«Когда мы заходили на рынок, на нас обрушился черный пиар со стороны недоброжелателей. Это ужасно раздражало, хотелось выяснить отношения по-мужски».
112 парикмахерских открылись за три года в рамках сети Big Bro, выйдя даже за пределы страны. «Ноль – закрылись по причине экономической несостоятельности», – утверждается на их сайте. Омский франчайзи Николай БАХТИН рассказал обозревателю «КВ» Евгении ВАЙС, как начал заниматься бизнесом в сфере мужского стиля.
Я работал инженером в крупной компании и параллельно занимался торговлей на летних праздниках, а моя супруга работала на себя – визаж, ногтевой сервис – и хотела открыть свой парикмахерский салон. В 2016-м мы стали изучать подобный бизнес и заинтересовались рынком барбершопов. Проанализировав разные франшизы, я остановил свой выбор на Big Bro – съездил в Томск, чтобы поближе познакомиться с этой сетью, затем в Москву. Мне очень импонировало то, что франчайзеры этой сети напрямую заинтересованы в успехе своих партнеров – не все федералы могут этим похвастать. Срезонировало и то, что у них единственных была конкретная миссия – не просто заработать денег, а сделать мужчин лучше, привить им культуру грамотного ухода за собой, придать им уверенности в себе, повысить стандарты жизни, как следствие – сделать их жизнь счастливее. Еще мне очень понравилась наша команда, нацеленная на результат.
В 2017 году мы открыли первую парикмахерскую на Волочаевской, второй филиал – в конце 2018-го на Жукова. Открывая вторую точку, мы фактически впрыгнули в последний вагон развития барбершопов на омском рынке... В 2017-м, несмотря на обилие салонов, рынок был достаточно холодным, культура ухода за собой у мужчин неразвитой.
У франшизы Big Bro была очень привлекательная цена – 350 000 рублей. Вложения в мою первую парикмахерскую составили чуть более 3 млн. руб. Большая часть из них ушла на адаптацию помещения. У нас есть интерьерные особенности: никаких телевизоров, игровых приставок. Это идеология сети: все и так сейчас погружены в свои смартфоны, а мы выступаем за живое общение. Нет никаких перегородок, стена сплошь покрыта зеркалами. Все создано для того, чтобы люди разговаривали друг с другом. Оформлена парикмахерская в стиле лофт, где много воздуха. Приятный интерьер, напоминающий бар/гараж/холостяцкую квартиру. К нам можно зайти и провести приятно время, ожидая своего друга или даже просто так – бесплатно выпить кофе или виски, поиграть в настольный хоккей, нарды, шахматы.
Не секрет, что на этом рынке достаточно много сетей, где ты покупаешь франшизу, но большую часть работы вынужден делать сам. В Big Bro управляющая компания курирует все ключевые вопросы, предоставляет полный набор инструкций по настройке работы, при этом очень лояльно относясь к разным инициативам франчайзи. Есть отдел контроля качества – от качества стрижки до качества подаваемого кофе. Мы обязаны не просто придерживаться определенной планки, а всегда ее поднимать. Каждый четверг мы направляем свои работы технологам, они в свою очередь их проверяют, дают нам обратную связь, обнажая возможные точки роста.
Кстати, у нас не барберы, а мастера, и Big Bro – это не барбершоп, а мужская парикмахерская. У нас стрижка – это не банальная последовательность действий, некий алгоритм, а вид искусства. Мы не тяготеем к подражанию западным веяниям, а презентуем себя понятным образом среднестатистическому россиянину, которому невдомек, что такое «барбершоп» вообще. Big Bro создан в России, поэтому и опираемся мы в первую очередь на принципы эмоциональных связей нашей страны.
Ну и одно из основных наших отличий: Big Bro – это чисто мужская территория. Ничего крамольного: просто в присутствии женщин большинство мужчин напрягается, начинает конкурировать друг с другом за их внимание, а мы хотим, чтобы в наших парикмахерских была расслабленная атмосфера.
По итогам декабря 2018 года мы входим в топ-7 франчайзи Big Bro, хотя их филиалы расположены более чем в ста регионах России, стран СНГ, Катаре. Формируется этот рейтинг по показателям выручки парикмахерских и анализу качества работы мастеров. Но и это еще не все: омское отделение 2ГИС в рамках «Премии 2ГИС» присудило нам 1 место, назвав нас лидерами поиска в категории «Парикмахерские» за 2018 год, где мы обогнали даже универсальные салоны.
