Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Самое слабое место в обороноспособности нашего государства – это селекция

28 февраля 2019 11:57
0
1901

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ считает, что государство должно найти деньги на смену образа жизни на селе. 

19 февраля на пресс-конференции в МКР-медиа, посвященной мерам поддержки сельского хозяйства в Омской области, затронули и другие вопросы агропромышленного комплекса (АПК).

Экспорт на 150 млн. долларов

Первый заместитель министра сельского хозяйства Николай ДРОФА рассказал, что в этом году в регионе более 1,5 млрд. рублей потратят на растениеводство. Эта сумма пойдет на работы по мелиорации, строительству и реконструкции систем орошения, на поддержку по приобретению минеральных удобрений, техперевооружение (101 млн. рублей) и другие направления.

Председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Заксобрания Омской области Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ заметил, что поддержка сельского хозяйства никак не связана с решением проблем АПК: «Говорить об этом не приходится, потому что бюджет Омской области не позволяет. Он не такой, как у наших соседей-тюменцев, ханты-мансийцев, красноярцев и в определенной степени новосибирцев. В данный момент затишье в АПК. Нет прорывных тем, проектов, о которых могли бы говорить». Он обратил внимание, что товаропроизводителям, которые работают на земле, очень важна конкуренция в переработке. В Омской области такая ситуация сложилась по масличным: «Наши масличные хорошо берут и в Китай, и наши заводы как средней, так и малой мощности. И эта конкуренция позволила в прошлом году поднять закупочные цены на сырье».

Тему востребованности омской продукции проиллюстрировал и Николай ДРОФА, он заметил, что в регионе наблюдается увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции: «Мы снабжаем Ленинградскую область омским зерном. Сегодня есть динамика в программе экспорта. Если в 2017 году его объемы составляли около 111 млн. долларов, то за 11 месяцев 2018 года уже 150. Задача стоит к 2024 году выйти на 350-360 млн. долларов».

Селекция

Самое слабое место в обороноспособности нашего государства – это селекция. Если в растениеводстве еще есть база, которая позволяет поддерживать селекцию на определенном уровне (не на самом высоком), то что касается животноводства – полный провал. Все селекционные центры, как правило, находятся за рубежом. Чистых линий у нас, в РФ, практически нет. Существует программа по птицеводству, которую определил президент РФ, по выделению достаточно серьезных средств на селекционные центры, но она на сегодняшний день буксует, – посетовал Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ и на вопрос журналиста, есть ли шанс все исправить, заметил: – Шанс есть. Вопрос в другом: у нас времени мало. Санкции, которые вводят против России… Вот если завтра по нашему направлению введут санкции – через два года мы (птицефабрики. – А.И.) остановимся. Наш промежуток – два года, больше работать не сможем.

Топливо

Высказались спикеры и на тему цены и обеспеченности аграриев топливом. Николай ДРОФА заметил: «В целом ситуация по горючему будет стабильна до середины марта. Потом, конечно, ее начнет определять рынок. Если говорить о формах поддержки, то традиционно губернатор каждый год обращается к руководству Газпромнефти, и мы получаем незначительное снижение по цене – 500 рублей на тонну, что, возможно, сильно и не влияет…». Кроме того, первый замминистра напомнил, что в прошлом году аграриям компенсировали рост цен на топливо, выделили финансовую поддержку около 240 млн. рублей, и закончил свою мысль так: «Прогнозировать снижение не приходится. Надеемся, что такого же скачка, как в 2018 году, не будет».

Николай ДРОФА посоветовал аграриям, пока цена не взлетела, обеспечить себя топливом. Закупить ГСМ они могут в том числе с помощью льготного кредитования со ставкой в 1,5-3 процента. Оно в этом году, по словам замминистра, началось раньше, чем в прошлом. Объем средств по одобренным коротким кредитам (на период проведения полевых работ: приобретение ГСМ, запчастей, средств защиты растений) на 10 февраля составил уже более 2,2 млрд. рублей. Инвестиционных кредитов (например, на приобретение техники) уже выдано девять – на сумму 155 млн. рублей, в работе остаются еще на 180 млн. рублей. Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ также рекомендовал обратить внимание на льготное кредитование и его плюсы, он подчеркнул, что для крупных сельхозтоваропроизводителей объем кредитов ограничен, а вот для средних и малых – практически нет.

