Омская журналистка – о веселых визитах в оперные театры Италии.
Татьяна Кравец, фото автора
С музыкой и театром у меня с детства не задалось. Я всегда стремилась участвовать в школьных спектаклях и выступлениях хора, но…Мои этюды почему-то выходили за рамки сценария – как-то, засмотревшись на других героев, забыла о своем выходе и от этой заминкивышла на сцену с еле сдерживаемым смехом (чуть пьесу не испортила), а в хоре до такой степени не попадала в ноты, что одноклассница даже попросила разрешения перейти из моего ряда в другой.
Но неуспех абсолютно не повлиял на мою любовь к этим видам искусства. Напротив – с годамиона, любовь, становилась все больше. И однаждывыросла до итальянских оперных театров!
Первым несколько лет назад посетила Ла Скала в Милане, спустя два года – Сан-Карло в Неаполе, а в сентябре 2019 года третий из самых значимых – театр ЛаФениче в Венеции. Казалось бы, ничего сложного с визитамибыть не может – купил билет по Интернету, забронировал номер в местном отеле и вперед – слушать, наслаждаться!
Однако простота – это по другому адресу.Неугомонный характер завел меня в такие веселые реалии… Стоит поделиться – вдруг кому пригодиться!
Место в партере
Как заклинание, повторяла я фразу: мое место плохое!Повторяла и повторяла. Все первое отделение спектакля. На сцене потрясающая история Тоски, дивная музыка Пуччини, шикарные голоса не только итальянских, но и европейских звезд! А у менякомок нервов: мое место плохое!
Поразительно, как растут потребности по мере достижения желаемого. Сначала я радовалась, что освоила интернет-сайт театра Ла Скала и смогла заказать билет на премьеру оперы «Тоска». (К слову, продажа билетов открывается за два месяца до спектакля). Причем решила не рисковать и выбрала дешевый билет за 80 евро, все-таки сайт иностранный, вдруг что-то сделала неправильно и деньги канут в неизвестность. Приехав в Милан, радовалась, что попала в сам театр: внутри намного прекраснее, чем снаружи, и не имеет значения, какое место – наслаждаться оперой можно с любого. А когда пришла в свою ложу на третьем ярусе и увидела, что стул стоит почти у дверей, поняла, что радоваться нечему. И надо что-то делать!
После первого отделения решила подойти к служащим, чтобы попросить другое место. Но сначала заглянула в кафе выпить бокал вина – исключительно для снятия психологического барьера, все-таки иностранную речь предстояло держать.Хотя для волнения особых причин не было – язык немного знала. Обратилась к первой встречной даме в красивой темной мантии с большим медальоном на груди (все служащие в такой униформе):
– Извините, мое место плохое, ничего не вижу!
– Следуйте за мной, – дама повела меня к столу, где за компьютером сидел мужчина, которому она отдала мой билет. Он внимательно посмотрел на монитор со схемой зрительного зала и через минуту протянул моей сопровождающей новый билет.
Служащая махнула мне рукой и направилась из фойе не на ложи бельэтажа, а прямо в зал с амфитеатром и партером. У меня пересохло в горле: неужели я не только услышу, но и вблизи увижу знаменитую австрийскую приму, сопрано Мартину СЕРАФИН, чей драматический талант ценится во всей Европе?
Мы прошли амфитеатр – маммамиа, закружилась голова! Подошли к первому ряду. Партера! Новое место оказалось в самом центре!
Как в обморок не грохнулась, не знаю.
Эклеры для кавалера
После Ла Скала, конечно, захотелось побывать в оперном театре Неаполя Сан-Карло. Старейший из театров Европы, где пели великие Паваротти, Карузо, Доминго, Каллас, Кабалье. Такая возможность представилась, когда я поехала отдохнуть в Сорренто.
Накануне поездки списалась по Интернету с одним итальянцем из района Неаполя, поинтересовалась, сложно ли попасть из Сорренто в театр Сан-Карло. Несмотря на раннее шапочное знакомство, местный приятель по имени Алессандро тут же написал, что в дни моего приезда идет опера Россини «Отелло», он может купить билеты, а также сопровождать меня. Кто же откажется от такого галантного предложения?! Электронные билеты он переслал мне в тот же вечер. Я буквально запрыгала от радости – места оказались в партере!
При личной встрече Алессандро произвел очень хорошее впечатление – солидный мужчина. Как потом узнала, он работал в налоговой службе. В день спектакля приехал за мной в Сорренто пораньше – хоть расстояние невелико, но мало ли что в дороге может задержать. Я предвкушала настоящее торжество: успею осмотреть театр, выпить бокал шампанского, освоиться в партере...
