Весной 2019 года комиссия, созданная администрацией города Омска, проверила 57 дорог, отремонтированных в 2017-2018 годах.
По результатам этой проверки городское Управление дорожного хозяйства и благоустройства (УДХБ) направило подрядчикам претензионные письма об устранении дефектов на 17 участках в рамках гарантийных обязательств. Замечания возникли к объектам ООО «Стройсервис», ООО «СтройТраст», ООО «ГРИАР Холдинг», ООО «СибРос», ООО «Патрос». Насколько качественно подрядчики отремонтировали дороги в текущем году, станет понятно только через пару лет, но уже сейчас видны проблемы, связанные с контролем за качеством работ. Об этом обозревателю «Коммерческих вестей» Николаю ГОРНОВУ рассказал в беседе гендиректор ОАО «Омский СоюзДорНИИ» Олег БАБАК.
– Олег Григорьевич, в этом году ваша организация не ведет строительный контроль на ремонтируемых омских дорогах. Вы же вроде бы участвовали в торгах?
– Участвовали, но не выиграли ни одного лота. Вообще раньше были три организации в регионе, которые имели необходимый объем оборудования для осуществления строительного контроля, – СибАДИ, «СибЦентр» и «Омский СоюзДорНИИ». В 2017 году практически все основные работы по строительному контролю на областных и городских дорогах выполняли эти три организации, и на нескольких объектах работала фирма «Стройподряд» из Новосибирска. В 2018 году участники были те же – «Омский СоюзДорНИИ», СибАДИ, «СибЦентр», «Стройподряд», и еще добавилась организация «ПромСтройИнжиниринг» из Краснодара. А в этом году вместо конкурсов проводились аукционы. Что такое аукцион? На торгах в форме аукциона имеет значение только цена. Кто дал цену ниже, тот и победитель. А на торгах в форме конкурса только 60% баллов начисляются за более низкую цену, а еще 40% баллов начисляются исходя из других параметров. Именно поэтому конкурсы дают возможность выбрать организацию, которая имеет лабораторное оборудование, необходимый опыт и обладает возможностью проведения работ по строительному контролю. В конечном итоге все 17 дорог в Омске были объединены в четыре лота по округам, три лота выиграло недавно образованное ООО «СибДорЦентр», а четвертый лот – ООО «Стройконтроль». При этом падение от первоначальной цены составило от 62% до 90%.
– Разве первоначальная цена контракта на строительный контроль не определяется нормативами?
– Нормативы есть, расходы на строительный контроль зависят от стоимости строительно-монтажных работ, существуют требования ГОСТ 32731-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля», согласно которым силами собственной лаборатории, аккредитованной и аттестованной, естественно, должно производиться не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Минимальный норматив при определении цены проведения строительного контроля – 1,36% от стоимости СМР. Но у нас городской бюджет слабый, все это понимают, поэтому бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» много лет при формировании цены строительного контроля закладывало норматив в 0,5% от СМР. Это существенно меньше, чем в Новосибирске и Барнауле, например, где используют коэффициент в 1%, но, повторюсь, такой норматив применяется в Омске уже много лет.
– Я правильно понял, что снижение на 90% произошло от цены, которая и так была в два раза ниже, чем в Новосибирске? Как такое вообще возможно?
– Вы правильно поняли. А возможно это или нет – я не знаю. Я только констатирую факт. Мы каждый год проводим анализ ситуации, потому что сами участвуем в торгах и должны понимать возможности своих конкурентов. Но в этом году случился какой-то абсурд, на мой взгляд. Ни одна из омских организаций, специализирующихся на строительном контроле, не смогла подписать в этом году ни одного контракта. И причина этого абсурда, как я думаю, решение проводить торги в форме аукциона. На мой взгляд, это неправильная политика и ни к чему хорошему она не приведет. Проблемы могут возникнуть в самом ближайшем будущем.
– За 10% от первоначальной цены невозможно организовать процесс строительного контроля так, как положено?
– Невозможно. За такие деньги качественного строительного контроля я просто не могу себе представить. Я вам приведу в пример расчет, который мы делали для одного из областных объектов. Это ремонт нескольких участков двух дорог в Таврическом и Азовском немецком национальном районах Омской области. Торги по этому лоту выиграл «Омскавтодор», общая сметная стоимость СМР – 540 млн. рублей, начальная цена на строительный контроль – 5,4 млн. рублей. По нашему расчету, который включает в себя и фонд оплаты труда специалистов, и проведение испытаний образцов в лабора...
Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию по телефону 95 – 61 – 46.