА сформирована и действует рабочая группа, которая все государственные программы, реализуемые в регионе, пересматривает с точки зрения корректировки показателей. Нельзя ориентироваться только на такой показатель, как процент освоения средств. Нужны качественные показатели, и все члены правительства к этому относятся сегодня с пониманием.
Об уходе налогов в федеральный центр
Да, действительно, у одних регионов больший процент собранных на территории налогов уходит в федеральный центр, у других – меньший. У Омской области уходит большая доля, чем у того же Новосибирска. Но это не значит, что к регионам применяются разные подходы. Эта дифференциация зависит от структуры экономики конкретных субъектов РФ. К сожалению, невозможно сформировать такую налоговую политику, которая абсолютно справедливо учитывала бы ситуацию в каждом регионе. Логика Федерации такова, что основные налоги крупных предприятий уходят на федеральный уровень, а налоги, которые собираются с малого и среднего бизнеса (то есть с тех, на кого больше распространяется влияние местной власти), по большей части остаются на уровне субъекта или муниципалитета. В Омской области традиционно преобладал крупняк – оборонка и нефтянка.
Об изменениях в минфине при формировании нового правительства
Минфин, с одной стороны, одно из наиболее консервативных ведомств, с другой стороны, постоянно внутреннюю структуру ведомства мы совершенствуем. Тот кадровый потенциал, который в министерстве есть, очень ценится. Резких движений с точки зрения замены заместителей я не планирую. Когда принимаем на службу людей, лично с каждым специалистом, прошедшим конкурс, встречаюсь, объясняю и ответственность, и какие надежды мы на него возлагаем. Важен каждый сотрудник, на каждом лежит огромная ответственность, ведь минфин – некий фильтр, через сито которого проходят все предложения и решения органов исполнительной власти. Неправда, что на все предложения коллег минфин предпочитает отвечать «денег нет». Любое предложение анализируется с точки зрения эффективности. Если эффективность налицо, мы отвечаем: деньги найдем.