Экипаж команды «Сила Сибири» не успеет отремонтировать судно, пострадавшее у берегов Пальма-де-Майорки.
Пятнадцатого ноября в Омском Союзе журналистов состоялась встреча с экипажем яхты «Сила Сибири». Омские моряки рассказали о кругосветном путешествии, которое запланировано ближайшим летом, президентском гранте и о планах подготовки к предстоящей морской экспедиции.
Точное количество членов экипажа, которое отправится на покорение морей, неизвестно. Пока команда ведет подготовку сценария отплытия, которое намечено на День речника – 7 июля 2019 года. С омского речного вокзала через ХМАО яхта направится по Севморпути, посетит Тикси, пройдет Канадскую Арктику и Гренландию и выйдет на маршрут Беллинсгаузена, обогнув Антарктиду. Сама экспедиция посвящена 200-летию открытия самого южного материка планеты – Антарктиды.
Проект омского экипажа «Сила Сибири» заручился поддержкой президентского гранта, фонд «Сибирские парусные экспедиции» направил около 10 млн. рублей на поддержку кругосветки. По подсчетам участников экспедиции, общая сумма расходов на реализацию проекта составит порядка 57 млн. рублей, пока удалось собрать только 35 млн. рублей. На сегодняшний день моряки продолжают искать софинансирование проекта. Также как и водный транспорт, который и должен стать лицом проекта.
Дело в том, что морское судно в распоряжение омских моряков предоставил депутат Заксобрания Омской области Валерий КОКОРИН, однако в октябре 2018 года яхта потерпела крушение у берегов Пальма-де-Майорки. Как отмечает командор экспедиции, капитан Сергей ЩЕРБАКОВ, полученные повреждения до отплытия устранить не удастся. Сейчас с разбитой яхтой работает специальная комиссия и страховая компания. Пока известно одно, что экипаж, присутствовавший на борту в момент буйстования стихии, не смог бы сохранить судно.
– То, что там произошло, – это стихия. Она дала шанс. И очень хорошо, что люди остались живы и никто не пострадал, но при этом сама лодка получила повреждения. Сейчас там комиссия, представитель от страховой компании. Ведется еще до сих пор исследование, но признано, что экипаж сделал все возможное и от него зависящее, – рассказал Сергей ЩЕРБАКОВ.
На сегодняшний день команда ищет замену яхте. Главный критерий, которым должен обладать водный транспорт, – «ходить под российским флагом». Известно, что переговоры ведутся с судовладельцами из Крыма и Поволжья, однако если не удастся договориться, то команда стартует на старой омской яхте «Сибирь».
– До конца ноября определимся. Даже если нам откажут в новом судне, то и «Сибирь» сможет выстоять. Но у нее другие тактико-технические характеристики, она не сможет в установленное время обойти вокруг двух полюсов. Программа в этом случае будет скорректирована, – подчеркнул капитан.
Вместимость судов, которые рассматриваются для экспедиции, должна составлять около 14 человек. Пока организаторы не исключают варианты морского туризма, то есть присутствия на борту туриста. Единственное качество, которым должен обладать путешественник, – это физическая подготовка. Исключением не станут и женщины, которые, как принято считать, являются «бедой на корабле».
– День путешествия под парусом будет стоить порядка десяти тысяч рублей. При этом совсем не обязательно, чтобы турист находился на яхте все 150 дней. Это может быть и неделя, и несколько дней, – отметил ЩЕРБАКОВ.
Запланировано, что по территории Российской Федерации экспедиционная яхта пройдет под омским флагом, а уже выйдя за пределы страны, судно пойдет под российским флагом. Возвращение омских путешественников намечено в конце 2020 года.
– Как говорится, удача улыбается подготовленным. Если экипаж подготовленный – меньше волнения. Для того чтобы снять эти волнения, нужно проделать очень большую работу. Очень большой объем работы – это техническая часть. Если все это удастся, а я уверен, что силами экипажа мы все это сделаем, так что и волнения будет меньше. А волнения только из-за погоды, – пояснил помощник капитана Владимир ЗАЗДРАВНЫХ.
Однако присутствовавшая на пресс-конференции пресс-секретарь Валерия КОКОРИНА Инна САЛЬНИКОВА удивилась, что как-то легко Сергей ЩЕРБАКОВ оставил за бортом своего интереса яхту, которую Валерий Михайлович приобрел за 1,6 млн. евро. По техническим параметрам новое судно превосходило «Сибирь»: длина 32,5 м, водоизмещение – 108 тонн, экипаж до 14 человек. Для сравнения, у «Сибири» длина 12 м, водоизмещение 8 тонн, экипаж – 8 человек.
– Яхта практически новая, – рассказывал в свое время Сергей ЩЕРБАКОВ, – построена в 2012 году. Великолепное судно, под экспедиционную деятельность подойдет по основным параметрам. Ее создавали для отдыха, чартера, чтобы по Средиземному морю ходила и гостей катала. У нас другая задача.
– Почему перед надвигающимся штормом яхта остановилась не в порту, а в открытом море, – допытывалась САЛЬНИКОВА. Очень было похоже, что инвестор подозревает, что «Сила Сибири» не встала на якорь в спокойном Порту Адриано, дабы за эту стоянку не платить.
ЩЕРБАКОВ быстро отбрил тем, что мы-де действовали «четко по указанию судовладельца»: «С ним связывался старший помощник капитана» (так и видишь КОКОРИНА, которому звонят «опытные морские волки» с Майорки: «Валерий Михайлович, вам там из Омска виднее, подскажите: надвигается шторм, что нам делать – оставаться в открытом море или идти в порт». Странный был бы диалог.
Судя по вопросам, вложив почти 100 миллионов рублей, Валерий КОКОРИН только сейчас, после ЧП, начал интересоваться: а кому он передал этот актив и на каких условиях. И, в частности, как ЩЕРБАКОВ, не имея профильного диплома, получает разрешение на плавание в международных водах?