Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод», высокотехнологичного предприятия, имеющего свой научно-технический центр и понимающего важность продвижения молодых ученых.
Подведены итоги конкурса «УМНИК – 2022». Одним из победителей, который получит грант в размере 500 тысяч рублей на реализацию проекта, стал аспирант ОмГТУ Андрей БУРЬЯН. Его разработка активно-пассивного виброизолятора на базе резинокордного пневматического элемента и активного динамического гасителя колебаний с гидравлическим инерционным преобразователем движения покорила жюри. Где будет применяться виброизолятор, на какой стадии находится проект и что дало молодому ученому домашнее обучение, узнала обозреватель еженедельника «Коммерческие вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО.
– Андрей, название вашей темы для меня,как гуманитария,звучит сложно. Поясните, что вы создаете.
– По сути, имеется в виду виброизолятор. Даже обычный станок во время работы вибрирует. Его колебания передаются на пол, а с пола – на рабочего. И это не очень хорошо. Поэтому для гашения вибрации используются виброизоляторы. Когда перевозят чувствительное оборудование, например, спутник, по железной дороге, то тоже нельзя допустить вибрацию, поскольку из-за нее могут сбиться настройки. А если мы условно ставим спутник на четыре опоры, под каждую помещаем виброизолятор, тогда колебания поезда никак не повлияют на ценный груз. Для таких целей используются виброизоляторы разных конструкций. Могут быть пассивные вроде пружин или резинок, а могут и активные, как в моем случае.
– И что представляет собой активный виброизолятор?
– Он еще и сам по себе работает. Для него нужен отдельный источник питания. Мой виброизолятор основан на электродинамическом принципе, т.е. внутри находятся подвижная масса и катушка. Мы подводим к катушке ток, и подвижная масса, представляющая собой магнит, начинает колебаться туда-сюда в противофазе с виброактивной силой, которая создается колеблющимся объектом. К примеру объект во время колебаний движется вниз, а подвижная масса – вверх, и они друг друга компенсируют. В итоге на основание вибрация не передается. Но это в идеале.
– На какой стадии сейчас находится разработка? Какие исследования еще вам нужно сделать, чтобы добиться этого идеала?
– Когда я говорю «в идеале», то имею в виду не то, чего нам предстоит добиться. На самом деле идеально никакой виброизолятор в принципе работать не может. Как устроена обратная связь? Снимаются вибрации с основания, и сигнал идет на обрабатывающее устройство, например, на компьютер, потом усилитель передает все на катушку, чтобы подать правильный ток. Естественно, сигнал моментально отрабатываться не может, какие-то временные задержки все равно есть. Поэтому идеально устройство работает только на компьютерной симуляции.
Что касается нашей разработки, то у нас уже есть прототип, но в проекте заявлен гидравлический инерционный преобразователь движения, т. е. нам предстоит корпус гасителя колебаний залить какой-то жидкостью и герметизировать. Для этого нужно приобрести материалы плюс, скорее всего, придется сделать немножко другой корпус. И пока для снятия показаний не хватает датчиков силы. Одного мало, нужно четыре расположить по периметру основания, еще один наверху, чтобы он снимал виброактивную силу, и т.д. На грантовые средства это докупим, соберем и испытаем на вибростенде. Надеюсь, все будет работать. По крайней мере, на компьютерных симуляциях действует.
– Вы уже апробировали устройство?
– Во время моего обучения в магистратуре проводились предварительные испытания устройства без гидравлического инерционного преобразователя движения. Они дали положительный результат. Но из-за того, что наш стенд собран практически из подручных материалов, он работает не так хорошо, как хотелось бы. Однако графики, которые мы получили в эксперименте и в компьютерной симуляции, примерно совпадают – имеют погрешность в районе 15%, что считается хорошим результатом.
– При создании виброизоляторов вы ориентируетесь на их применение на каких-то конкретных устройствах? Для каких сфер деятельности подойдет ваша разработка?
– Виброизолятор можно много где применять – при транспортировке ответственных грузов, для уменьшения передачи усилий на основание крупных двигателей, холодильных установок, станков. Сфер много. Главное сейчас – отработать принцип, понять, что наша задумка действует, а про габариты и т. д. подумаем после. Интерес к проекту могут иметь предприятия, связанные с судостроением, строительством и эксплуатацией нефтепроводов.
– Можете озвучить ваши расчеты по коммерциализации проекта?
– Конечно, предприятие на базе университета мы делать не собираемся. Это в принципе невозможно. Для начала соберем прототип, проверим, работает ли он с гидравлическим преобразователем движения, а дальше будем искать заинтересованные компании. Может быть, они согласятся профинансировать нашу разработку. Нужны заводы, которые смогут делать для нас корпусы и т. д. Я в производстве не слишком разбираюсь, работаю в университете преподавателем.
