Критике подверглись расходы на муниципальный транспорт и выделение 20 млн. рублей на старших по домам.
16 декабря на заседании Омского городского совета депутаты приняли бюджет города Омска во втором чтении.
Проблемные темы нерадужного бюджета
Некоторые депутаты традиционно критиковали главный городской финансовый документ, другие традиционно сдержанно хвалили администрацию, что смогла сделать его «оптимальным».
– Бюджет следующего года практически на пределе по дефициту – порядка 10%. Многие статьи лично у меня взывают вопросы, – заявил депутат Дмитрий ПЕТРЕНКО. – Как можно десятки миллионов закладывать на поддержку Комбината специальных услуг, когда рынок похоронных услуг всегда был в прибыли?! Получается, что у нас есть муниципальное предприятие, планово несущее убытки на похоронных услугах. Тем не менее частники всегда ездят на хороших машинах, вкусно кушают. Как можно разворовать предприятие, чтобы мы туда ежегодно из бюджета вливали деньги?
Также Дмитрия ПЕТРЕНКО заинтересовала экономика общественного муниципального транспорта: «Каким образом у нас каждый год проводятся конкурсы на покупку ГСМ для подвижного состава, допустим,на ПТП № 8,более чем на 2 млрд. рублей? А потом РЭК принимает тариф – 47 рублей за одну поездку на автобусе, 65 рублей – на электрическом транспорте. Я в аэропорт недавно ехал на Яндекс-такси: из центра Омска – 70 рублей. Дал таксисту сотню, просто жалко его стало. У нас на такси проехать – 70 рублей, а на электрическом транспорте – уже 65. Автобусы тратят ГСМ, по словам водителей, 30-40 литров, а у вас по бумагам – под 80 литров расход. Вы понимаете, какие бешеные деньги списываются в год с подвижного состава?! А потом бюджет в плачевном состоянии. Голосуя за этот бюджет, коллеги, вы голосуете за то, что опять на 2 млрд. купят ГСМ, из которых, на мой взгляд, только миллиард вольется в баки муниципального транспорта». Возмутил депутата и плановый рост тарифов в ЖКХ: до 2025 года по 7-8% в год.
Еще один коммунист – Иван ФЕДИН сделал акцент на роль налоговых поступлений на прибыль от крупнейших предприятий в экономике города: «Нефтеперерабатывающий завод, «Полет», им. Баранова платят по месту их юридической регистрации, а не фактического пребывания, где выбросы в атмосферу будут увеличиваться. Мы знаем, что с февраля новые четыре трубы на нефтезаводе заработают. Бюджет в 10 раз меньше необходимого! Наш город обдирают как липку, Омск вымирает с 2017 года. Самая низкая бюджетная обеспеченность на одного омича из городов-миллионников! Мы будем голосовать против такого бюджета».
Однако наиболее распространенное среди депутатов мнение выразил «Коммунист России» Владимир КАЗАНИН: «Если мы не примем бюджет, сделаем себе только хуже». Схожую точку зрения озвучил Сергей ДРОЗДОВ: «Никто из депутатов «Единой России» как радужный этот бюджет не видит, но видит как инструмент для работы».
Совсем хвалебная ода бюджету прозвучала из уст депутата Владимира ГУСЕЛЕТОВА («Справедливая Россия»): «Я считаю, что бюджет оптимально сложен, несмотря на те провалы, которые сегодня существуют на рынке и в сборе налогов». Юрий ТЕТЯННИКОВ («Единая Россия») ожидаемо сделал акцент на помощь регионального бюджета, а также на важность национальных проектов.
20 млн. рублей тем, кто выводит омичей на субботники
Депутаты приняли пять поправок в бюджет. По пятой, которую на заседании комитета по финансово-бюджетным вопросам предложил депутат Алексей ПРОВОЗИН, возникли споры.
Речь идет о возврате в проект бюджета города расходов на поддержку старших по домам, квартальных в частном секторе. В этом году при формировании финансового документа специалисты мэрии данную статью не включили. На эти цели ежегодно город выделял по 20 млн. рублей.
Негодование данная поправка вызвала у членов КПРФ и Олега АФАНАСЬЕВА: «Поправка, которую предлагает депутат ПРОВОЗИН, – это, на мой взгляд, кощунство! Нашли самую необеспеченную категорию населения в Омске и решили ей дать 20 млн. рублей!? Уважаемые коллеги, вы что делаете? Уже три года работает администрация,и за это время мы не увидели никакой позитивной динамики в части поднятия городской экономики. Она не работает! Мы получаем сбоку, сверху, откуда угодно и еще и распределяем это достаточно нелогично. Вынужден буду голосовать против решения фракции, поскольку считаю, что ситуацию нужно менять».
Дмитрий ПЕТРЕНКО заметил, что не в компетенции городского бюджета платить старшим по домам: «Получается, что когда простые жильцы платят 20% за содержание жилья, они никак не могут выделить хоть кроху старшему по дому, а мы из бюджета должны? Это при том что у нас ЖКХ будет расти на 8% до 2025 года. Никто ничего не перепутал? С чего нищий бюджет еще 20 млн. должен платить сверху? Я не понимаю».
Алексей ПРОВОЗИН пояснил свое предложение депутатам: «Дмитрий Константинович, просто при верстке бюджета, к сожалению, эта цифра выпала. Если бы я поправку не вносил, вы бы о ней и не знали, потому что бюджет читать не умеете. Я вам напомню, что эта мера поддержки действует 14 лет! На одного общественника в месяц выделяется 150-200 рублей. Это больше моральная поддержка, чем заработок. Гражданин платит деньги за ЖКХ и только потом получает компенсацию. Мы просто благодарим общественников за их работу. А их услугами мы – публичная власть – пользуемся постоянно. У нас то переход с аналогового телевидения на цифру – кто отработал вопрос с пожилыми людьми? То ковид – кто клеит объявления в подъездах, лифтах? То субботники – иллюзией было бы думать, что люди на субботники выходят сами. Их кто-то выводит, им кто-то должен предоставить мешки для мусора, грабли, лопаты. То у нас телефонные мошенники – кто работает с участковыми, расклеивает объявления по подъездам? Они! А взаимодействие с управляющими компаниями? Кто это делает? Старший по дому! Кто организует людей в частном секторе? Квартальный!».
Депутат ПРОВОЗИН пояснил, что речь идет примерно о 2,5 тыс. общественников, которые ежегодно получают выплату в заявительном порядке. Старших по домам в городе гораздо больше, но многие отказываются от данной компенсации. Среди таких, как он сам признался, и депутат Владимир КАЗАНИН.