Вкус холодного лакомства после замораживания меняется.
3 июля журналисты побывали на фабрике мороженого «Инмарко» (филиал международной компании Unilever), прошли по цехам, где готовят холодное лакомство, узнали, что нужно для создания идеального пломбира.
«Инмарко» – 25 лет
Почетным гостем «Инмарко» был министр сельского хозяйства и продовольствия региона Максим ЧЕКУСОВ. Он вместе с прессой наблюдал, как вафельные стаканчики заполняются будущим мороженым, и задавал вопросы управляющему директору фабрики Андрею СЕМЕНОВУ. В завершение пресс-тура он вручил Андрею СЕМЕНОВУ и заведующей производством филиала Анне ОСИНСКОЙ благодарственные письма министерства сельского хозяйства и продовольствия региона.
Министр тоже с удовольствием попробовал мороженое
Сегодня компания «Инмарко» – один из пяти крупнейших производителей мороженого в России (Unilever, «Русский холод», «Нестле», «Чистая линия», «Коровка из Кореновки»). Всего же в стране более 200 фабрик этого десерта, в каждом городе свои локальные производители, но конкуренции, как объяснил руководитель, «Инмарко» не боится.
Ежегодно объем продаж компании в Омске составляет около 500 млн. рублей. В 2018 году «Инмарко» собирается превысить эту цифру еще на 50 млн. рублей. На предприятии выпустят 25 тысяч тонн мороженого, три из них – для омичей. Остальные разойдутся на Дальний Восток, по Сибири, Уралу, в Казахстан и другие страны Средней Азии, в Центральную Россию и даже в Китай. Около 65 процентов объемов производства мороженого, которые компания Unilever изготавливает в России, производятся в нашем городе.
Китай
Компания получила одобрение по поставкам в Китай. Максим ЧЕКУСОВ подчеркнул, что министерство готово оказывать содействие фабрике в решении этой задачи. «Как мы увидели по выставке в Шанхае, интерес к нашей продукции, и особенно к мороженому, неподдельный. Думаю, в дальнейшем будем поставлять ее в Китай и в другие страны Азии. Во время выставки «АгроОмск» наш город посетит ряд делегаций из Китая, где будут бизнесмены и чиновники. Думаю, можно и для них организовать несколько экскурсий на фабрику», – пояснил министр сельского хозяйства.
Компания уже получила разрешение Россельхознадзора, зарегистрировалась в китайской надзорной организации и сегодня готова производить мороженое для китайского рынка. Уже даже разработана упаковка на китайском языке.
Вертикальное производство
Андрей СЕМЕНОВ лично провел экскурсию по цехам фабрики. «В 1998 году, когда мы пришли сюда, выпускали 10 тонн продукции в сутки, наш ассортимент был не велик – стаканчики, брикеты, весовое мороженое. За эти годы увеличили объем производства до 170 тонн в сутки, можем выпускать в месяц до 5 тысяч тонн готовой продукции. Это те наши возможности, которые мы планируем осуществить совместно с министерством сельского хозяйства и раздвинуть рынок в Китай и, возможно, в другие регионы страны. Наше тульское производство поставляет мороженое в Чили, Аргентину и страны Евросоюза. Омская фабрика просто обязана захватить всю Среднюю Азию», – уверен управляющий директор.
На фабрике организовано вертикальное производство: все сырье поднимается наверх с помощью лифтов, и на верхних этажах происходят процессы смешивания ингредиентов, пастеризации, гомогенизации, охлаждения и созревания. После этого готовая смесь передается вниз на линии фасовки. Жидкие ингредиенты подаются автоматически, согласно рецептуре, а сухие вносятся вручную. На предприятии жесткий контроль качества, он начинается еще при приемке сырья: молоко проверяют на наличие антибиотиков, кислотность, микробиологию. Чтобы не стать жертвой фальсифицированного сливочного масла, компания за дополнительные средства в Роспотребнадзоре заказывает спектральный анализ продукта.
Прежде чем мороженое станет холодным, молочную смесь, из которой его создают, нагревают до 72 градусов, затем на гомогенизаторе происходит дробление жирового шарика, он получается размером 1 – 2 микрона.
