Отчет проверки Счетной палаты Российской Федерации (выдержки из документа).
30 июля Счетная палата России обнародовала результаты проверки исполнения плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия Омска, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 2040-р. Проверка осуществлялась совместно с Контрольно-счетной палатой Омской области. Представляем читателям отдельные выдержки из этого весьма объемного документа:
«Из первоначально предусмотренных Планом (к 300-летию Омска) 33 мероприятий с объемом финансирования за счет всех источников в сумме 91 089,2 млн рублей (из них средства федерального бюджета – 31 141,8 млн руб.) в итоге реализовывалось 22 мероприятия, объем финансирования по которым составил 30 672,9 млн рублей (из них средства федерального бюджета – 16 024,9 млн руб.).
На дату празднования юбилейной даты г. Омска (август 2016 года) полностью были завершены 14 мероприятий, объем финансирования по которым составил 14 496,4 млн рублей (из них средства федерального бюджета – 9 944,7 млн руб.).
Гидроузел
Строительство Красногорского гидроузла начато с привлечением средств федерального бюджета в 2012 году. С 2014 года строительство приостановлено, строительная готовность объекта составляет 53%. При начальной стоимости строительства в сумме 9 165,8 млн рублей (из них средства федерального бюджета – 5 645,9 млн руб.) работы были профинансированы на сумму 6 172,3 млн рублей (из них 3 677,7 млн руб. – средства федерального бюджета). Потери областного бюджета от перечисленного в 2013 году ООО «НПО «Мостовик» и не погашенного до настоящего времени аванса составили 794,5 млн рублей. На поддержание Красногорского гидроузла в безопасном состоянии из областного бюджета выделялись дополнительные средства в сумме 649,7 млн рублей. Федеральными органами исполнительной власти и правительством Омской области отмечена единая позиция о необходимости завершения строительства Красногорского гидроузла. Предполагаемые затраты составят 10 351,3 млн рублей.
За два года на федеральном и региональном уровнях не урегулированы вопросы:
• финансирования строительства объекта;
• получения положительного заключения экспертизы откорректированной проектной документации и подтверждения предельной стоимости строительства объекта;
• закрепления исполнения полномочий по строительству и содержанию объекта в процессе его эксплуатации.
Текущее техническое состояние Красногорского гидроузла, отсутствие достоверности в определении сметной стоимости строительства, а также источников финансирования создают риск затягивания на неопределенное время завершения строительства объекта, имеющего важное социально-экономическое и стратегическое значение.
Метро
Строительство Омского метрополитена начато с привлечением средств федерального бюджета в 2008 году
В период проведения Счетной палатой предыдущего контрольного мероприятия (декабрь 2016 года) государственный контракт между заказчиком-застройщиком и генеральным подрядчиком на строительство объектов Омского метрополитена был расторгнут, работы не велись, степень строительной готовности объекта составляла 36%.
При предусмотренном объеме финансирования строительства в сумме 30 582,4 млн рублей (из них средства федерального бюджета – 6 116,5 млн руб.) объем затрат незавершенного строительства составил 8 773,8 млн рублей (из них средства федерального бюджета – 2 815,8 млн руб.).
В соответствии с положительными заключениями экспертизы стоимость работ по консервации объектов Омского метрополитена составляет 2 904,7 млн рублей. В нарушение норм Градостроительного кодекса РФ застройщиком (КУ «Управление по строительству») не обеспечена консервация объекта, а правительством области не приняты надлежащие меры по консервации Омского метрополитена:
• до настоящего времени не выделены бюджетные ассигнования на консервацию объекта (в том числе за счет неиспользованного остатка средств дотации из федерального бюджета в сумме 709,3 млн рублей);
• отсутствуют соответствующие ассигнования в бюджете Омской области на 2019 год, что не позволит выполнить работы по консервации объектов Омского метрополитена и в 2019–2020 годах.
