По словам Вадима ЧЕЧЕНКО, доля этого налога в общем объеме налоговых и неналоговых доходов региона составляет 26%, тогда как для нормализации уровня бюджетной обеспеченности должна быть не менее 30 – 40%.
Елена ХЛОПУШКИНА
На заседании областного правительства 22 мая принят к сведению отчет министра финансов Омской области Вадима ЧЕЧЕНКО об исполнении регионального бюджета в 2018 году. Министр подробно рассказал о противоречивых тенденциях года, и положительных, вопреки этим противоречиям, результатах.
Доходы
Из 87,8 млрд. рублей полученных в областной бюджет доходов 26,4 млрд. рублей составили федеральные поступления. Впервые Омской области удалось привлечь такой объем средств из вышестоящего бюджета, годом ранее эта сумма остановилась на 16,2 млрд. рублей.
Вместе с тем налоговые и неналоговые доходы областного бюджета выросли только на 5,4%, или 3,2 млрд. рублей, и составили 61,4 млрд. Впрочем, в начале года главные администраторы доходов и вовсе предрекали рост лишь на уровне 1,1%. Как добавил Вадим ЧЕЧЕНКО, в 2018 году «сохранилась тенденция отставания региона от среднероссийских темпов роста налоговых и неналоговых доходов». Так, по итогам года по темпу роста налоговых и неналоговых доходов регион оказался на 74 месте из 85 регионов России (при среднем темпе роста по РФ на уровне 115%), а по Сибирскому округу – и вовсе на последнем, 10-м месте. Основным фактором, повлиявшим на динамику, оказалось снижение поступлений по налогу на прибыль организаций.
Налог на прибыль составил всего 14,9 млрд. рублей, а это на 7,6% ниже уровня 2017 года. Аналитика, предоставленная областным минфином, показывает, что дело в налогоплательщиках из категории крупнейших. Если в 2017 году от консолидированных групп налогоплательщиков поступило в качестве налога на прибыль 3,9 млрд. рублей, то в 2018 году – менее 1,8 млрд рублей, то есть падение превысило 2 млрд. А вот прочие налогоплательщики подросли – их совокупный результат по этому доходному источнику составил почти 13,2 млрд., что на 900 с лишним миллионов рублей выше уровня предыдущего года.
– Налог на прибыль — наиболее волатильный из всех доходных источников, от него на самом деле существенно зависит общее состояние сбалансированности бюджета. Проанализировав ситуацию по России в целом, несложно увидеть, что в самодостаточных регионах доля налога на прибыль в общем объеме налоговых и неналоговых доходов колеблется от 30 до 40%. У нас 26%. Мы стоим в одном ряду с такими регионами, как Алтайский край и Курганская область. Без решения задачи по увеличению поступлений от налога на прибыль кардинально изменить ситуацию с бюджетной обеспеченностью региона не получится, – рассказал Вадим ЧЕЧЕНКО, отвечая на вопрос спикера ЗС Владимира ВАРНАВСКОГО о том, что происходит с этим налогом. Абсолютные цифры тоже говорят не в пользу Омской области. Если в нашем регионе налог на прибыль составил за год не более 15 млрд. рублей, то в соседней Новосибирской области – 43 млрд., в Красноярском крае – 86 млрд., в Кемеровской области – 50 млрд., в Иркутской – 53. То есть у соседей по СФО поступления по налогу на прибыль, с которыми прямо коррелируется уровень бюджетной обеспеченности регионов, выше в разы.
В то время как налог на прибыль стремится вниз, НДФЛ растет. Поступления по НДФЛ составили почти треть от общего объема и достигли 19,8 млрд. рублей, это на 16% больше, чем в 2017 году. Любопытно при этом, что отчисления и от бюджетников, и от занятых во внебюджетном секторе росли примерно одинаковыми темпами. Так, темп роста по первым составил 16,6%, по вторым – 15,4% (данные минфина в разрезе консолидированного бюджета).
По акцизам при планировании бюджета областной минфин, напомним, прогнозировал снижение. Но ситуация сложилась благополучно – общий объем поступлений составил 14,8 млрд. рублей, с ростом на 4,7% к уровню 2017 года. Также отмечен рост по налогам на совокупный доход (4,3%), имущественным налогам (11,3%) и неналоговым доходам (5,9%).
