Настоящая фантастика-2016
Серия «Русская фантастика»
М.: Издательство «Э», 2016 год. – 768 стр.
Тираж 2500 экз.
Модель для сборки
«Делать чудеса – все равно что делать детей, – никогда ведь не знаешь, получится или нет»
В аннотации говорится, что традиционный ежегодный сборник выпускается по итогам Крымского фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг». Если это ежегодник творчества начинающих, то особых претензий к нему быть не может: должны же молодые где-то набирать и оттачивать мастерство. Но тогда не совсем соответствует этой сути бренд – «Настоящая фантастика». «Настоящесть» предусматривает некое стабильное качество. А сборники выходят неровные год к году. И обозреваемый – один из самых слабых в серии. Большинство произведений, как поступки героя в рассказе «Модель для сборки» Леонида КАГАНОВА и Сергея ЧЕКМАРЕВА, являются тенями, отражениями, эхом уже существующих фантастических повестей и рассказов. Так, например, «Тень и Элиза» Юлианы ЛЕБЕДИНСКОЙ – некая помесь «Мизери» с историями о прозрении в обществе с навязанной фальшивой идеологией. «Как он был от нас далек» Ярослава ВЕРОВА и Игоря МИНАКОВА напоминает многочисленные советские НФ-романы о попаданце из социалистического прошлого в будущий бесклассовый мир. Хотя чисто литературно – наиболее гладок из всех произведений сборника. Правда, «Скрипичный ключ» Ники БАТХЕН еще более точно выстроен литературно, даже близок к «боллитре» – неоднозначен, жизненен, с грустной улыбкой в конце и неким трибьютом волшебнику из Гель-Гью. Половина авторов уже далеко не начинающие. Поэтому и хотелось бы от них чего-то нестандартнее. Однако чуть ли не единственной действительно оригинальной с точки зрения классического ФД (фантастического допущения) является лишь «Гексаграмма № 63» Александра ДЕНИСОВА. Ранее не встречал такую концепцию путешествий во времени. «Китоврас» Майка ГЕЛПРИНА о мире, где кентавры покорили людей, а по смыслу – все тот же вариант прозрения в идеологически выстроенном обществе. «Пена» Натальи ДУХИНОЙ с путешествием в будущее напоминает сразу массу аналогичных. В ее же «Я не зомби!» просто запутываешься во флэшбэках.
mif1959
Андрей КУРПАТОВ
Красная таблетка
Серия «Академия смысла»
М.: Издательство Капитал, 2018 год. – 352 стр.
Тираж 10 000 экз.
«Реальность скрыта от нас»
Понять себя и мир, в котором живем
«Доктор Андрей КУРПАТОВ» – так именует себя автор, книга которого, по уверению издателей, его «первая научно-популярная книга за последние десять лет, результат большого и серьезного исследования». Во избежание возможных проблем книгу снабдили подзаголовком «Посмотри правде в глаза!» и двумя пометами: «книга для интеллектуального меньшинства», «абсолютно не рекомендована тем, кто готов по любому поводу оскорбиться». Нынче время такое: выходят одна за другой книги, где читателям задорно поясняют, мол, на самом деле все совсем не так, как вам кажется. К примеру, об этом же самом издал свою книгу «Веритофобия» Михаил ВЕЛЛЕР. «Веритофобия», то бишь боязнь правды. КУРПАТОВ тоже дует в эту трубу: «Настоящий мир не таков, каким он нам кажется. Мы смотрим на него через призму своих ощущений, опыта и абстрактных установок. И эта «призма» – лишь версия происходящих событий, тогда как подлинная реальность скрыта от нас. Все, что мы думаем, чувствуем, переживаем, – иллюзия, своего рода галлюцинация, произведенная нашим мозгом. Мы сами полностью обусловлены воспитанием и культурой, в которой сформировались. Нам кажется, что мы – результат собственного сознательного выбора, а мы – лишь случайная производная. Нас создала социальная машина, которая сама запуталась в собственных предрассудках, лжи и откровенном невежестве». Во всяком случае есть о чем поразмышлять. «Нам слишком долго рассказывали о счастье, об успехе и любви. Но никто не предупредил, что радостные чувства мимолетны, успех кажется таковым только со стороны, а всякая страсть заканчивается разочарованием»...