В ходе осмотра сооружений Омского метрополитена установлено, что его содержание не осуществлялось, водоотведение отсутствовало, все объекты были отключены от источников электроснабжения, происходило неконтролируемое подтопление подземных сооружений грунтовыми водами.
Непринятие в 2017–2018 годах мер в части консервации объекта, в том числе предложенных Счетной палатой, привело к значительной деформации котлованов Омского метрополитена, что влечет риски:
• существенного удорожания работ по его консервации;
• возникновения аварийных ситуаций с тяжелыми последствиями, в том числе на прилегающей к жилой застройке территории (возможно, уже в 2019 году).
«Саламандра»
Реконструкция объекта культурного наследия «Здание страхового товарищества «Саламандра», 1913–1914 годы» в Омске ведется с 2014 года, общий объем затрат реконструкции составил 314,5 млн рублей (из них средства федерального бюджета – 225,3 млн руб.). По состоянию на 1 января 2019 года техническая готовность объекта составляет 52,5%, для завершения реконструкции и ввода его в эксплуатацию (с учетом строительно-монтажных работ и расходов на оборудование) необходимо 350,1 млн рублей. В ходе реконструкции, которая была начата в рамках ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)», минстроем области неоднократно нарушались условия соглашений, заключенных Минкультуры России и правительством Омской области, в части достижения показателя результативности «Техническая готовность объекта». Длительность сроков реконструкции здания страхового товарищества обусловлена следующими причинами:
• неисполнением подрядчиком принятых обязательств;
• заключением государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ с различными подрядными организациями сроком на один год. В 2019 году при наличии доведенных лимитов бюджетных обязательств государственный контракт на выполнение работ по реконструкции объекта не заключен. С учетом указанных обстоятельств существуют риски дальнейшего затягивания завершения реконструкции здания страхового товарищества.
Хирургический стационар
Продолжительность реконструкции объектов бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница № 3», 1-я очередь. Реконструкция хирургического стационара № 1» в три раза превысила сроки строительства, установленные ПСД. С ноября 2012 года по декабрь 2017 года осуществлялась реконструкция хирургического стационара, общий объем финансирования по которому составил 756,3 млн рублей (из них 237,8 млн руб. – средства федерального бюджета).
Правительством Омской области приняты неэффективные управленческие решения в части проведения реконструкции здания для размещения детского хирургического стационара, которое построено в 60-х годах ХХ века, находилось в аварийном состоянии, на момент проведения обследования (январь 2012 года) не эксплуатировалось, требовало серьезного усиления конструкций и устройства монолитных железобетонных поясов.
Проектом реконструкции объекта не было предусмотрено обустройство чистых помещений отделений реанимации, операционных, наркозных и предоперационных, что существенно усугубило сложившуюся ситуацию. Объект более года введен в эксплуатацию, но не передан в оперативное управление БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 3», так как по назначению использоваться не может. Установлено, что здание не эксплуатируется в связи с некачественно выполненными строительными работами, а также выявленным несоответствием выполнения электромонтажных работ, необходимых для функционирования хирургического стационара, нормам противопожарной безопасности (требуется замена кабеля).
Кроме того, приобретенное в 2015 году медицинское оборудование на сумму 268,8 млн рублей (из них 210,9 млн руб. – средства федерального бюджета) не смонтировано, свыше трех лет не используется по назначению, срок действия гарантийных обязательств по нему истек. При этом согласно акту приемки законченного строительством объекта оборудование в соответствии с документами о его приемке после индивидуального испытания и комплексного апробирования установлено. Здание хирургического стационара находится в оперативном управлении и числится на балансе застройщика (КУОО «Омскоблстройзаказчик»). Минстрой области вынужден нести дополнительные расходы на содержание здания хирургического стационара (тепло-, электроснабжение, охрана, налог на имущество), которые в 2018 году составили 14,4 млн рублей.
Предложения
Направить обращение Счетной палаты Российской Федерации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой поручить проведение по изложенным фактам нарушения законодательства Российской Федерации надзорных мероприятий, по результатам которых рассмотреть вопрос о применении мер прокурорского реагирования».