Все рубрики
В Омске суббота, 20 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,4409    € 99,5797

Лариса САВОСТЬЯНОВА, «Евразия-Тур»: «Мне смешно, когда вижу отчеты, что Омск в прошлом году принял тысячи иностранных туристов»

16 июня 2018 08:00
0
4679

В каждом российском регионе одно и то же: баня, застолье, охота, рыбалка.

Туристическую индустрию уже не лихорадит, как в 2014-м. Однако у каждого времени свои приметы. О сегодняшних трендах в выездном туризме, а также о том, с какими целями в Омскую область приезжают иностранцы, корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у учредителя компании «Евразия-Тур» Ларисы САВОСТЬЯНОВОЙ.

– Лариса Дмитриевна, что в принципе можно считать туризмом?

– Туризм бывает разным. В советское время работали «Интурист», «Спутник» и Совет по туризму и экскурсиям. «Интурист», например, заранее знал, что каждый год из Омской области за границу отправятся 30 групп по 32 человека. Очень много наших граждан путешествовало по просторам необъятного Советского Союза. Был плановый туризм. С перестройкой, в начале 90-х годов, многие поехали за границу – в Польшу, Венгрию, Китай, Турцию, Индию, Эмираты – за ширпотребом, которого так не хватало в стране. Уже потом это стали называть шоп-туризмом.

Но я считаю, что туризм – это все-таки знакомство со страной, ее культурой. Когда возила в Индию группы «шопников», старалась, чтобы они не только бегали по рынкам и сидели по номерам, а посмотрели, например, Тадж-Махал. Люди все откладывают на потом, а ведь оно может никогда не наступить. В 1996 году так и случилось: Индию закрыли на три года из-за эпидемии, а потом произошел дефолт (какая уж тут Индия!) и мы стали активно заниматься внутренним экскурсионным туризмом – по Омской области, Западной Сибири и в целом по России. А с 1999 по 2010 год на теплоходе «Римский-Корсаков» организовывали круизы по Иртышу и Оби. Это тоже туризм. Когда человек вышел на природу с палаткой – тоже туризм. Самостоятельный.

Главное, нужно выйти из дома и попробовать увидеть еще не известные места и страны. Кто не путешествует, тот читает одну и ту же книгу. Причем на первой странице!

– Кто сейчас выбирает зарубежный отдых?

– Кому позволяют средства. После санкций за границу перестали летать военные и полиция, а это большое количество наших потенциальных клиентов. Прокурорским работникам можно ездить только в определенные страны. Туризм очень сильно зависит от политики. Один мой знакомый при погонах, который давным-давно на пенсии, опасается лететь к сыну в США: а вдруг там со мной что-то случится!

– Раньше полицейские часто выбирались в зарубежные туры?

– Конечно, причем брали путевки в отдаленные страны, на острова. Как только курсантам школы милиции разрешили выезжать за границу, этим стали пользоваться процентов 60. Многие через нашу компанию.

– Какой же процент омичей сегодня выезжает на отдых за границу?

– В 2014 году, по данным Омского аэропорта, было шесть процентов.

– Сюда включены и те, кто летает по работе?

– Конечно. Поэтому мне смешно, когда вижу отчеты, что Омск в прошлом году принял тысячи иностранных туристов.

– А сколько их на самом деле въезжает в Омскую область?

– По данным официальной статистики, тысячи и тысячи. Но к туристам причисляют и граждан Казахстана, которые могут по два раза в неделю приезжать к нам по личным делам, и граждан Германии, гостящих у родственников.

Точные цифры могу назвать только по своей компании. В этом году мы планируем принять 300 человек. Это те, за кого уже внесена предоплата. Они приедут, если ничего в России не случится. Их количество каждый год увеличивается – в прошлом было чуть меньше. Им интересен Омск и Омская область.

В прошлом году первый раз принимали гостей из Израиля. При подготовке их программы были учтены пожелания по посещению некоторых экологических объектов Омской области, о которых мало знают даже местные жители. А они знают, потому что тщательно готовятся к своему путешествию.