Расходы
Расходы областного бюджета выросли к уровню 2017 года на 10,2 млрд. рублей, или 13,6%, и составили 85,4 млрд. рублей, или 98,2% от плановых назначений.
Больше всего денег – 31,3 млрд. рублей – традиционно ушло на зарплату бюджетников. Это на 4,8 млрд. рублей, или на 18,1% больше, чем в 2017 году. Выросли – до 12,6 млрд. рублей, или на 4,3% — расходы на социальные выплаты, а расходы на страхование безработных в системе ОМС сразу почти на миллиард – до 9,9 млрд. рублей.
В целом рост расходов на так называемый социально-культурный блок превысил 15%. При этом часть дополнительных средств — свыше 1,7 млрд. рублей — ушло на ремонт и оснащение учреждений образования и здравоохранения.
Расходы регионального дорожного фонда исполнены в объеме 7,3 млрд. рублей, расходы на сельское хозяйство – 3,3 млрд. рублей. Инвестиционные расходы областного бюджета к уровню предыдущего года увеличились на 567 млн. рублей и составили с учетом адресной инвестпрограммы 2,8 млрд. В том числе 283,6 млн. рублей направлено на обеспечение жильем детей-сирот, 360 млн. рублей – на увеличение уставного капитала АО «ОРИК» в целях реализации пилотного проекта по льготной ипотеке. Адресная инвестиционная программа Омской области исполнена в объеме 1,26 млрд. рублей. Половина этой суммы пришлось на дорожную деятельность. Также профинансированы расходы в объеме выполненных и принятых работ на реконструкцию здания страхового товарищества «Саламандра» на сумму 149,7 млн. рублей. Достроены и введены в эксплуатацию поликлиника на 1000 посещений и здание театра «Галерка». Наконец произведены расходы на строительство Красногорского водоподъемного гидроузла и работы, связанные с консервацией омского метрополитена, на сумму 40,9 млн. рублей и 86,4 млн рублей соответственно.
Отдельно поговорили на заседании об остатках неосвоенных федеральных средств, которые в 2018 году составили 413 млн. рублей. Основной объем неосвоения приходится на минстрой. По словам министра финансов, за неисполнение показателей, связанное с неосвоением федеральных поступлений, по итогам года придется уплатить Федерации штрафы на уровне 24 млн. рублей.
Долговая политика
Традиционно глава минфина остановился подробно на излюбленной теме финансистов – долговой политике. Разница между доходами и расходами областного бюджета впервые за последние 14 лет оказалась в пользу первых. Год завершен с профицитом в размере 2,4 млрд. рублей, что позволило уменьшить госдолг региона и, соответственно, долговую нагрузку – с 77,2% до 69,1%. Несмотря на то, что средства были направлены на гашение госдолга, минфин называет сформированный в прошедшем году профицит «подушкой безопасности», которая позволила при внесении первых изменений в бюджет 2019 года сформировать дефицит, необходимый для исполнения возросших расходных обязательств, в том числе связанных с реализацией нацпроектов. Впрочем, как заверил Вадим ЧЕЧЕНКО, дефицит текущего года финансисты намерены тоже по возможности сокращать.
В заключение глава минфина рассказал, как область чувствует себя в президентской программе реструктуризации бюджетных кредитов. Согласно условиям программы регион погасил в прошедшем году бюджетные кредиты на сумму свыше 820 млн. рублей. При этом областные финансисты по-прежнему надеются, что семилетняя рассрочка будет продлена еще на 5 лет, то есть до 2029 года включительно. Для этого два года подряд надо показывать рост налоговых и неналоговых доходов на уровне не ниже инфляции. В 2018 году такая планка достигнута, теперь решающим станет 2019 год, по которому, напомним, по изначальным прогнозам темпы роста просматривались довольно скромные, так что главным администраторам доходов придется поднапрячься. Уже в июне будут рассматриваться очередные изменения в областной бюджет, и будет ясно, в какую сторону динамика движется.