14 июня на «кухонных посиделках» в «Коммерческих вестях» побывал бывший главный инженер НПО «Мостовик» и экс-мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ.
69-летний управленец и политик рассказал творческому коллективу газеты, чем он занимается на пенсии, когда между мэром и губернатором пробежала черная кошка, почему Приморский океанариум во Владивостоке обошелся бюджету так дорого и почему нынешнему мэру Омска Оксане ФАДИНОЙ приходится тяжело. Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ предлагает нашим читателям ознакомиться с самыми интересными моментами из двухчасовой беседы с Вячеславом ДВОРАКОВСКИМ.
– Вячеслав Викторович, говорят, что бывших мэров не бывает. Чем вы сейчас занимаетесь? Не скучаете ли по былым временам? Снятся ли вам коридоры мэрии?
–Атмосфера, которая сформировалась в момент моего ухода, была, скажем так, не очень хорошей. Я не мог назвать ее деловой, и погружаться в эту атмосферу мне не захотелось. И сейчас, кстати, не жалею о принятом решении. Когда я пришел в себя, а это произошло достаточно быстро, я понял, что человечество придумало уже столько всего, что и десяти пенсий не хватит, чтобы познать только малую часть. У меня сейчас огромное количество дел. Я усердно занимаюсь внуками, которых у меня пятеро, я стал больше читать, акцент делаю на исторические труды, из них очень много интересного можно почерпнуть, еще я теперь имею возможность уделять время рыбалке, езжу в Знаменский район, осваиваю спиннинг, ну и с женой знакомлюсь заново. Хотя мы и прожили вместе 44 года на момент моего ухода на пенсию, но раньше на общение времени не всегда хватало, я в шесть утра вставал, а возвращался домой только в десять вечера. Кроме всего этого, я сейчас анализирую документы администрации, решения разные, постановления, чтобы понять динамику, что мы планировали и что в итоге получилось.
– Вы пытаетесь проанализировать результаты пятилетней работы в мэрии?
– Да, мне это интересно. Я считаю, что у нас в стране сейчас кризис управления. А для того, чтобы его преодолеть, надо сначала понять, что делается на макроуровне и микроуровне, как этот кризис проявляется, где происходят сбои, то есть нарушаются принципы управления. Узнал я, что весь мир руководствуется книгой по управлению, которую написал француз Файоль, это он сформулировал получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Сверяю с теорией практику, проверяю правильность того, что мы делали порой интуитивно.
– Интуитивного было много?
– Много, к сожалению. Как ни трудно это признавать, но очень многие управленцы в нашей стране малограмотны. Это касается и муниципальных органов власти, и государственных органов. Скамейка запасных – мизерная. Система подготовки квалифицированных управленческих кадров хромает на обе ноги. Старая гвардия уходит, не передавая свой опыт. Новые кадры учат в вузах отдельно экономике, отдельно управлению. Хотя нужно было бы учить управлению экономикой. Но у России, как известно, собственный путь.
– Вы – человек, сформировавшийся в СССР. И ваши управленческие навыки тоже сформировались до того, как наша страна стала опять Россией. Или вы все же смогли переформироваться в постсоветское время и управляли городом, как новый человек нового времени?
– Вы правильно сказали, сформировался я в советское время. Я был и комсомольцем, был и коммунистом, членом КПСС. В 1991 году мне было уже 42 года, в таком возрасте, во-первых, меняться уже очень трудно, во-вторых, я тогда вообще не понимал, насколько революционные изменения происходят в нашей стране. И далеко не сразу воспри...
Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию по телефону 95 – 61 – 46.