– Например?

– Ферма «Планета коров», там, где буренок не режут. Она расположена по Черлакскому тракту.

– Прошлым летом министерство культуры на туроператорах и журналистах обкатывало новые маршруты по Омской области. Они заработали?

– Съездили, отчитались. Мы ни одной группы не отправили. Хотя организованный два года назад информационный тур в Исилькуль дал результаты. Пускай с трудом, но туда отправляем группы.

В прошлом году съездили с минкультом в Каразюк. Прекрасная этнографическая программа! Очень интересно! Я рассказала своим немецким партнерам. Они заинтересовались. Но программа только летняя, и у нее достаточно высокая цена. Существуют и вопросы по доставке туристов. И еще: ни один иностранный оператор не отправит своих клиентов, пока не увидит, как маршрут работает! Надо его вначале отработать на своих туристах.

Бобровка (Тарский район) интересна, но это достаточно далеко, в итоге получается дорого. Как слетать на Камчатку: желание есть, а денег нет. Если наберется группа раз в год, то хорошо.

– Эбейты ближе.

– Ближе и дешевле. Но когда прочитала в прессе отчет о проведенном туда инфотуре, то подумала: слава богу, никого солнечный удар не стукнул, пока добирались пешком до озера. Вопросы возникали и по питанию, и по санитарно-гигиеническим условиям. Мой вывод: мы в этот тур в том виде, как он был представлен, своих клиентов отправлять никогда не будем. Я не хочу нарушать законы и отвечать перед клиентами в суде.

     Я вспоминаю, как мне один француз, когда мы только начинали заниматься въездным туризмом, сказал: «Лариса, у вас в каждом российском регионе одно и то же. Баня, застолье, охота, рыбалка. Вы придумайте какую-то изюминку, чтобы на нее ехали, как на Эйфелеву башню». И действительно, у нас иностранцев в каждом регионе в баню водят, а что дальше?

– И есть в Омске такая изюминка, на которую поедут иностранцы?

– Они уже едут на Достоевского и Колчака. Нужно акцент делать на том, что в Омске когда-то была столица.

А если взять шире – область?

– В 1999 году я лично возила первых туристов в Окунево. Они приезжали в октябре, начитавшись Михаила РЕЧКИНА (исследователь аномальных явлений природы, писатель, автор книги «Окуневский ковчег». – Прим. ред.), и хотели увидеть озеро Шайтан и мертвую воду. Эти туристы появились в регионе благодаря РЕЧКИНУ, а не министерству культуры или нам. Я о Шайтан-озере узнала от них. Когда приехали в Окунево, не могла найти человека, который бы нас туда отвел. Все боялись.

– Так вы нашли озеро?

– Конечно, я даже искупалась в нем. Мне кажется, там на самом деле мертвая вода. Потом поехали на озеро Линево – там живая вода. Эти уникальные озера – уже сейчас туристическая изюминка Омской области. Там люди зарабатывают на так называемых аномальных явлениях.

– Что, на ваш взгляд, должно появиться сначала – предприниматель, создающий инфраструктуру, или все-таки стабильный турпоток?

– Вопрос сложный. С одной стороны, инвестор будет вкладывать деньги туда, где он видит отдачу. С другой стороны, турпоток появится там, где будет соответствующая туристская инфраструктура. Все должно развиваться параллельно, а государственный регулятор этому способствовать, создавая соответствующие экономические условия. А не разрабатывать никому из туроператоров не нужные туры.

Недавно в министерстве культуры прошло совещание о создании базовых туристических маршрутов. Их представят федеральной экспертной комиссии. Считается, что министерство тесно сотрудничает с региональными туроператорами. На самом деле сейчас только с одним – «Увлечен и я». А ведь в Омской области их значительно больше. При этом «Увлечен и я» в федеральном реестре появился только в 2015 году, до этого существовало просто некоммерческое партнерство с таким названием. У компании «Мистер Фогг», у нас и у других компаний, много лет работающих на этом рынке, есть свои туры. Надо было собрать нас и посоветоваться, какие уже много лет апробированные и успешно реализуемые программы представить экспертной группе. Но министерство сейчас никого не слушает. Федералам, которые приедут из Москвы оценивать омский туризм, его будет показывать компания, которая работает всего два года. Получается, что лучше всего у нас разбираются в туризме молодые специалисты из «Увлечен и я».

