Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Федеральный десант обсудил в Омске проблемы с генпланом и с продлением разрешений на строительство

4 ноября 2018 06:52
2
2606

В Конгресс-холле обсудили планы модернизации строительной сферы. 

19-20 сентября в омском Конгресс-холле прошли встречи федеральных чиновников с представителями различных ведомств из регионов СФО. Поводом для организации выездной чиновничьей «оперативки» стала необходимость обсудить реализацию целевых моделей ведения бизнеса, утвержденных на уровне правительства РФ для улучшения инвестиционного климата на местах.

Модели на миллиарды

Двенадцать так называемых целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации правительство страны утвердило 31 января 2017 года распоряжением № 147-р.

Каждая целевая модель призвана решить проблемы бизнесменов в конкретной сфере. Основные из них – получение разрешений на строительство и их продление, регистрация прав собственности, постановка на кадастровый учет, контрольно-надзорная деятельность, техническое присоединение к инженерным сетям, поддержка малого и среднего предпринимательства и т. д.

Наделенные новыми полномочиями чиновники уже успели достичь определенных результатов при выполнении январского распоряжения правительства страны, когда 7 мая 2018 года президент России подписал указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». В этом документе обозначен ряд труднодостижимых целей, среди которых обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе за счет ипотечного кредитования по ставке менее 8%, к 2021 году – 100% доступности дошкольного образования для детей до трех лет, использование преимущественно отечественного программного обеспечения госорганами, ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, создание научных центров мирового уровня и прочее.

Среди поставленных задач значится снижение административных барьеров для ведения бизнеса: малого и среднего, в сферах строительства, промышленности и международной торговли.

В результате воплощение в жизнь целевых моделей продолжилось с учетом новых, более сложных задач, поставленных очередным майским указом президента РФ.

По словам директора департамента инвестиционной политики Минэкономики РФ Милены АРСЛАНОВОЙ, реализация нескольких целевых моделей уже на финишной прямой, но есть и такие, с которыми еще работать и работать.

– 12 национальных проектов должны быть утверждены на федеральном уровне во всех сферах жизни – от экономики до социальной сферы – до 1 октября. Они требуют максимально четких и понятных процедур, проводимых в максимально короткие сроки, – заверил и. о. губернатора Омской области Валерий БОЙКО. А г-жа АРСЛАНОВА добавила, что в целом на реализацию 12 целевых моделей «будут направлены миллиарды».

Движение к лучшей жизни…

Необходимость обсудить проблемы, возникающие в процессе движения к лучшей жизни, обменяться прогрессивным опытом в выполнении задач, поставленных Федерацией, а также оценить актуальную инвестиционную привлекательность регионов СФО, послужила поводом для визита в Омск «озадаченных целевыми моделями» представителей федеральных ведомств: минэкономразвития, минстроя, Минэнерго, Росреестра, Аппарата российского правительства, Агентства стратегических инициатив, Россетей, иными словами, «федерального десанта», как московскую делегацию, с легкой руки самих чиновников, стали называть в омских СМИ. На мероприятие прибыли также специалисты из отраслевых ведомств из всех регионов СФО. Почему для пилотного визита «десанта» был выбран именно Омск – история умалчивает.

По итогам выездных сессий федеральных и региональных чиновников планировалось определить, какие изменения в законодательных актах помогут избавиться от барьеров для развития бизнеса, привлечь инвесторов и развить конкуренцию в регионах.

Показательные генпланы и просто планы

Как стало известно в ходе одной из тематических сессий, в ряде регионов есть сложности с утверждением документов территориального планирования. Немалое количество генпланов, разработанных и утвержденных до 2011 года, сегодня нуждаются в исправлениях.

Чиновники уверяют, внесение изменений в целевую модель влияет на динамику утверждения генпланов в регионах. Так, в Омской области возросла обеспеченность утвержденными генпланами на 0,5%. В целом же по СФО 100%-ю обеспеченность генпланами имеют Республика Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский край, Иркутская и Томская области, 99% – в Омской и Новосибирской областях, 97% – в Забайкальском крае, 89% – в Кемеровской области и 83% – в Красноярском крае. Обеспеченность регионов СФО документами территориального планирования была признана достойной.

