«Росводоканал Омск» подвел итоги 2019 года. Коммерческий директор компании Ольга СМИКОВСКАЯ рассказала обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ИЛЬЧЕНКО о самых злостных должниках и нововведениях, которые ожидают омичей в этом году.
– Ольга Юрьевна, каковы сегодня общие цифры дебиторской задолженности?
– На 1 января 2020 года она составила 777 млн. рублей. Рост – 50 млн. рублей, или 6,9 процента, он примерно держится на одном уровне. Платежеспособность юридических лиц с каждым годом улучшается, и на сегодняшний день все крупные предприятия Омска в соответствии с законодательством вносят авансовые платежи. Средние и малые компании тоже оплачивают авансами, но у них иногда случается задолженность около двух расчетных периодов. С марта в случае нарушения сроков оплаты мы планируем всем юридическим лицам начислять пени, ведь в большинстве случаев причина задолженности компаний не в недостатке средств, а в отсутствии дисциплины.
– Зима выдалась мягкой, тем не менее скажите, как обстоит дело с долгами теплоснабжающих организаций?
– К ТГК у нас вопросов нет, единственным должником является «Тепловая компания». К январю 2020 года она вышла с задолженностью 38 млн. рублей. Мы с ними работаем, пытаемся найти компромиссные решения, но пока сохраняется задолженность порядка четырех месяцев. Хотя в январе они около 5 млн. рублей направили на оплату. Это один из двух наших самых крупных должников. Второй – ООО «УК ЖКХ «Мостовик», который обслуживает Дружино и Горячий Ключ, – 38 млн. рублей. Там идет процедура банкротства. В Дружинском сельском поселении появилась новая УК – МУП «Водоканал ОМР»: с ноября по декабрь у него уже набралось неплатежей на 2,6 млн. рублей. Предполагаю, что мы придем к той же ситуации, что и с УК ЖКХ «Мостовик». В Омском районе более десятка УК-должников, их задолженность на 1 января 2020 года составляла 73 млн. рублей. И такая ситуация там не только в отношении «ОмскВодоканала», но и по оплате за электричество. Мы инициируем возбуждение дел, в частности, в отношении ООО «УК ЖКХ «Мостовик». На мой взгляд, администрации Омского района следует отреагировать и выбирать УК, которые будут нести ответственность за свою деятельность. На недополученные компанией средства можно было бы произвести ремонты сетей и другие работы.
– Как бюджетные учреждения показали себя в 2019 году?
– У нас нет претензий к областному и городскому бюджетам. Единственный неплательщик федерального уровня – ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ. Он должен нам 6 млн. рублей. Здесь выход только один – подача исковых заявлений в суд.
– В последние годы традиционно УК и ТСЖ заканчивают год с долгами. Что-то изменилось?
– На начало года они вышли с задолженностью 120 млн. рублей. Относительно 2018 года произошло небольшое снижение задолженности – примерно на 7,5 процента. Но это скорее всего связано с переходом на прямые расчеты. В связи с изменением законодательства многие ТСЖ с июля 2019 года стали переходить на них, т. е. люди там получают квитанции напрямую от «ОмскВодоканала». Очень нас порадовало, что по договорам содержания общего имущества (СОИ, бывший ОДН) мы вышли на 99,5 процента оплаты. По другим городам, в которых работает наша группа компаний «Росводоканал», процент не выше 50. При положительной динамике сохраняются и компании, которые имеют существенные задолженности: УК «Жилищник 1» – 2,5 млн. рублей, УК «НН» – 804 тыс. рублей, УК «ЖХ» – 758 тыс. рублей, УК «Советский округ» – 519 тыс. рублей, «УК на Магистральной» – 477 тыс. рублей, УК «Энтузиаст» – 440 тыс. рублей, ТСН «Сибиряк-20» – 412 тыс. рублей, «УК на Марка Никифорова» – 395 тыс. рублей. К сожалению, оплата происходит только после решений суда. Нам хотелось бы, чтобы Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) начала применять меры к управляющим компаниям – должникам предусмотренные действующим законодательством.
– Как население Омска оплачивает услуги «ОмскВодоканала»?
– Что касается непосредственной формы управления, мы вышли на 438 млн. рублей дебиторской задолженности. Она выросла на пять процентов. Платежеспособность людей стала лучше. Многие ждали нашу акцию: при условии оплаты долгов до 10 января, списывались пени. В итоге с 1 по 8 января к нам поступило на 8 млн. рублей больше, чем в прошлые годы. Участие в акции приняли более 70 тысяч потребителей. Сумма оплаченных ими долгов – 39 млн. рублей. Пеню мы населению списали на 8 млн. рублей.
У жителей частного сектора сумма задолженности составляет 32 млн. рублей, здесь наблюдается достаточно большой прирост – порядка 20 процентов. Это связано с применением повышающего коэффициента к потребителям, которые самовольно подключаются к системе водоснабжения и водоотведения. Мы уже не раз привлекали внимание к этой теме, писали в СМИ, разносили памятки, разъясняли, как складываются платежи, если оформили все в соответствии с законодательством, и как, если люди делают несогласованное с водоканалом подключение у сторонних организаций. Им все равно приходится оформлять все документы, но начисления уже идут с коэффициентом 10.
– Какие методы взыскания задолженности вы применяете?
– Если говорить о физических лицах, то мы ежемесячно подаем не менее 3 тыс. исков в суд. За 2019 год направили 31,5 тыс. исков на сумму 133 млн. рублей. Должникам – юрлицам предъявлено 726 исков на сумму 210 млн. рублей. Мы по-прежнему активно работаем со службой судебных приставов. По исполнительным документам с их участием взыскали около 90 млн. рублей, это около 70 процентов. Много и сами взыскиваем – через Сбербанк и другие банки, в прошлом году на 32 млн. рублей. В четвертом квартале 2019 года процесс направления исполнительных листов в Сбербанк был автоматизирован. Банк снимает средства в счет погашения задолженности со счетов, куда начисляется заработная плата и т. д. (не с социальных!). Но только после судебного решения.
Продолжаем отключение услуг для физических лиц. В 2019 году ограничили доступ к водоотведению владельцам около 90 лицевых счетов (на 1,8 млн. рублей).
– Что нового появится в работе ОмскВодоканала в этом году?
– Мы разрабатываем новый сайт, он будет готов осенью 2020 года. Постараемся улучшить его и увеличить количество сервисов. Кроме того, в 2020 году продолжим рассылать адресные письма о поверке приборов учета. Хотим исключить ситуацию, когда люди получают сообщения о необходимости срочной поверки и верят им. Решили, что будем сами направлять эту информацию. Письма будут высылаться вместе с квитанциями за два месяца до окончания срока поверки. Плюс мы намерены направлять письма по адресам, где необходим монтаж приборов учета. Сегодня половина населения города не имеет приборов учета.