Меня несколько удивляет такой подход, ведь чтобы туры считались апробированными, нужно, чтобы по ним прошло хотя бы несколько групп. Требуется время. Мы в 1999 году начали раскручивать круиз для иностранных туристов по Иртышу и Оби на теплоходе, а фактически иностранцы приехали только в 2006 году. Сначала принимали специалистов немецкого оператора, устраняли замечания по технической части и убранству теплохода, по составу экскурсионной и развлекательной программ. Провели экспедиционный круиз и только потом стали принимать настоящих туристов из Европы.

– Лариса Дмитриевна, а какой был маршрут круиза?

– Десятидневное путешествие с многочисленными остановками из Омска через Ханты-Мансийск в Салехард. Там люди садились на паром до Лабытнанги, где пересаживались на поезд и через Воркуту возвращались в Москву. А обратно теплоход шел уже с новой группой. Круизы продолжались в течение двух летних месяцев. Но когда в 2010 году в Европе наступил кризис, немцы сказали, что будут сотрудничать, если оставим ту же стоимость фрахта. К сожалению, Иртышское пароходство на это не пошло. Немцы сказали «дорого», и весь наш круизный бизнес закончился. А это была уникальная программа, не имеющая аналогов в нашем регионе.

– Что сейчас с «Римским-Корсаковым»?

– Стоит в Омске на приколе. Он достаточно возрастной, но после полной замены корпуса на нем можно еще лет 20 ходить. Внутри мы вместе с пароходством тоже все меняли. Это хороший круизный теплоход, специально адаптированный для туристов.

– Существует ли в Омске событийный туризм?

– Он не слишком развит. Едут на солнцестояние, на марафон на 2-3 дня (в 2016 году через нас приезжали человек 40), на ВТТБ мы хорошо принимали, но, увы, все закончилось... Под фестиваль «Движение» немного, но приезжают. Интересно, что в июне ожидается концерт Сергея ШНУРОВА, и екатеринбуржцы уже сейчас гостиницы через нас бронируют.

– Самостоятельные путешественники составляют вам какую-то конкуренцию?

– Может, и составляют, мы этого не чувствуем. Те, кто от нас ушел, раз прогорели, два – и вернулись. Тот же Букинг не гарантирует, что тебя будут ждать в гостинице, которую ты заказал. Сейчас сложная политическая обстановка, а ведь Букинг – американский. Но в жизни надо попробовать все. Когда летал Pegasus, мы с Сергеем Васильевичем (Сергей САВОСТЬЯНОВ, супруг Ларисы САВОСТЬЯНОВОЙ и директор компании «Евразия-Тур») решили попробовать самостоятельно съездить в Амстердам. Так сказать, проверить все прелести самостоятельного туризма на себе. Заказали все через Букинг. В итоге: за завтрак пришлось доплатить 15 евро, экскурсия обошлась в три раза дороже, чем у туроператора, за гостиницу средства сняли с карточки дважды и полтора месяца не возвращали. Хорошо, у меня были деньги на карте, а что делать тем, у кого их нет? Они едут в самостоятельное путешествие, пытаясь экономить на всем. И самое главное – в таком путешествии ты отвечаешь сам за себя. Няньки в виде турагентства у тебя нет.

Поэтому я всем советую: идите в компанию, которая давно существует, где вы знаете людей. Это дает безопасность. Мы в Грузию летали в этом году через «Интурист», потому что знаю, у них там есть партнеры, которые встретят, предоставят трансфер. Сейчас, кстати, пошел поток в Грузию. Очень интересная экскурсионная программа.

– Сегодня тоже можно погореть, приобретая путевку?

