Омские хрущевки хотят ремонтировать на федеральные средства.
26 июня в Омске состоялось выездное совещание Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Федерального собрания Российской Федерации по вопросу «Усиление несущих конструкций и продление срока эксплуатации пятиэтажных жилых домов массовой серии с неполным каркасом».
Спич главы
Основную задачу мероприятия определил врио губернатора Омской области Александр БУРКОВ: оперативно изыскать технологии восстановления несущей способности и продления срока эксплуатации домов серии 1-335 ПК.
– Дома этой серии составляют существенную долю жилищного фонда. Между тем срок их эксплуатации давно истек. Необходимы срочные меры по усилению конструкций. В среднем получается по 10 миллионов рублей на каждый дом. Собственники жилья в рамках существующего тарифа на капремонт эту сумму будут собирать в течение 10 – 12 лет. Таким временем мы не располагаем. Эта проблема волнует все регионы.
Однако в Омске все обстоит традиционно «волнительней», чем везде. А именно: жители хрущевок и ветхих домов стали все чаще выражать обеспокоенность своей безопасностью, прося власти принять меры. Глава региона признался, что наш бюджет не потянет такие расходы:
– Только на территории Омска расположено 170 домов 335-й серии. Для нас также принципиально важно, чтобы государственная программа переселения жителей из ветхих и аварийных домов была продолжена.
Итак, вся надежда на федералов, на новые законы и правила. И, конечно, на то, чем так славится голь, – выдумки.
Технологии made in Omsk
Кстати, они у нас есть. О них рассказал член Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Виктор ШРЕЙДЕР:
– Экономисты уже посчитали, что стране на обновление домов 335-й серии понадобится около 30 миллиардов рублей: сумма невеликая для государства. Программа реновации по примеру Москвы обойдется в разы дороже. Помимо этого технологические решения необходимо зафиксировать на уровне нормативного акта Минстроя РФ.
По словам ШРЕЙДЕРА, если разбить сумму на три года, 10 млрд. рублей в год – вполне реальная нагрузка для федерального бюджета. А вопрос замены коммуникаций можно попробовать решить за счет сборов за капремонт.
Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина ХОВАНСКАЯ поинтересовалась, какова цена вопроса реконструкции в сравнении со сносом и расселением.
– Метр в метр расселять не получается, кроме того, семьи оперативно женятся и разводятся, им нужно предоставлять бОльшие площади. Цена вопроса отличается в разы – в пять и более,– ответил ШРЕЙДЕР.
Депутат пояснил, что дома серии 1-335 ПК – о которых и ведется речь – в Омске строили до 1963 года. Их максимальный срок эксплуатации – 30 лет, ремонт требуется каждые пять. В 1995 году была предпринята первая попытка решить проблему: установлены дополнительные опоры, поддерживавшие балки перекрытий. Однако дом пришлось расселять, а сами работы заняли целый год. По такой технологии обновили три дома, а в 2007 году попробовали обойтись без выселения жителей, воспользовавшись усилением через наружные колонны. В присутствии жителей проводилась и замена кровли с утеплением фасада. Тогда обновление типового дома на четыре подъезда обошлось в пять миллионов рублей.
Есть и другие варианты: использовать вместо наружных колонн закладные элементы, что экономит бюджет на один млн. рублей. А последнее, четвертое предложение вообще не предполагает вход в квартиры. Испытания этой технологии, по словам ШРЕЙДЕРА, дали плоды — срок жизни «экспериментальных» хрущевок продлили на 30 лет — то есть на полноценный жизненный цикл. Если раньше для проведения ремонтных работ требовалось 120 дней, то благодаря нововведениям срок сократился до 20 дней.
ХОВАНСКАЯ продемонстрировала демократическую позицию:
– У нас программа расселения ветхого жилья эффективно выполняется. Но здесь ни о каких инвесторах говорить не приходится. Это чисто бюджетный процесс, только за бюджетные деньги. Программа реновации же касается всей страны. Почему только Москва? Когда мы говорим о реновации жилищного фонда, она не точечно должно проводиться, а быть оформлена в программу. Давайте представим, что мы снесли все аварийные дома, – за 10-15 лет возникнут новые! И мы будем участвовать в этом процессе бесконечно. Даже те муниципалитеты, которые не «лежат на боку», но могут все-таки что-то предложить жителям. Это национальный позор, когда люди живут с риском для жизни и здоровья.
Проект в студию
ХОВАНСКАЯ сообщила, что она работает над федеральной программой реновации, за основу которой взят столичный опыт, но с учетом основных ошибок. Документ почти готов, но его не вносят в Госдуму, поскольку он требует изменений в Градостроительном и Административном кодексах. Депутат передала проект главе Омской области Александру БУРКОВУ, чтобы омичи могли внести свои предложения и замечания.
Согласно ему в будущем предполагается не просто строить дома для расселения из аварийного жилья, а делать их наемными. То есть жители будут получать квартиры в здании, которое будет принадлежать муниципалитету, однако приватизировать их не смогут. Такие контракты жизненного цикла уже применяются у военных.