– Расскажите, как получилось, что вы занялись этой темой. Какая команда над ней работает вместе с вами?
– Виброизоляцией я начал заниматься еще с бакалавриата, потому что это основная тема моего уважаемого дедушки – доктора технических наук, профессора ОмГТУ Юрия Андреевича БУРЬЯНА. На тот момент он был заведующим кафедрой «Основы теории механики и автоматического управления» и помогал мне с дипломом – консультировал по теоретической части. Тему я продолжил в магистратуре. И сейчас в аспирантуре она лежит в основе моей кандидатской диссертации. Посоветовал мне подать заявку на конкурс Василий Федорович ФЕФЕЛОВ, который сегодня исполняет обязанности ректора ОмГТУ. Что касается команды, то это Юрий Андреевич БУРЬЯН, доктор технических наук, профессор Виктор Владимирович ШАЛАЙ, который как мой непосредственный научный руководитель тоже помогает с теорией, а с кандидатом технических наук Дмитрием Владимировичем СИТНИКОВЫМ мы делаем практическую часть.
– У вас мощная команда! Ваши родители тоже работают в ОмГТУ?
– Родители – медики, но так сложилось, что всегда жил с бабушкой и дедушкой. Бабушка работала в гуманитарной сфере, а дедушка – в технической, и я пошел по его стопам. И бакалавриат, и магистратуру окончил с красным дипломом и поступил в аспирантуру. Параллельно на бакалавриате прошел курс переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. И сейчас преподаю в ОмГТУ, являюсь ассистентом. Через два года смогу уже работать на полную ставку преподавателем – там нужен стаж. Преподаю прикладную механику на первых курсах.
– Чем увлекаетесь в свободное время?
– У меня очень много увлечений. Раз в две недели хожу в тир – уже года четыре занимаюсь спортивной стрельбой из огнестрельного оружия. Играю в страйкбол, но редко, потому что команды своей нет. Три раза в неделю тренируюсь в зале с «железом» – штангой, гантелями. Еще рисую, правда, сейчас уже реже, миниатюрки раскрашиваю. В принципе на все времени хватает, потому что в аспирантуре занятости помимо диссертации нет. Надеюсь закончить ее за следующий год, а через пару лет защититься.
– Вы по жизни отличник. И в школе тоже им были?
– Со школой у меня интересная ситуация. В 4 классе я перешел на домашнее обучение и 5-6 класс закончил за один год, 7-8 – тоже и, соответственно, школу окончил не в 18 лет, а в 16. Но при этом у меня полных 11 классов, потому что я сдавал по 24 экзамена в год. В 2015 году я получил аттестат о среднем образовании в Лицее № 64 (я там числился и сдавал экзамены) и поступил в ОмГТУ на прикладную механику.
– А как после домашнего обучения смогли перестроиться на вузовское, где обычно очная система? Трудно было коммуницировать, находить общий язык с другими людьми?
– Я в домашнем обучении вижу только плюсы. Мне не надо было ходить в школу – я это ненавидел. Учителя – хорошие, но на уроках им приходилось давать абсолютно тупую программу, на мой взгляд. В школе мне было скучно и я постоянно не высыпался. Перешел на домашнее обучение, потому что в принципе программу обгонял. У меня было полно свободного времени, я успевал многое. Естественно, были репетиторы, и очень много времени я отводил на самостоятельное обучение. Моя бабушка – кандидат педагогических наук – помогала мне с русским языком и с литературой. Насчет общения: ноль проблем. Я поступил в университет и сразу со всеми одногруппниками сдружился. Потом даже старостой группы стал. Несмотря на то, что учителя тоже пугали моих родных трудностями в общении, никаких проблем не было. Да, домашнее обучение требует самодисциплины. В школе ребенка постоянно подталкивают, контролируют, а на домашнем обучении нужно самому готовиться к итоговым экзаменам.
– Получается,вы моложе своих однокурсников на два года?
– Да, моим друзьям по 26-27 лет, а мне 24 года. Но никаких барьеров это не создает.
Биография
Андрей Анатольевич БУРЬЯН, аспирант ОмГТУ
Андрей Анатольевич БУРЬЯН родился 18 марта 1999 г. в Перми. В том же году семья переехала в Омск. В 2015-м году получил аттестат о среднем образовании (освоил программу 11 классов на домашнем обучении за 9 лет), поступил в ОмГТУ на специальность «Прикладная механика». В 2019-м году окончил бакалавриат, поступил в магистратуру, в 2021-м поступил в аспирантуру.
Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод».