Это позволит взять под контроль вопросы сноса и ухода за деревьями.
25 августа на отборе в Молодежное правительство Омской области активист Сергей ШЕФУТИНСКИЙ предложил оцифровать зеленую комиссию. Он представил проект создания «интерактивной карты деревьев, кустарников и порослевых возобновлений, попадающих в поле зрения комиссии по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений».
Автор вдохновлялся аналогичными проектами, уже воплощенными на постсоветском пространстве. В Одессе интерактивная карта зеленых насаждений заработала в июне 2020 года. На ней обозначены парки, скверы, бульвары, цветники, парковая мебель, фонтаны, беседки и другие элементы благоустройства. По каждому обозначенному объекту на карту вносят данные и его характеристики. Это позволяет систематизировать работу по контролю за зелеными зонами города, отслеживать количество и качество деревьев, принимать стратегические решения в вопросах развития зеленого строительства города. Открытая карта деревьев Одессы позволила провести инвентаризацию зеленых насаждений, ввести автоматическую нумерацию деревьев и даже определить их GPS-координаты. В Санкт-Петербурге работает проект «Карта городских деревьев». Похожие карты есть в Тюмени, Уфе и ряде других городов, хотя количество деревьев на ней пока ограничено.
Как отметил ШЕФУТИНСКИЙ, интерактивная карта зеленой комиссии решает сразу три главных вопроса к ней: открытость статистики и заседаний; доступность числовых показателей сноса/компенсации; отслеживание состояния высаженных деревьев и кустарников:
– Как только карта заработает, а база данных будет собрана, можно переходить к созданию карты всех зеленых насаждений города. Не последнюю роль играет и то, что на этот проект вряд ли будут выделены средства. Тем же одесситам местные программисты разработали карту за внебюджетные средства (плюс в карму, реклама, меценатство – история умалчивает). В Питере активисты собирали необходимую сумму для покупки системы GIS BIS(сумма рассчитывается индивидуально). Благодаря снижению степени «глобальности» нашей цели, вполне возможно обойтись бесплатными аналогами конструкторов карт – Яндекс или 2GIS.
Кто же будет заниматься сбором и обработкой данных? Кандидат в члены молодежного правительства так ответил на этот вопрос:
– Одесситы отдали это дело в руки своего департамента городского хозяйства. Наполненность этой карты (соответственно и базы данных) уже за год достигла порядка 40%. Питерские активисты решили пойти в сторону «раз администрация не хочет, будут делать люди». Каждый желающий может занести на карту дерево, снабдив его информацией и фотографией. Но наполненность питерской зеленой карты за два с половиной года с момента запуска составляет менее 5%. Отсюда и следует вывод, что на активизме далеко не уедешь. Причиной тому является не только склонность большинства жителей города плыть по течению, но и вполне себе резонные законы управления обществом. Дабы не вдаваться в исторические дебаты на тему сильной и независимой власти, скажу, что без специального отдела в департаменте/министерстве реализация этой карты возможна, но в крайне отдаленной перспективе. К тому же я рассчитываю на помощь со стороны экоактивистов города и всех неравнодушных омичей.
В записке к проекту ШЕФУТИНСКИЙ честно признается, что профессиональным экологом не является (судя по его странице Вконтакте, он историк по образованию), но открыт для замечаний:
– В недавнем рейтинге «цифровой зрелости» Омская область находится в десятке отстающих регионов России. До 1 сентября текущего года губернатор А.Л. БУРКОВ обязан принять региональную стратегию цифрового развития региона. Еще никогда наболевшая проблема настолько сильно не накладывалась на необходимость ее решения.