Однако представителей профильного федерального министерства тревожит несоответствие количества утвержденных документов терпланирования (генпланы, схемы, ПЗЗ) и числа таких документов, размещенных в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Электронных файлов оказалось значительно больше реально утвержденных документов территориального планирования. Мониторинг документов в системе выявил эту проблему довольно давно, однако размещенные и утвержденные бумаги никак не приведут в соответствие. Между тем разница в показателях впечатляет. Так, для Республики Бурятии утверждено 268 генпланов поселений и городских округов, в то время как в системе размещен 481 такой документ, соответствующие показатели Республики Алтай составляют 92 и 117, Иркутской области – 425 и 1236 и т.д.

Теме подготовки документов территориального планирования уделено немало внимания в «указе о моделях». В рамках реализации поставленных стратегических задач на рассмотрение в правительство РФ вынесли проект федерального закона, направленный на сокращение сроков внесения правок в документы терпланирования с 90 до 60 дней, и на этапе подготовки находится проект внесения изменений в приказ Минэкономразвития РФ в части сокращения сроков рассмотрения и согласования документов территориального планирования с 60 до 45 дней.

Приглашаем к участию

Вершить великие дела региональным чиновникам предсказуемо мешает нехватка бюджетных средств. Одного из представителей субъектов СФО очень интересовало, будет ли Федерация софинансировать постановку на кадастровый учет границ населенных пунктов, внесение изменений в генпланы и разработку новых подобных документов взамен устаревших. По словам выступавших, почти 50% генпланов необходимо разрабатывать заново, а стоимость одного из них сегодня – около 1,5 млн. рублей.

Автору вопроса посоветовали обратиться в Минэкономразвития, уточнив, однако, что успех маловероятен, ведь внесение изменений в документы терпланирования – вопрос местного самоуправления и вряд ли Федерация выделит на это какие-либо средства.

Первый зампред правительства Омской области Валерий БОЙКО посетовал на низкую скорость постановки в регионе объектов на кадастровый учет.

Замначальника Главного управления архитектуры и градостроительства Кемеровской области Татьяна ЯРОПОЛОВА поделилась другой проблемой из той же области: «Ввиду того, что у нас кругом недра, которые разрабатываются, мы вынуждены буквально каждые два месяца вносить изменения в генпланы под выданные лицензии. А лицензии выдает Федерация…». Руководителя интересовало, можно ли региону инициировать внесение изменений в законодательство, где «помимо прочего предусмотреть наличие залежей, недр федерального значения» с тем, чтобы генплан для области согласовывал «соответствующий орган».

– У нас жилые районы проектируются, соцобъекты строятся за бюджетный счет, а потом выданные лицензии стирают просто эти объекты с лица земли. И потом, нам надо понимать, куда у нас должно идти расселение, куда развивать нашу территорию, – возмутилась г-жа ЯРОПОЛОВА.

Кемеровскому специалисту порекомендовали оформить свое предложение письменно и направить в правительство РФ с тем, чтобы этот вопрос взяли на контроль и рассмотрели возможность внесения изменений в закон.

Уж мы их сокращали-сокращали…

О преобразованиях в строительной сфере и планах по дальнейшей ее модернизации рассказал помощник статс-секретаря – заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Андрей МЕНЬШОВ. По его словам, за последний год для застройщиков список процедур, необходимых для введения в эксплуатацию нового объекта, сократили на 120 пунктов – в основном за счет совершенствования процесса подключения к инженерным сетям. Резать этот перечень дальше без риска для безопасности возводимых объектов уже просто нельзя. Зато совершенствовать эти процедуры можно и нужно.

– Мы планируем объединять комплексные услуги, например, ввод жилья в эксплуатацию и регистрацию прав. Следующая наша задача – максимальное сокращение сроков проведения процедур и информатизация, т. е. предоставление услуг в электронном виде по максимуму. Желательно вообще все их предоставлять в электронном виде. Далее – комплексность задач, как в случае с вводом в эксплуатацию, – разъяснил замминистра.

Когда нельзя отказать…

Еще одна тема, которая вдохновила участников встреч на большое количество комментариев, – продление разрешений на строительство. Дело в том, что в рамках имеющегося сегодня законодательства не совсем понятно, что именно может явиться основанием для отказа в продлении вышеуказанного документа.

Ранее в законе на этот счет были четкие инструкции: отказать в продлении можно было, если стройка к моменту истечения срока действия разрешения фактически не была начата или обращение застройщика за продлением поступило менее чем за определенное количество дней до окончания срока действия разрешительного документа. Но сейчас этих формулировок в законе нет, и как решать спорные ситуации – непонятно.