Реновация в регионах будет подразумевать не только снос (как было в Москве), но и реконструкцию (если это, разумеется, целесообразно): «Если есть возможность восстановить, это значительно меньшие затраты для бюджета, чем снос».
Еще одна основная ошибка московской реновации - принудительное выселение. Проект ХОВАНСКОЙ предполагает заключение добровольного договора, призванного защитить права граждан, а также саму систему от «капризов», как выразилась депутат, переселенцев.
Также жителей не будут освобождать от взносов на капремонт в течение 15-летнего срока реализации программы – на взгляд ХОВАНСКОЙ, лучше все это время копить деньги на счете, чем иметь дело с огромной суммой, которую придется собрать оперативно впоследствии.
Реализация программы в регионах будет разниться в зависимости от местной специфики: ведь и состояние жилья, и бюджетные возможности везде разные.
Нанотехнологии и консервативное мышление
Предложила ХОВАНСКАЯ и перестать экономить на торгах, в которых нередко побеждают недобросовестные подрядчики, занизившие стоимость своих услуг, использующие некачественные материалы и неквалифицированную рабсилу.
Председатель посоветовала всем приглядеться к нанотехнологиям, которые, вопреки стереотипам, могут быть дешевле, но в разы практичней и долговечней. Она передала слово Максиму НЕВЕСЕНКО, заместителю директора департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Роснано), который рассказал, что новые научные разработки стоит использовать в работах по утеплению и ремонту крыш, фасадов, подвалов, внутридомовых инженерных систем. Например, для утепления чердаков есть варианты применять эковату, керамзит или пеностекольный щебень – безопасный и экологичный материал, срок службы которого составляет не менее 50 лет. С учетом стоимости самого материала и затрат на монтаж последний обходится на 25% дешевле, чем другие утеплители. Помимо финансовой экономии, используя этот материал, можно, кстати, наполовину сократить сроки проведения работ. Пеностекольный щебень уже применяется при проведении капитальных ремонтов в Калужской и Томской областях, Красноярском крае, Санкт-Петербурге.
Есть разработки и в сфере утепления фасадов, позволяющие снижать теплопотери здания до 40%, так как инновационные фасады представляют на 95% уже готовую систему, что значительно снижает стоимость монтажных работ. А еще по сравнению с традиционными они весят значительно меньше, облегчая нагрузку на конструктив здания, что особенно важно для домов старых серий.
Разработали ученые и новые композитные трубы для водоснабжения, лакокрасочные покрытия, не задерживающие влагу, стеклопакеты с низкоэмиссионным покрытием, защищающие квартиры от нагревания солнечными лучами и не допускающие утечки тепла на улицу. НЕВЕСЕНКО добавил, что применение этих материалов позволит сэкономить не только на монтажных работах, но и позже, на потреблении энергоресурсов, примерно на 30%, что непременно найдет отражение в платежах за коммунальные услуги.
«Нанотехнологичный центр композитов» – еще одно столичное детище Фонда инфраструктурных и образовательных программ – представил инновационную систему внешнего армирования на основе углеволокна. Углеродные ленты позволяют восстанавливать и увеличивать несущую способность конструкций в сжатые сроки, с меньшими трудозатратами, при этом значительно увеличивая срок службы конструкции. В силу малого веса система не создает дополнительную нагрузку, обладает стойкостью к коррозии и удобна в использовании в угловых соединениях, на закругленных соединениях и поверхностях сложной геометрической формы.
Однако при всех достоинствах новых технологий распространены они по стране далеко не так широко, как хотелось бы, посетовала ХОВАНСКАЯ.
– Люди гибнут при пожаре не из-за огня, они задыхаются от вредных испарений, а эта тепловая изоляция — экологически чистая. Сырье для утепления – битое стекло. А ведь это связано с сортировкой мусора! – не теряла депутат воодушевления, вспомнив о том, как пионеркой собирала металлолом и прочие отходы производства.
Депутат Госдумы Илья ОСИПОВ попытался всех вернуть к изначальной теме разговора:
– Если мы говорим о реконструкции очень изношенного жилья, это дорогостоящие технологии. Время работает не на нас. Механизм капитального ремонта принятый дал существенную подвижку, региональные фонды капремонта научились работать, появились ремонты, законодательство отрегулировано. По части субсидирования фондов у нас законодательная возможность есть, но по факту мы наблюдаем, что субсидируется из регионального бюджета только часть по содержанию аппарата самого фонда. Делать дорогостоящие вещи вроде усиления конструкций без субсидий невозможно. Нужно продумать механизм субсидирования по конкретным домам или по конкретным видам работ. Эту задачу нужно поставить перед нами или Минстроем. Иначе мы упустим время и получим следующий вал аварийных домов, из которых по 80-100 квартир ляжет на бюджет, и с этим не справится не только Омск – ни один регион.
