Под угрозой «Пятерочки» свернуть инвестиции в Омск Минстрой наконец-то начал решать вопрос с перепланировками.
Вчера, 24 декабря, в Министерстве строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области состоялось совещание «по вопросу урегулирования процедуры постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности при изменениях объектов недвижимости».
Ранее – 18 декабря – при прокуратуре под председательством зампрокурора Владислава ШЕВЧЕНКО прошло первое заседание рабочей группы по проблеме перепланировок в Омской области.
Еще ранее – 13 декабря – этот же вопрос оказался в центре внимания общественного совета при Министерстве имущественных отношений Омской области.
А 11 декабря Государственная дума приняла в первом чтении Федеральный закон «О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за самовольные переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме», который предусматривает штрафы для юридических лиц за незаконную перепланировку в МКД. Ранее штрафы были предусмотрены только для физических лиц. При обсуждении законопроекта его инициаторами было сказано, что ко второму чтению штрафы за повторное нарушение увеличатся в разы.
С учетом того, что любая не узаконенная Росреестром перепланировка (а ею считается то, что не затрагивает конструктива) является самовольной, в Омске под штрафы могут попасть сотни предпринимателей, так как несколько месяцев назад Омское управление Росреестра прекратило регистрировать такого рода перепланировки.
Поручение
На Совете по инвестиционной деятельности при губернаторе Омской области, который состоялся 30 августа, с большим докладом выступил заместитель министра экономики региона Денис КУШНЕР. Он заявил тогда:
– На сегодняшний день проблема не решена и фактически регистрация прав собственности на нежилые помещения на первых этажах в жилых домах практически не осуществляется. Хотелось бы отметить, что в июле этого года компания X5-ритейл которая развивает торговую сеть «Пятерочка», обозначила свою позицию, что если такие решения не будут приниматься нами на уровне региона, то в перспективе не будет реализован крупный проект распределительного центра компании, который оценивается в 1,5 – 2 млрд. рублей.
На декабрьском общественном совете Минимущества Денис КУШНЕР в ответ на прямой вопрос подтвердил позицию «Пятерочки», упомянув, что те же проблемы акцентирует и торговая сеть «Магнит». Обе сети в 2019 году активно открывали в Омске магазины, но, похоже, столкнулись за проблемой по регистрации перепланировок.
Губернатор в августе публично поручил до конца сентября решение по перепланировкам вынести на правительство, назначил ответственным министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Антона ЗАЕВА, которого обязал встретиться с предпринимательским сообществом и обсудить предложенную технологию перевода из жилого в нежилое.
ЗАЕВ, похоже, не торопился.
Проект
27 декабря заканчивается прием предложений в рамках оценки регулирующего воздействия проекта Постановления Правительства Омской области «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 31 мая 2017 года № 150-п».
Изначальное постановление называется «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Омской области». И оно впрямую касается так называемых перепланировок. Точнее, их регистрации в Росреестре.
В документах, представленных Минстроем на ОРВ, так и говорится, что «на территории города Омска сложилась практика отказов Управления Росреестра по Омской области при обращении заинтересованных лиц с заявлениями о внесении изменений в Единый государственный реестр на недвижимое имущество в связи с переводом жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в нежилые».
Судя по тексту, омский Минстрой в первую очередь решает проблемы торговых заведений, расположенных на первых этажах и в пристройках к МКД.
Как отметила 13 декабря на заседании общественного совета при Минимуществе начальник управления градостроительства и архитектуры Минстроя Оксана СПИРИНА,«в отказах управления отмечается, что работы по демонтажу части стены при организации отдельного входа фактически относятся к реконструкции МКД и не могут регулироваться жилищным законодательством. В основание своей позиции управление указывает, что при демонтаже части стены уменьшается размер общего имущества сособственников МКД, поскольку демонтируется часть ограждающей конструкции дома. Согласно п.3 статьи 36 ЖК уменьшение размеров общего имущества в МКД возможно только путем его реконструкции».
Однако СПИРИНА с Минстроем считают, что«согласно статье 1 ГрК под реконструкцией понимается изменение параметров всего объекта капитального строительства, а также замена или восстановление всей конструкции объекта капитального строительства». То есть демонтаж части стены, по их мнению, реконструкцией не является.
В связи с этим и вносятся изменения в 150-е постановление: получение разрешения на строительство не требуется в случаях«устройства и изменения входных групп (с созданием лестниц, крылец, тамбуров) на первых, подвальных и цокольных этажах зданий при сохранении ширины существующего дверного и оконного проема (с демонтажом подоконной части конструкции, с демонтажом не несущих ограждающих конструкций балкона или лоджии) и сохранением высотной отметки проемов, не ниже уровня существующей отметки пола помещений, с устройством козырьков и навесов сборно-разборных конструкций».
Расчет строится на том, что данный вопрос находится в совместном ведении Федерации и субъекта Федерации.
Подчеркивается, что проект «разработан в целях создания условий для улучшения инвестиционного климата и инвестиционной деятельности в Омской области».
Правда, касается проект только одной проблемы: нежилые помещения в МКД. О путях решения другой проблемы в связи с теми же отказами Росреестра регистрировать изменения см. на стр. 4.