Павел ФОКИН
Александр ЗИНОВЬЕВ. Прометей отвергнутый
Серия «Жизнь замечательных людей»
М.: Молодая гвардия, 2016 год. – 749 стр.
Тираж 3 000 экз.
Осознать «феномен Зиновьева»
Биография философа
Как можно прочитать на сайте издательства, Павел ФОКИН филолог-профессионал: ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея. Окончил Калининградский госуниверситет, кандидат филологических наук (1995, «Структура и образ автора в «Дневнике писателя»“ 1876 – 1877 гг. Ф. М. Достоевского»). Член Российского общества Ф. М. Достоевского, член Международного общества Ф. М. Достоевского (IDS). По его собственным словам, работая над первой полной биографией отечественного философа, ученого, писателя Александра Зиновьева (1922?2006), ФОКИН стремился к максимальной серьезности, достоверности и ответственности: «Я – современник Зиновьева. Младший, конечно, но все же 40 лет у нас общие. Я родился и вырос в советское время, и мне многое памятно и понятно. К тому же я никогда не был сугубо академическим ученым, который все время сидит в своем «кабинете» – в своем Достоевском. Я интересовался широким кругом тем: и современной литературой, и литературой русской эмиграции, и творчеством разного рода неофициальных писателей. Хотя Зиновьев, признаюсь, ни как писатель, ни как публицист не был мне близок. Солженицын, например, волновал гораздо сильнее». Качественность этой зиновьевской биографии читатель может оценить сам при желании, тем более что своем выходе она вызвала интерес. Как справедливо напоминают издатели, анонсируя книгу, биография Александра ЗИНОВЬЕВА могла бы стать основой приключенческого сериала. Его преследовал НКВД, он воевал на фронте, за инакомыслие его выслали из страны, он получил мировое признание, он объездил весь свет. Простой крестьянский сын, родом из глухой деревни, он стал интеллектуальным лидером нескольких поколений отечественных и зарубежных философов. Его «социологические романы» принесли ему славу «первого писателя XXI века» задолго до начала нового столетия. Его боготворили и ниспровергали, называли гением и сумасшедшим, обожали и ненавидели, награждали и готовили покушения на него. Книга Павла ФОКИНА основана на богатом документальном материале.
Е.К.
Елена МИХАЛКОВА
След лисицы на камнях
М.: Издательство АСТ, 2018 год.. – 384 стр.
Тираж 18 000 экз.
«Птица Сирин»
Илюшин и Бабкин вновь ищут преступника
«На полке лежал гребень — безделушка, купленная вместе с салфетками. Единственным его безусловным достоинством был возраст: если верить бывшей хозяйке, гребень принадлежал ее прабабке. Красильщиков любил эту грубоватую поделку с вырезанной на деревянной ручке птицей Сирин, длинной, как такса, и такой же носатой. Половину зубьев гребень потерял, и теперь в нем не осталось ни красоты, ни смысла – лишь притязание на обладание тем и другим, да и то обращенное в прошлое. Вера Бакшаева взяла его, повертела. И вдруг без всякого усилия переломила пополам. Высохшая от старости птица жалобно крякнула напоследок, и голова осталась у Веры в левой руке, а облезлый хвост – в правой». История, в общем-то, проста: некий Андрей Красильников купил в деревне дом. Да и не просто дом, а трехэтажный терем. Терем насчитывал уже сто лет жизни и был порядком изношен. Красильников три года его восстанавливал, потратил кучу денег – как вдруг оказалось, что его сделка ничтожна: у дома есть другой владелец. Та самая Вера Бакшаева. И произошло непоправимое... Или только так кажется Красильникову? В общем, друзья-детективы Макар Илюшин и Сергей Бабкин заполучили необычное дело. Их клиент – убийца. Но было ли убийство? Или это чья-то чудовищная мистификация? Поиск жертвы, которой не было, подобен игре в салочки с призраком. Поднимаются тени прошлого, открываются давно забытые тайны, причудливо сплетаются правда и ложь. Победителей не будет. Сумеют ли детективы Бабкин и Илюшин не проиграть?
Е.К.
Анна ГАВАЛЬДА
Я признаюсь
Пер. с франц.
Серия «Современная французская проза»
Москва: Издательство АСТ, 2018 год. – 320 с.
Тираж 20 000 экз.