– Конечно. Есть много примеров. Чтобы не погореть, нужно приобретать путевки в надежных, зарекомендовавших себя турфирмах. Проверять, входят ли они в федеральные реестры туроператоров. После 2014 года многие агентства закрылись, а их менеджеры работают нелегально, не платя налоги. Кто покупает путевки у них, рискует своими деньгами и отдыхом.

Не нужно было убирать в туристическом бизнесе лицензии. Раньше, чтобы ее получить, директор должен был работать в этой сфере не менее пяти лет. В 2003 году лицензии отменили и турагентства начали массово открываться. Девочка оканчивает институт, и папа ей дарит компанию. Она пять семей отправила, радуется, а люди не улетели, потому что она не знала, что нельзя с этим туроператором работать, он на ладан дышит, не сегодня завтра закроется. Это в 2014 году было, когда начали банкротиться туроператоры. Я тогда целый год на телефоне сидела. 4 700 человек в Омске с «Лабиринтом» пострадало, а мы ни одного человека через них не отправили. Как можно, если они предлагали комиссию 18 процентов! Это очень много, сразу было подозрительно.

– Сколько процентов вы получаете сейчас от туроператора в среднем?

– Мы работаем за шесть – десять процентов от стоимости путевки. Чем в таком случае можно завлечь клиента? Только качественным продуктом. И тем, что клиент будет уверен: его деньги никуда не денутся. Когда приходят клиенты и рассказывают, что им где-то предлагают скидку семь процентов, мне странно. Если турфирмы дают большие скидки, значит, они занимаются бизнесом, нарушая закон, не платя налоги, а может, и совершая незаконные финансовые операции. Где гарантия, что их не закроют компетентные органы и деньги клиентов не пропадут?

– Лариса Дмитриевна, чему отдают предпочтение омичи – Сочи с Крымом или Турции?

– В Турцию многие летают, из Омска туда выполняется много рейсов. Качество отдыха в Турции общеизвестно. Правда, в этом году цены там немного подросли. Хотя они увеличились на отдых и в Крыму, и в Краснодарском крае. Рост цен – общеизвестная российская болезнь. Что касается сервиса… Мы как-то с турками сидели в кафе пятизвездочного отеля в Сочи в Красной Поляне. Там кофе стоит 750 рублей. Но официантка к нам ни разу не подошла даже. Я возмутилась: «Мы час сидим. Вы видите, пришли гости, почему к нам не подходите? Хотя бы кофе». «Ой, а вы будете что-то?» А как было бы в Турции? Там бы официант несколько раз подошел и спросил, что будете пить, надоел бы мне так, что я сказала бы: «Принеси, но больше не подходи». Мой друг-турок на эту ситуацию отреагировал иначе: «Лариса, прости девочку. Мы к этому шли 20 лет, а вы только начинаете этот путь. Сервис в одночасье не создашь».

Сейчас многие в Крым едут. Мне очень нравится там. У меня подруга живет у строящегося Крымского моста, радуется, как быстро продвигаются работы, говорит, теперь точно будет мост, а значит, и дорога в Крым. А дороги – это… Помню, наш бывший министр культуры на одном из совещаний говорит: 50 млн. рублей выделили на дорогу до Большеречья. Я спрашиваю: «А сколько километров дороги вы за эти деньги отремонтируете?». 4,5 километра! Пока не будет дорог, у нас не будет и туризма.

– Есть, на ваш взгляд, вероятность, что из Омска все-таки будет летать лоукостер хотя бы до Москвы?

– Уже летает – «Азимут», во Внуково. Самолет Sukhoi Superjet 100. Цена разнится в зависимости от условий: наличия багажа, мест данной категории, обратного билета. Минимальная стоимость – около 2 900 рублей. Но во время полета там не кормят.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 мая 2018 года



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

В Музее Кондратия Белова ожили казачьи песни

Зримые образы народного фольклора созданы художником Петром КРАВЦОВЫМ

19 апреля 16:30
2
454

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.