Речь идет об изучении логистических возможностей в верхнем течении Иртыша.
25 августа в студии Международного мультимедийного центра «Евразия сегодня» обсудили тему путешествий на воде.
Сплавы
Эксперт по туризму, руководитель проекта «Feel Travel» Анна СТАТВА отметила, что сегодня есть устойчивый тренд на повышение интереса к водным видам отдыха: «Если раньше вода пугала, то теперь все больше людей понимают, что при правильном подходе такой отдых безопасен, интересен и дает восстановление душевных и физических сил, способствует развитию. Статистические данные говорят, что во всех направлениях водного туризма – сплавах, круизах, походах под парусами – наблюдается устойчивый рост. Если в 2011 году, когда мы начинали сплавы по Омской области, люди задавали массу вопросов, то теперь я вижу,насколько оживились наша река Иртыш и его притоки».
Директор Омского губернаторского яхт-клуба Сергей ЩЕРБАКОВ подтвердил, что короткие путешествия по воде действительно стали более популярны: «Буквально каждый день по Иртышу (в навигацию, которая у нас пять месяцев) люди передвигаются и на сапах, и на ПВХ-лодочках, не подлежащих регистрации. Это не столько отдых на воде, сколько образ жизни. Да,сегодня он становится доступен все большему числу людей».
Анна СТАТВА даже вспомнила свой первый сплав в 2001 году по реке Мрассу в Кемеровской области: «Горная Шория, река второй категории сложности. Конечно, остались самые теплые воспоминания. После было, наверное, более 70 сплавов. Самый запоминающийся – последний. Мы недавно вернулись из Якутии, где сплавлялись по рекам Синяя и Лена. Последняя поразила нас своей широтой и мощью. Меня сибирские реки очень впечатляют. Рада, что в России сохранилось много нетронутых уголков, где можно побыть наедине с чистой природой».
Организатор туров, походов и сплавов Никита КИРИЛЕНКО тоже отметил рост интереса к водному туризму в Омской области: «Все больше людей приходят и к нам на сплавы на байдарках, и на сапы. На реке в субботу и воскресенье встречаются много групп. Река оживает. И люди действительно относятся к отдыху на воде проще». Когда речь зашла о сапбордах (досках, на которых плавают стоя, управляя с помощью одного длинного весла), Никита КИРИЛЕНКО пояснил, чем, на его взгляд, объясняется их популярность в последнее время: «Они просты в эксплуатации. И кататься на них не так сложно. По сравнению с байдарками они проще. Конечно, на сапахне пойдешь в дальнее путешествие, но в прогулочном формате это идеальный вариант».
– Сап доступен любому человеку, – согласилась Анна СТАТВА. – Это модный способ передвижения, который появился недавно. В этом году в Санкт-Петербурге на фестивале я видела одновременно 10 тыс. сапов на заливе. Впечатляюще. Рост сапов можно объяснить сарафанным радио, когда один человек попробовал и рассказал другим, поделился, что это просто, доступно, безопасно.
Экспедиция
Сергей ЩЕРБАКОВ признался, что на сапе передвигаться пробовал, но яхта ему все-таки нравится больше. А также известный омский яхтсмен поделился планами. В 2024 году запланирована экспедиция по исследованию ресурсов, возможностей и потенциала Иртыша в его верхнем течении. Она организована Русским географическим обществом. «Вчера закончился форум БРИКС, где Владимир Владимирович ПУТИН говорил о логистическом канале север-юг, т. е. чтобы из Северного Ледовитого океана можно было проложить путь до Индийского. Речь и о железнодорожном пути, и о Волга-Каспий. И возможен еще один канал – Обская губа – Обь – Иртыш. Иртыш берет свое начало на китайском Алтае. Если эту логистическую цепочку выстраивать, то можно увидеть не только и не столько развитие туризма (хотя он здесь обязательно будет присутствовать), сколько промышленных перевозок. Мы сейчас готовим проект по экспедиции до Китая на Черный Иртыш, – рассказал Сергей ЩЕРБАКОВ. – На «Сибири» там не пройдешь, потому что эта яхта глубокосидящая, относительно медленно двигающаяся и малой вместимости. Мы подобрали судно – это «Заря» в Иртышском пароходстве, на судоремонтном заводе. Переговоры уже ведем, ищем средства. Подготовили заявку в Фонд президентских грантов, но с первого захода она не прошла. С 1 сентября опять будем готовить заявку. Не теряем надежды совершить плаванье с исследованием логистической цепочки».
Круизы
– С этого года возродился круиз по Иртышу и Оби до Тобольска, Сургута и Салехарда на теплоходе «Северная сказка». Круизный туризм в последние годы испытывал взрывной рост. Кратно увеличился спрос на круизы. Уже в феврале число бронирований на лето на 40% превышало спрос 2022 года, – отметила Анна СТАТВА и пояснила: – Правда, круиз не из Омска, но по Иртышу и Оби. Действительно, Омск этот теплоход не проходит, он часто курсирует между Новосибирском, Салехардом и Тобольском.
И по словам Анны СТАТВЫ, проблема не только в отсутствии в Омске своего теплохода, но и в том, что на Иртыше пришли в негодность причалы, которые строились полвека назад.
– С развалом Союза многие отрасли ушли в частные руки. В том числе речнойфлот, пароходства. А частник, если выгодно – работает, если нет – не работает. В Омской области уже лет восемь как сняты почти все причалы. Наш флот, когда дотировался государством, ходил, а когда стал частным, пассажирские перевозки практически прекратились. «Москва» сейчас ходит до дач, плюс запустили до Большеречья (с большими потугами) «Зарю». Все!, – пояснил ситуацию Сергей ЩЕРБАКОВ.
–В Усть-Ишиме есть два катера, – решила добавить позитива Анна СТАТВА. – Но это исключительно благодаря администрации района. Они дотируемые, иначе никак.
–Но причальных сооружений для них нет! – кивнув, заметил Сергей ЩЕРБАКОВ и рассказал, что омский журналист-телевизионщик Денис ИОВЛЕВ сейчас работает помощником капитана по пассажирам на теплоходе «Сергей Есенин» на круизах по Волге. «Конечно, у нас не такое разнообразие круизов, как в европейской части – по Волге и другим рекам, но радует, что в принципе направление существует», – считает Анна СТАТВА. Она отметила, что существуют круизы по Енисею (три теплохода), по Лене (два теплохода) и по озеру Байкал.