Е.К.
Фернандо ПЕССОА
Книга непокоя
М.: Издательство Ад Маргинем Пресс, 2016 год. – 488 стр.
Пер. Ирина Фещенко-Скворцова
«Люблю зрением, а не фантазией»
Привет из португальского прошлого
«Я имею о глубокой любви и о полезном ее использовании понятие поверхностное и декоративное. Я подвержен видимым страстям. Я сохраняю неприкосновенным сердце,отданное менее реальным предназначениям». Это фрагмент из «Книги непокоя», автор которой Фернандо ПЕССОА (1888–1935), великий португальский поэт начала ХХ столетия. «Я люблю так: останавливаюсь на красивой, притягательной или каким-либо другим образом приятной фигуре женщины или мужчины – там, где нет желания, нет и предпочтения в отношении пола, – и эта фигура меня ослепляет, меня увлекает, захватывает меня. Однако я не желаю большего, чем видеть ее, и не знаю большего ужаса, чем возможность узнать ближе и говорить с реальным человеком, которого эта фигура, очевидно, представляет. Я люблю зрением, а не фантазией». Впервые книга была опубликована спустя полсотни лет после ухода автора из жизни. Как напоминают издатели, «Книга непокоя» является уникальным сборником афористичных высказываний, составляющих автобиографию Бернарду Суареша, помощника бухгалтера в городе Лиссабоне, одной из альтернативных личностей поэта. Подобного рода тексты (а скорее это не афоризмы, а мимолетные эссе) читаются не быстро, однако дают богатую пищу для воображения. «Огромное количество людей и вещей, образующее мир, для меня является бесконечной галереей картин, чей внутренний мир для меня неважен. Он неважен для меня, потому что душа – однообразна и всегда та же у всех людей; она отличается только своими личными проявлениями, лучшее в ней – то, что переполняет лицо, манеры, жесты, и так входит в картину, что меня захватывает и, различно, но постоянно, меня привязывает».
Е.К.
Джон ГРИШЕМ
Остров Камино
Серия «Гришэм: лучшие детективы»
М.: Издательства Neoclassic, АСТ, 2018 год. – 384 стр.
Тираж 12 000 экз.
«Проверка личностей»
А если рукопись украли?
«Злоумышленник выдал себя за Невилла Манчина, который действительно преподавал американскую литературу в Портлендском университете штата Орегон и собирался защитить диссертацию в Стэнфорде. В письме на искусно подделанном бланке колледжа «профессор Манчин» сообщал, что является преданным поклонником Скотта Фицджеральда и очень хотел бы увидеть «рукописи и бумаги» великого писателя во время своей предстоящей поездки на Восточное побережье. Письмо было адресовано д-ру Джеффри Брауну, руководителю отдела рукописей Департамента редких книг и специальных коллекций Библиотеки Файрстоуна Принстонского университета. После надлежащей сортировки всей поступающей корреспонденции оно в конечном итоге попало на стол младшего библиотекаря Эда Фолка, в обязанности которого среди прочих рутинных занятий входила проверка личности от правителей писем», – самые захватывающие истории, как правило, начинаются самым обыденным образом. Так в чем же дело? А в том, что библиотека Принстонского университета и впрямь ограблена: похищены бесценные рукописи Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Полиция и ФБР в тупике, и тогда нанятое страховой компанией частное детективное агентство, специализирующееся на розыске краденых предметов искусства, начинает собственную охоту на похитителей. След исчезнувших рукописей тянется на курортный островок Камино у побережья Флориды, где живет знаменитый антиквар и библиофил Брюс Кэйбл и компания его друзей-писателей.
Туда-то детективы и подсылают своего крота – начинающую писательницу Мерсер Манн.
Но удастся ли ей, никогда прежде не участвовавшей в расследованиях, вычислить таинственного преступника?
Е.К.