Но только подошли к театру, как кавалер вспомнил о забытом телефоне в машине, которую мы оставили на стоянке за два квартала. Без обиняков он вручил мне распечатки электронных билетов, чтобы я обменяла их в кассе (а если бы я итальянского не знала?), и отправился за телефоном. Я стояла в очереди и силилась понять, зачем ему телефон в театре? Через двадцать минут я узнала от кассира, что электронные билеты не требуют обмена. Тут вернулся счастливый приятель с телефоном. Я воспряла духом и повернула ко входу в театр. Но он вдруг меня остановил. Взял под руку и повел... за угол театра.
– Почему? Куда? – лепетала я, еле успевая следовать за ним.
– Съедимсласти.
Как я ни отказывалась, Алессандро меня не слышал. Он спешил за угол – к кондитерской. Купил эклер и только тогда, когда расправился с ним, довольный, повернул к театру. А меня душил гнев.
В театр мы вошли за три минуты до начала, но я успела сказать ему все, что я думаю по поводу такого похода в оперу. Он вспыхнул: то ли от моей резкости, то ли вообще не привык, чтобы женщина ему возражала. Но кроме того, чтобы предложить пропустить первое отделение ради посещения буфета, ничего не придумал. Я отказалась, развернулась и пошла в зал.
Театр Сан-Карло произвел сильнейшее впечатление–царской роскошью интерьера! А лишь только началась опера, я испытала огромную благодарность к Алессандро – ведь предоставил возможность услышать такую волшебную музыку и невероятное исполнение. С первых же минут забыла все на свете. Не помню, кто пел Отелло (программка, к сожалению, не сохранилась), но его талант покорил. Раньше, читая трагедию, считала мавра исключительно ревнивым мужланом, а сейчас увидела безумно любящего, страстного и страдающего человека.
И абсолютно перестало иметь значение все, что было до занавеса. И эклеры тоже.
Дневная ария
«Мадам Баттерфляй» Пуччини или «Шелковая лестница» Россини? Я недолго думала о спектакле для визита в минувшем сентябрев венецианский театр ЛаФениче. Выбрала «Шелковую лестницу».
– Почему вдруг, ведь «Мадам Баттерфляй» известнее, популярнее? – вопрошали все окружающие.
А меня привлекло то, что Россининаписал оперу в 20-летнем возрасте (о, талант!) ичто премьера состоялась более 200 лет назадименно в Венеции!С момента первого представления эту оперу ставили очень редко и недавно вдруг вновь ее возродили. Как не вспомнить историю самого театра, который не раз возрождался, как феникс (отсюда название) после нескольких страшных пожаров.Ну и плюс финансовый момент – билет на эту одноактную оперу стоил дешевле, чем наконкурентную трехактную. Иза-за одного акта она и идет в театре в дневное время.
О чем поется в «Шелковой лестнице», я узнала из Интернета и поняла, что вполне подходит к моему лиричному венецианскому настроению. Опекун главной героини (действие происходит в 18 веке)хочет выдать ее замуж за местного Казанову, не зная, что она уже тайно вышла замуж за другого и тот по ночам по шелковой лестнице проникает к ней в дом. А предлагаемого опекуном жениха любит другая… В общем, недоразумения постоянно множатся, чтобы в конце счастливо разрешиться.
Казалось, столь подготовленный визит не сулит никаких неожиданностей, но они все-таки случились. Подошла к ЛаФениче, увидела и обомлела. Театррасполагался на маленькой площади, даже площадочке, столики ресторанчиков мостятся вплотную к входу, рядом обычный жилой дом.Начался спектакль и на сцене показались герои 18 века в… современных деловых костюмах.
– Здрасьте, приехали! –только и смогла выдохнуть еле слышно, но утешилась: – Хорошо, что всего один акт.
В первые минуты действа, чтобы не огорчаться от взглядов на сцену, стала рассматривать интерьер зала. И засмотрелась! Купол в виде неба –словно нет потолка: всего четыре яруса, а кажется, что все шесть,как в иных театрах, отделка – позолоченныерозетки, рельефы, древняя вязь, на ярусах расписные ангелочки. Богато, немножко наивно, по-кукольному. Но эта красота в мелодичной ауре создавала ощущение, что весь он, зал, как легкая, душевная музыка Россини! Сошлось–и музыка композитора, и интерьер дизайнера!
И – талант главной героини!Еесопрано пробиралотак, чтовсе другое уходило прочь.Костюмы не те? Да какая разница! Выйдя из тетра, замерла у афиши: певица оказалось россиянкой, более того, позже узнала дома – еще и сибирячкой. Ирина ДУБРОВСКАЯокончила Новосибирскую консерваторию. Сегодня она солисткаЛа Фениче, в ее насыщенном графике спектакли и концерты в России и за рубежом.
Кто бы мог подумать?! В театре Италии испытать гордость за таланты России!
Так что при случае в Венеции не пройдите мимо дневного спектакля в ЛаФениче – особый восторг!