Все рубрики
В Омске воскресенье, 8 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 89,8225    € 99,7156

Евгений БУЛУЧЕВСКИЙ: «Легкодоступной нефти становится все меньше. И растительная биомасса рассматривается как один из самых перспективных ресурсов»

24 июля 2024 10:08
0
954

Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод», высокотехнологичного предприятия, имеющего свой научно-технический центр и понимающего важность продвижения молодых ученых, исследователей и разработчиков. 

В 2024 году в перечень поддержанных проектов по итогам регионального конкурса Российского научного фонда по фундаментальным научным исследованиям малыми научными группами гранты получили девять научных коллективов из Омска. Один из них возглавляет декан химического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, старший научный сотрудник Центра новых химических технологий «Института катализа» СО РАН Евгений БУЛУЧЕВСКИЙ. Он рассказал обозревателю еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасии ИЛЬЧЕНКО, почему тема «Нанесенные катализаторы гидродеоксигенации масложирового сырья на основе слоистых двойных Mg-Al-гидроксидов» получила грантовую поддержку и какими свойствами будет обладать дизельное топливо из растительной биомассы.

– Евгений Анатольевич, в 2020 году мы с вами обсуждали патент на катализатор, зарегистрированный Центром новых химических технологий. Речь шла об одностадийной переработке возобновляемого растительного сырья для получения экологически чистых компонентов моторных топлив. Проект, над которым вы сейчас работаете, – это продолжение темы?

– Да. Работа, поддержанная Российским научным фондом и Омской областью, имеет ту же цель: мы разрабатываем новые катализаторы для получения моторных топлив из возобновляемого сырья.

– Какое участие принимает Омская область?

– Речь идет о региональном гранте Российского научного фонда – половину финансирования выделяет регион. Когда мы подавали заявку на грант, то прописывали, почему именно в нашей области нужно проводить данные исследования. У нас в регионе две флагманские отрасли промышленности – сельское хозяйство и нефтепереработка и нефтехимия. У них может получиться прекрасный симбиоз. По площади пахотных земель Омская область входит в первую четверку в России. Плюс у нас есть нефтехимический комплекс с неплохим научно-техническим потенциалом и мобильным думающим руководством, которое подобные проекты вполне может рассматривать.

– О чем новый проект?

– Можно по-разному подходить к вопросу нефтегазовых ресурсов, обсуждать, на сколько еще лет хватит запасов, но факт остается фактом – каждые следующие добываемые тонна нефти или кубометр природного газа по себестоимости дороже предыдущего. Если еще 30 лет назад никто не думал о себестоимости, то сейчас есть порог, после которого для некоторых нефтедобытчиков она становится дороже рыночной цены и они разоряются. Легкодоступной нефти становится все меньше. Поэтому мы обращаем внимание на другие источники углеродсодержащего сырья. И растительная биомасса рассматривается как один из самых перспективных ресурсов. Есть достаточно много способов делать моторное топливо из растительной биомассы, и один из путей – переработка масложировых компонентов и получение – в нашем случае – дизельного топлива.

– Нанесенные катализаторы гидродеоксигенации масложирового сырья какую роль играют?

– Переработка компонентов растительного сырья в моторные топлива требует достаточно жестких условий и сложно устроенных катализаторов. Мы работаем над разными каталитическими системами. В 2020 году мы запатентовали бифункциональный катализатор на кислотном носителе. Те исследования, которые мы проводим сейчас, имеют более фундаментальный характер. Мы исследуем пути превращения масложирового сырья под давлением водорода на катализаторах различной природы. От того, по какому пути идет превращение, зависят экономические показатели и экологичность процесса получения биодизельных топлив, и нам нужно подобрать оптимальный состав катализатора и условия процесса.

– Речь идет именно о фундаментальных исследованиях?

– Да, прикладной результат здесь не гарантирован. Мы не обязательно изобретем новый процесс, не обязательно подадим заявку на патент.

– Почему вы сконцентрировали внимание именно на дизельном топливе?

– Сегодня в автомобильном транспорте в основном используются два вида топлива: топливо для двигателей с искровым зажиганием – бензин и для двигателей с воспламенением от сжатия – дизель. И то и другое можно получать из возобновляемого сырья. Углеводный компонент биомассы используется для получения бензиновых топлив. Для получения дизельных топлив в качестве сырья используются жиры. При этом с помощью регулирования свойств катализаторов и подбора правильного сырья можно получать и зеленое авиационное топливо.

– На взгляд обывателей, дизельное топливо – самое не экологичное.