Суды и тяжелая омская судьба
Не обошлось, разумеется, в обсуждении без упоминания «судебных домов». Мэр Омска Оксана ФАДИНА отчиталась, что по решениям судов администрация должна капитально отремонтировать 621 дом, что обойдется почти в 13 миллиардов рублей. Посильно же тратить лишь 50-60 миллионов рублей в год. В общем, такими темпами если и справимся за двести лет (при учете, что количество проблемных домов не будет расти), то будет неплохо. Своими силами никак не справиться, вся надежда только на государство.
– Перед совещанием я сравнила бюджет Омска и бюджет Ростова-на-Дону. Омский бюджет со всеми дотациями составляет 15 миллиардов, а бюджет Ростова-на-Дону, где проживает сопоставимое количество жителей, – 27 миллиардов рублей, – заметила ФАДИНА.
Кстати, мэр привела пример Ростова-на-Дону не случайно: на совещании присутствовал замминистра строительства и ЖКК Ростовской области Валерий БЫЛКОВ. Он рассказал, что в Ростове на ремонт «судебных» домов в год выделяется порядка 150 млн. рублей...
– Я думаю, совместными усилиями мы решим эту проблему, – уверила ХОВАНСКАЯ. Она пообещала поговорить на эту тему с премьер-министром РФ Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ. Чтобы разрядить обстановку, она удачно пошутила: мол, Дмитрий Анатольевич больше не говорит, что денег нет и нужно держаться. «Деньги в бюджете есть», – попыталась модератор успокоить омичей.
Несмотря на то, что федеральный эксперт признала, что местные бюджеты при всем желании не способны справиться с поставленными задачами, искать инвесторов все же стоит — хотя бы на городские объекты.
В дискуссию вступил председатель правления НП «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири» Юзеф МОСЕНКИС (на фото вверху). Он ясно дал понять, что омские хрущевки могут рухнуть в любой момент.
– Тысячи омичей живут в опаснейших домах. Нигде в стране программа по ремонту домов первых массовых серий не выполнена. Если собирать деньги на капремонт домов с бабушек и дедушек, то на это уйдет 20 лет. Нужны федеральные деньги! Мы можем дождаться в Омске варианта «Зимней вишни-2»!
После заседания ХОВАНСКАЯ подвела итог двухчасовому совещанию в Омске:
– Длительное время жилые дома были в собственности государства, а никак не муниципалитета. И это исключительно несправедливо – всю эту нагрузку бросить на бюджет муниципального образования, который и так дотационный. Ситуация копилась годами. Ранее приватизация не была возможна до проведения капитального ремонта. Потом эту норму заменили словом «компенсация». А затем и слово компенсация исчезло, осталась только обязанность. Но суды руководствуются этой обязанностью и принимают решения в соответствии с федеральным законом. Попытки убрать эту норму из закона не увенчались успехом – это было бы очень несправедливо по отношению к гражданам. Значит, здесь нужно вмешательство федеральных властей, чтобы решить проблему исполнения судебных решений.
Депутата поддержал Александр БУРКОВ:
– Омск имеет сегодня задолженность по ним более 12,5 млрд. рублей. Это сопоставимо с бюджетом самого города Омска. Важно, что в решении совещания прописано: правительству РФ обратить на это внимание и рассматривать при утверждении бюджета на 2019 год дополнительные средства на исполнение судебных решений. Для нас важно, какая будет методика, какой порядок и в каком объеме федеральный центр сможет оказать помощь субъектам и городам.
Технологии в действии
На следующий день выездное совещание продолжилось посещением делегацией проблемных объектов, нуждавшихся в реконструкции в первоочередном порядке. В пятиэтажном доме по ул. 33-я Северная, 30 был усилен каркас, заменены инженерные коммуникации, установлены индивидуальные приборы учета. Эта реконструкция проводилась без отселения жильцов, что позволило значительно сэкономить. Помимо этого дом был надстроен мансардой. Квартиры в обновленном доме получили очередники из числа врачей, учителей и прочих социальных категорий.
По другой технологии, разработанной в Омске, реконструировали многоквартирный дом на 21-й Амурской, 3: здесь была применена анкерная конструкция, позволившая обойтись без установки металлических колонн внутри/снаружи дома.
Оксана ФАДИНА также представила депутатам Госдумы технологии, которые будут применяться при реконструкции дома на XX Партсъезда, 55. Для восстановления стены там проведут постепенный демонтаж кирпичной кладки с заменой на новую. Попутно обновится и инженерная инфраструктура.
ХОВАНСКАЯ одобрила увиденное:
– Омский опыт реконструкции домов первых массовых серий должен применяться по всей России. Эти разработки отличаются очень красивыми строительными решениями – реконструированные дома похожи на европейские, которые радуют глаз. Немаловажно, что реконструкция проводится без отселения жителей: люди сохраняют привычную инфраструктуру, свои социальные связи. Это позволяет сделать такие проекты минимально затратными по сравнению с другими вариантами реконструкции. Интерес к омскому опыту проявили представители мэрии Ярославля и Ростова-на-Дону, которые участвуют в этом выездном заседании. Уверена, что омские решения будут востребованы по всей стране.
Ранее репортаж полностью был доступен только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 4 июля 2018 года