«Влюбляюсь вдрабадан»
Новые интерпретации старых кошмаров
«Я совершенно не хотела туда идти. Я устала как собака, чувствовала себя уродиной, к тому же мне нужна была эпиляция. В таком состоянии я за себя не отвечаю и, понимая, что мне ничего не светит, всегда напиваюсь вдрабадан. Да, я чересчур щепетильна, пусть так, но это сильнее меня: если я выгляжу не супер, а моя «киска» не выбрита безупречно, я не позволяю себе никаких вольностей. Да еще и с шефом умудрилась сцепиться, с этим кретином, пока клетки чистила, и это окончательно меня добило. Все из-за этих «Паппи Сенситив», новой линейки консервов «Про Канина». Так размышляет героиня новеллы «Куртуазная любовь». Текст, что называется, на любителя, но такова уж современная французская проза. Да и кто нынче отличит дилетанта от профессионала? Стоит глубокомысленно произнести волшебное: я так вижу! – и дело в шляпе. Вот как, например, профессионал ГАВАЛЬДА представляет собственную книгу: «Я могла бы сказать, что это сборник новелл, историй, что их всего семь и все они написаны от первого лица, но я вижу книгу иначе. Для меня это не просто истории и, главное, не просто персонажи, для меня это люди. Живые люди. Из плоти и крови. Людмила, Поль, Жан и другие, безымянные, рассказывают о себе. Почти все они говорят в темноте, ночью или в такой момент жизни, когда не слишком хорошо отличают день от ночи. Пытаясь разобраться в себе, они разоблачаются, открывают душу. Получается не у всех, но даже попытки заставляют меня сопереживать. Говорить, что сопереживаешь собственным персонажам, наверное, слишком пафосно, но повторяю: для меня это не персонажи, а люди, реальные люди, мои новые знакомые, которых я и представляю вам сегодня».
Е.К.
Все новые сказки.
Серия «Эксклюзив Миллениум».
М.: Издательство АСТ, 2017 год. – 640 стр.
Тираж 7 000 экз.
Бездна тоже смотрит в тебя
Там, на ступеньках, вас ждут…
«Это не рождественские истории, которые так хорошо читать детям на ночь. Это страшные истории о тьме, которая стоит за порогом и ждет, когда ты сделаешь один неверный шаг, о странных и жутких существах, которые бродят за окном и иногда заглядывают по твою душу. Нил ГЕЙМАН и Эл САРРАНТОНИО собрали лучшие рассказы в жанре хоррор и саспенс, написанные признанными мастерами американской прозы» – это из аннотации к сборнику. Составители посвятили ее рассказывателям историй: Александру Дюма, Марку Твену, Чарльзу Диккенсу, а прежде всего Шехерезаде. Главное, по мнению Нила ГЕЙМАНА, что объединяет их произведения, заинтересованный вопрос читателя: а что было потом?
Хотя великолепный рассказ самого ГЕЙМАНА «Истина – пещера в Черных горах» такого вопроса не вызовет. Мы прекрасно знаем, что будет потом: скелет на горном склоне. История мести рассказана просто, но мы не сразу понимаем, кто является объектом этой мести. Точно так же незамысловато написаны «Звезды падают» Джо ЛЭНСДЕЙЛА. Вполне реалистическая история о вернувшемся с Первой мировой солдате, который уже не нужен дому и семье. Более того, он был не нужен еще до ухода на фронт. Теперь он изменился и готов ценить простые семейные радости, да поздно: что умерло, того не оживить.
А вот «Терапевт» Джеффри ДИВЕРА написан изощренно. Начинается он спокойно, от первого лица: психолог рассказывает о существовании неких «неме» – что-то вроде «паразитов сознания» Колина Уилсона, которые как вирус внедряются в человека, и тот становится подвержен внезапной необъяснимой агрессии – вплоть до немотивируемых убийств. И тут бац – неожиданный удар по читателю. А потом еще. И только читатель уже соглашается, что «неме» – шизофреническая фантазия, как автор снова переворачивает ситуацию.
Джо ХИЛЛ в «Дьяволе на лестнице» даже сам текст построил лестницей, передавая его формой каждодневную монотонную жизнь профессиональных грузчиков, зарабатывающих поднятием грузов по бесконечным лестницам в горы и обратно. А в самом конце эта притча о встрече с сыном дьявола неожиданно вылезла в натуральную политическую действительность.
mif1959