Пальмовый жир в качестве ингредиента здесь не используется. В определенных видах холодного лакомства согласно рецептуре (например, в низкокалорийном мороженом) содержится заменитель молочного жира. Это мороженое называется растительно-жировым, о чем сообщает информация на упаковке. «Мы гарантируем, что все, что указано на упаковке, есть в составе. В наших пломбирах только сливочное масло. На сегодняшний день мы используем любинское, иногда работаем на гагаринском», – пояснил руководитель.
Летом «Инмарко» перерабатывает до 60 тонн молока в день. Этот объем сырья обеспечивает работой 10 линий. Некоторые из них производят по 23 тысячи порций мороженого в час, другие – по 17. Как пояснила Анна ОСИНСКАЯ, фабрика может изготавливать до 180 тонн готовой продукции в сутки.
– Мы видим, что за последние годы уровень автоматизации повысился. Важно, что при этом применяется оборудование наших омских компаний — для изготовления мороженого, его транспортировки, упаковки, – пояснил журналистам Максим ЧЕКУСОВ. – Не менее значимо, что на фабрике используют исконные российские и советские технологии, мы практически не видим сухих порошков. В рецептуре применяется молоко омского производства, сухое молоко Тюкалинского маслосырзавода, сливочное масло Любинского молочно-консервного комбината.
Мороженое со свистком
Самая интересная часть экскурсии ждала журналистов в последнем цехе, где мороженое фасуют и отправляют в морозильные камеры для закаливания. Осуществилась мечта детства – увидеть, как охлажденная до минус 3-6 градусов смесь для мороженого разливается по вафельным стаканчикам и они дружной чередой отправляются в морозильный тоннель. Там при температуре -40 градусов они проводят около 40 минут. Выходит уже закаленное мороженое, готовое к упаковке.
Наибольшим спросом у омичей, по словам директора по продажам фабрики Станислава ЧИСТОВА, пользуются новинки. Среди них «Золотой стандарт» – сэндвич, Cornetto, «Сибирские ягоды» (новинка этого года, в его состав входят джемы из клюквы, морошки и брусники).
Главной же фишкой этого лета на «Инмарко» стало специально созданное к чемпионату мира по футболу эскимо «Макс «Форвард». Это чисто молочное лакомство сделано в виде футбольного мяча, в который воткнута не традиционная деревянная палочка, а настоящий свисток. Мощность его звучания журналисты проверили на дегустации. «Мы предприняли много усилий, чтобы в срок сделать эту инновацию, потому что необходимо было закупить новое оборудование, выпустить продукцию и распространить по городам, где проходит чемпионат мира по футболу, и в других регионах. Новинка получилась вкусная и веселая», – рассказал Андрей СЕМЕНОВ.
Все, кто попробовал на экскурсии это мороженое, не преминули в него посвистеть
В ходе экскурсии выяснилось, что на фабрике производят около 100 видов мороженого. Среди них есть такие, где нет никаких добавок… кроме воздуха. «Если в мороженом не будет воздуха, получится лед, и вы его не сможете откусить. Воздух – это неотъемлемая часть мороженого», – пояснил руководитель и предложил участникам экскурсии попробовать незакаленное мороженое: «У вас будет уникальная возможность. Вкус после замораживания меняется. Когда к нам приходят на экскурсию дети, они запоминают это на всю жизнь. В первую очередь устраиваем экскурсии для детей сотрудников. Человек показывает своему ребенку, где он работает, что мама и папа производят. Это очень важно».
Отличается ли сегодняшний пломбир от того, который делали 30 лет назад, такой вопрос задал Максим ЧЕКУСОВ. Оказалось, что специально для любителей советского пломбира два года назад была перезапущена линия по его производству.«Мы постарались полностью восстановить тот вкус, который был. Даже в качестве стабилизатора использовали крахмал, чтобы повторить вкус – тот самый вкус детства», – пояснил Андрей СЕМЕНОВ. Он заметил, что россияне в отличие от иностранцев любят более жирное мороженое (на сливочном масле, т. е. пломбир) и более сладкое.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 июля 2018 года