Обратная сторона техперевооружения

В 2018 году благодаря программе техперевооружения, которая финансируется областью, в лизинг было приобретено на более чем 1,6 млрд. рублей кормозаготовительной техники. По словам Николая ДРОФЫ, сейчас наблюдается следующая закономерность: численность машинно-тракторного парка в регионе каждый год снижается, а его мощность увеличивается. Это последствия технического прогресса. В 2016 году энергетическая нагрузка на 100 га составляла 145 лошадиных сил, а сегодня выросла до 155. «Уходит три единицы старой техники, приобретается одна или две, но по мощности равные ушедшим, – пояснил Николай ДРОФА и затем признал: – Но все равно процент перевооружения слабый. По обоснованным научным нормам для СФО нужно 300 лошадиных сил на 100 га, чтобы мы все делали в оптимальные сроки».

Более подробно и эмоционально об этом сказал Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ: «Качество услуг машинно-тракторной системы не отвечает запросам потребителя, которым в данном случае выступает растение. Мы не можем посеять в те сроки, которые оптимальны для данного сорта, данной культуры, не можем вовремя защитить от вредителей, болезней. У нас вроде как и есть техника… но в три дня обработать от тли тысячу гектаров, если у тебя один опрыскиватель, невозможно!». Депутат привел примеры, иллюстрирующие, что при хорошем оснащении техникой урожайность повышается в два раза.

Почему пустеет село?

Заинтересовались журналисты и социальными проблемами села, в частности, влиянием оттока жителей на развитие сельского хозяйства.

Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ вспомнил, какой была ситуация, когда он только приехал в Омскую область: «В 70-е годы в каждой деревне жизнь кипела, были студенты, сейчас этого нет. Все определял спрос, в  то время он на сельхозпродукцию был, ее выращивали везде – и на юге, и в средней части региона, и на севере. И вся она была востребована. Не везде экономически обоснована, не везде с одинаковой прибылью, но востребована. Даже хозяйства, которые получали убытки, за счет государства могли их компенсировать. Сегодня на селе худо. У человека какие потребности? Чтобы была вода, в том числе горячая, дорога, чтобы труд был организован. Этого сейчас в селах нет. Мероприятия поддержки радикально проблему не решают, потому что у каждого есть право выбора. И чтобы дать нормальное образование детям, хорошее медицинское обслуживание, люди уезжают в город».

Приостановить развитие такой неблагоприятной ситуации, на взгляд депутата Заксобрания, можно: «Государство должно найти деньги на то, чтобы поменять в селе образ жизни. А для этого, вы лучше меня знаете, какие нужны деньги. Требуется серьезная программа, – поделился своими мыслями Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ и добавил: – И сельхозтоваропроизводители тоже должны участвовать в социальной жизни села. Если не будешь этого делать, завтра у тебя не будет механизаторов, твои люди пойдут жаловаться на плохую медицину, а послезавтра примут решение уезжать».

Когда журналисты предположили, что повышение зарплаты остановит отток людей на Север, Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ не согласился: «Когда очень много денег, а ты не знаешь, куда их вложить… А вкладывать нужно прежде всего в детей, их развитие, другой цели-то, по большому счету, нет, потому что все остальное быстро приедается. Как вкладывать, если в школе нет учителя, если в медпункте нет услуги, которая тебе нужна? Ездить в город? Один-два раза съездишь – и переедешь. Если мы сделаем зарплату 36 тыс., а на Севере нужно будет строить нефтепроизводства, то там она тоже вырастет кратно, потому что нужна будет рабочая сила. И цены поднимутся! Сразу». Он напомнил, что даже в советское время государство наряду с привлечением в села учителей и врачей достойной зарплатой и жильем вынуждено было вводить так называемую отработку, т.е. оговаривать срок работы в сельской  школе или больнице.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.