Кроме того, по заверениям участников беседы, уже складывается судебная практика, когда иск застройщика о продлении разрешения на строительство удовлетворяют на основании имеющихся техусловий на подключение к инженерным сетям. То есть при отсутствии конкретики в законе на практике возникают серьезные проблемы при определении оснований для отказа в продлении разрешений, ведь нельзя потребовать от застройщика то, что ничем не регламентировано.

Участники обсуждения решили выйти к федеральным органам власти с инициативой дополнить закон новым требованием к застройщику: при продлении разрешения на строительство пусть он приносит помимо заявления еще и документы-обоснования, подтвержденные расчетами.

Эту инициативу сложно назвать помощью стройфирмам в их работе, но если участники встречи смогут придумать, например, как снизить расценки на экспертизы в отношения объектов строительства Омской области, которые даже Валерий БОЙКО назвал «запредельными», это будет реальная помощь застройщикам хотя бы Омска.

Немилосердные неточности

Второй модератор одной из площадок обсуждения – главный архитектор Омской области Елена МИХЕЕВА считает практически фатальным отсутствие в законодательных актах конкретики в определении предельно допустимых минимальных и максимальных значений площади земельных участков при их предоставлении предпринимателям.

– У нас в регионе осуждены многие руководители в связи с предоставлением ЗУ. Включая главного архитектора Омска, замминистра имущественных отношений области, руководителей районов – человек 5–6 сидит, – уточнила МИХЕЕВА. Всех их осудили за превышение предельно допустимой площади предоставляемых участков.

По мнению чиновника, этот момент в законе давно нуждается в конкретизации, однако главный зодчий Омской области не уточнила, будет ли выходить к федеральным ведомствам с такой инициативой.

На сколько можно не совпасть?

Татьяна ЯРОПОЛОВА подняла еще одну важную тему, касающуюся нестыковок в градостроительном законодательстве.

– У нас согласно ст. 55 разрешение на ввод объекта в эксплуатацию дается в соответствии с разрешением на строительство. Отсюда идет логическая мысль о том, что все параметры объекта в этих документах должны быть идентичны. Вместе с тем есть ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который позволяет площади в техплане сокращать до десятых. Я полагаю, это не совсем законно – выдавать разрешение на ввод объекта, параметры которого в первичной и конечной документации отличаются. Мы писали в правительство, получили ответ, что надо исходить из принципа разумности и оценивать, насколько отклонения по площади повлияли на несущие конструкции, на параметры здания. Но я вообще себе не представляю, где взять специалиста, который сможет оценить влияние трех десятых на несущие конструкции, – это нереально, – уверена чиновник.

Она добавила, что в том же ФЗ говорится, что в техплан сведения идут все из разрешения на строительство, кроме общей площади:

– Правильно ли, что конечную общую площадь определяют по техплану? И у нас даже нет основания для отказа во вводе, когда мы по площади видим, что ее изменение повлечет корректировку каких-то ключевых параметров объекта. Нет законодательно закрепленной нормы, на сколько десятых здесь можно не совпадать.

Модератор секции Андрей МЕНЬШОВ порекомендовал и этот вопрос выяснять на федеральном уровне.

Пишите письма и ждите встречи

По итогам мероприятия в Минэкономразвития и других целевых ведомствах России ожидают из регионов СФО писем с предложениями по решению проблем и снятию административных барьеров для бизнеса, которые прозвучали в ходе «оперативки». Представители «федерального десанта» настроены на совместное принятие универсальных, типовых решений в интересах предпринимательского сообщества.

Милена АРСЛАНОВА добавила, что Минэкономразвития РФ намерено два раза в год общаться с бизнесом и регионами и, выслушивая их инициативы, выбирать перспективные направления работы.

– В дальнейшем скорее всего будет запущена вторая волна актуализации целевых моделей, это будет или в конце этого года, или в начале следующего. Еще раз попросим оценить вас ситуацию в своих регионах, – обрадовала экономист участников мероприятия.

Ранее в полном виде текст был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 26 сентября 2018 года



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Стрекоза 4 ноября 2018 в 16:49:
Снова москали будут терзать Омскую землю...
Нет 4 ноября 2018 в 07:50:
Хочешь «остановить» страну экономически морально и материально, то просто выпускай десятки тысяч законов в месяц (что и делает федеральная власть) а там местные чиновники сами сделают свою работу
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.