Наша аудитория – мужчины 25 – 45 лет с доходом выше среднего. Рентабельность на рынке барбершопов не превышает 20%. Парикмахерская на Волочаевской начала окупаться со второго месяца, над отделением на Жукова еще работаем. Мы платим 5% нашей выручки франчайзерам, потому я и подчеркнул, что владельцы сети заинтересованы в наших успехах. Но с января этого года мы платим фикс. Оказалось, что те, кто находится в топе, платят много, а получают от сотрудничества с франчайзерами столько же, кто платит намного меньше. Поэтому нам пошли навстречу и снизили «дань».
Это стереотип – думать о том, что в наших парикмахерских всех встречают возгласом: «Привет, бро!» Мы всегда уважительно относимся к каждому клиенту, уточняя у него, как к нему следует обращаться. 99% из них просят называть на «ты».
У нас фиксированная цена на стрижку – 1100 руб. При этом у нас нет лукбука и банальных стрижек «канадка» или «тенниска». Мы считаем, что мастер должен самовыражаться, а у каждого человека есть свои особенности, которые следует учитывать. Работники Big Bro всегда консультируют клиентов, как правильно ухаживать за их типом волос, помогая выбрать подходящую косметику.
Что касается моды на бороды, то мне не кажется, что этот тренд отходит. Моей жене, например, поначалу не нравилось, что я отпустил бороду, но буквально через полгода она, наоборот, уговаривала меня ее не сбривать. Некоторым борода помогает скорректировать форму лица. Поэтому своим не решающимся на подобное клиентам мы всегда объясняем, что скорее всего ваши дамы просто ни разу не видели вас с по-настоящему красивой, ухоженной бородой.
Бритье опасной бритвой – это приятный и полезный ритуал вроде похода в спа для девушек. Мужчине делают компресс горячим полотенцем, бреют или подравнивают бороду острой бритвой, затем накладывают холодный компресс, что спасает кожу от раздражения. Такую процедуру вряд ли осуществишь дома.
Мы не испытываем проблем с кадрами. Хотя не скрою, когда ушел мастер, в которого мы многое вложили, сделали технологом сети, мы потеряли часть аудитории. В рамках нашей сети регулярно проводится обучение – около 10 раз за 2018 год наши мастера прошли самые разные мастер-классы. Иногда мы приглашаем опытных мастеров к нам, порой сами ездим в Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Москву.
У каждого отделения Big Bro в разных городах свои фишки. Мы обмениваемся ими на съездах, которые проходят раз в год. Мы уже летали в Москву, в Казань. Мастера там проходят бесплатное обучение, а администраторы и управляющие делятся опытом. У коллег из Ижевска мы переняли идею с черными метками – карточками, которые наши партнеры выдают при покупке их услуг. Их можно обменять у нас на обслуживание со скидкой. На прошлое 23 февраля такие черные метки раздавали в кинотеатре «Слава». Омичи же рекордсмены в сети Big Bro по количеству проведенных вечеринок: мы регулярно проводим турниры по дартсу, шахматам, армрестлингу, играем в настольный хоккей и устраиваем другие соревнования, в которых можно выиграть набор косметики или сертификат на наши услуги, а также подарки от партнеров. Кроме того, у нас действует система накопления баллов (кэшбэк 10%), которые начисляются за потраченные у нас деньги или, например, нового клиента, которого вы привели к нам. За эти баллы у нас можно стричься, бриться, покупать средства для бритья, шампуни или косметику.
Когда мы заходили на рынок, на нас обрушился черный пиар со стороны недоброжелателей. О нас писали явно заказные негативные отзывы буквально на второй день нашей работы, хотя мы даже не приняли столько клиентов! Периодически нам звонят, чтобы забронировать самое выгодное, вечернее, послерабочее время сразу на четверых или на двоих – компанию друзей или пару из отца и сына. Потом никто не приходит и не отвечает на предварительные звонки. Первоначально, не скрою, это ужасно раздражало, хотелось выяснить отношения по-мужски. Но мы, разумеется, приняли единственно верное решение держаться в стороне от этих разборок и завоевывать аудиторию качественной работой, а не бахвальством и распрями с другими участниками рынка.
В ближайшие годы будет появляться все больше барбершопов, средняя выручка скорее всего начнет падать. Частникам будет тяжелее. Их понимание операционных процессов значительно уступает федеральным сетям, у которых все регламенты четко определены. Но и федералам будет сложно зайти сейчас на омский рынок. Они как раз столкнутся с нехваткой опытного персонала, а требования к обслуживанию за последние годы у омичей намного выросли. Потенциал у рынка есть. В Москве вот сейчас 700 барбершопов, а в Нью-Йорке, где проживает меньше людей, – 4500. В Новосибирске 50 игроков, у нас – 17. Очевидно, что есть куда расти – вопрос не в платежеспособности населения, а в культуре потребления.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 6 марта 2019 года
Обзор омского рынка барбершопов читайте здесь.