– Дизель, который мы получаем, достаточно сильно отличается от нефтяного, потому что в нем таких компонентов, как сера, полиароматические углеводороды, нет вообще. Это достаточно экологичное топливо.

– Евгений Анатольевич, а минусы у биовозобновляемого топлива есть?

– Для оптимальной работы двигателя особой разницы между нефтяными топливами и топливами, полученными из возобновляемого сырья, практически нет. Современный уровень развития технологий нефтепереработки и нефтехимии вполне позволяет получать топлива оптимального состава. Однако на данном этапе развития промышленности большой вопрос – экономические показатели таких производств. С другой стороны, расчеты показывают, что при определенной урожайности культур и определенной цене нефти уже можно выходить на рентабельность, даже без каких-либо преференций от государства.

Но главная проблема – это разумная, бережная эксплуатация природы. Чтобы получать биотопливо, необходимо выращивать достаточно много растительной биомассы, и тут нужен баланс. Как минимум, нельзя сокращать площадь лесов, увеличивая посевные площади. Ну и, конечно, необходимо выращивать специальные культуры и сорта, которые дают высокую урожайность, и соблюдать баланс между пищевыми и непищевыми культурами.

– На каком сырье вы проводите свои эксперименты?

– С точки зрения исследования свойств катализаторов природа используемого сырья не имеет большого значения. Мы проводили эксперименты на подсолнечном и рапсовом масле. При фундаментальных исследованиях гораздо удобнее использовать «модельные» соединения, которые почти полностью отражают свойства масложирового сырья. Эксперименты с ними дают более однозначные результаты.

– Когда будет завершена работа?

– Грант рассчитан на два года. Его результатом должны стать научные публикации. В конце 2024 года нам предстоит промежуточный отчет, по результатам которого будет принято решение о продолжении финансирования еще на год.

– Это единственный грант, который вы реализуете?

– У ученых, которые занимаются только наукой, бывает и по три гранта и еще хоздоговорные тематики, но поскольку я еще и декан химического факультета ОмГУ им. Достоевского, то вряд ли могу себе позволить уделять время больше, чем одному гранту.

– Расскажите, какие научные направления сегодня развиваются на химфаке ОмГУ?

– Самое главное наше научное направление – органическая химия. Группа профессора Александра Семеновича ФИСЮКА занимается разработкой методов синтеза сложных органических молекул. Основное их применение – биологически активные вещества, люминофоры и органические полупроводники. Это предшественники лекарств, вещества для клеточных исследований в медицине, для электронной промышленности. Еще одно направление – исследования, связанные с неорганической химией. Ученые разрабатывают материалы для лечения костных заболеваний. И третье направление, которым занимаются химики-аналитики, – разработка новых методов и методик аналитического контроля различных соединений. Химический факультет регулярно выигрывает гранты. Мы самый маленький факультет ОмГУ, но у нас больше всех грантов (улыбается). Сейчас реализуется пять. У факультета хорошая научная школа. В этом году у нас 80 бюджетных мест. На наших специалистов на рынке большой спрос – сегодня российский химпром испытывает дефицит кадров, предприятия готовы хорошо платить. 100 % выпускников химфака трудоустраивается по специальности, очень многие делают хорошую карьеру.

– 80 бюджетных мест – это много!

– Да, это хорошо. При этом у нас не очень высокий конкурс. Ни для кого не секрет, что выпускники школ не слишком охотно выбирают ЕГЭ по физике и химии, поэтому при поступлении на естественно-научные специальности конкуренция низкая.

Биография

Евгений Анатольевич БУЛУЧЕВСКИЙ, кандидат химических наук, декан химического факультета ОмГУ им. Достоевского, старший научный сотрудник Центра новых химических технологий ИК СО РАН (ФИЦ «Институт катализа им. Г.К. Борескова» СО РАН).

Евгений Анатольевич БУЛУЧЕВСКИЙ родился 30 августа 1979 года в селе Серебряном Горьковского района Омской области. В 2001 году окончил ОмГУ и поступил в аспирантуру ОмГУ, начал работать в Омском филиале Института катализа СО РАН (сейчас Центр новых химических технологий ИК СО РАН). Прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией каталитических превращений углеводородов. В 2011 году защитил кандидатскую диссертацию. С 2011 года преподает в ОмГУ им. Достоевского, в том же году назначен заместителем заведующего кафедрой химической технологии ОмГУ, в 2015 году стал заведующим кафедрой. С 1 февраля 2020 года избран деканом химического факультета ОмГУ.

Женат, воспитывает двух детей.

Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод».

® РЕКЛАМА

ООО «Омсктехуглерод»,
ИНН 5506066492

Фото Максима КАРМАЕВА

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.