Омские предприниматели рассказали студентам про то, как построили дело со своими супругами.
В ОмГТУ состоялся в феврале круглый стол на тему «Свой бизнес от нуля до вершин», организованный Комиссией по наставничеству омского отделения «ОПОРЫ РОССИИ». Представляем читателям выступление на этом мероприятии Марии БАХТИНОЙ, соучредительницы федеральных сетей барбершопов DABRO и METPO, основательницы салонов красоты LOVE ME:
— В бизнесе я с мужем семь лет. Ирония в том, что ни я, ни Николай не парикмахеры и никогда к этой сфере отношения не имели.
На втором курсе обучения на бухучете эконома ОмГУ я решила, что буду заниматься росписью ногтей. Отучилась на мастера ногтевого сервиса, делала ногти своим подружкам и подружкам подружек, зарабатывала на карманные деньги. Родители мне, конечно, говорили: «Какие ногти?! Ты же учишься в университете! Будешь заниматься аудитом, анализом, бухучетом!». Я действительно устроилась по специальности, но позже, когда уже вышла замуж, моему мужу, инженеру, предложили работу в Кемеровской области, в Транснефти.
Мы переехали, я устроилась там бухгалтером за 12500 рублей в месяц. Через какое-то время поняла, что мне все равно очень хочется заниматься ногтевым дизайном, и я стала это делать на дому. И когда наша зарплата с Николаем уравнялась, я задумалась о собственном салоне красоты. Наверное, у каждой девочки есть мечта о своей студии… Но мне не хотелось открывать то, что есть в каждом дворе – какой-то «салон у тети Люси». Хотелось чего-то уникального.
Пока я обдумывала свою идею, мой муж смотрел рынок франшиз и нашел бренд Big Bro (в «Коммерческих Вестях» от 6 марта 2019 года вышел большой обзор рынка барбершопов, а в его рамках интервью с Николаем БАХТИНЫМ. – Прим. авт.). Мы узнали, что сеть представлена в Томске, и поехали туда посмотреть салоны, очень оценили атмосферу – в Омске на тот момент были барбершопы, но не такого уровня. Купили франшизу, решив, что для нас это станет классным стартом. Никакого опыта ведения бизнеса у нас не было вообще! Нам было по 24 года.
К слову сказать, я родилась в бедной семье, меня воспитывали бабушка с дедушкой. Гимназию окончила в Русской Поляне, у меня вышел хороший балл по ЕГЭ, и я поступила на бюджет. Мой муж тоже из Омской области, из Марьяновского района. Он третий ребенок в абсолютно простой семье, поступил на бюджет, учился в ОмГУПСе. Конечно, никто не ждал, что мы займемся бизнесом! А посмотрев на нолики в лицензионном договоре франшизы, обалдели, потому что у нас не было таких денег – подаренное на свадьбу вложили в ипотеку.
Есть 3F-правило, где можно взять деньги: Fools, Friends, Family – дураки, друзья и семья. Мы пошли к моему дяде, я рассказала ему про идею барбершопов: «Там только мужчины стригут только мужчин, гараж 2.0, все будет супер. То, что ты откладывал, вложи в нас!» Дядя страшно удивился: «Думаете, мужики будут стричь мужиков, серьезно? Кто-нибудь придет?» Мы же были уверены, что не просто кто-нибудь придет, а все! Очень хотелось от семьи услышать слова поддержки, но нет…
Тогда мы предложили Колиной сестре купить у нас квартиру, которую мы взяли в ипотеку. Она отдала нам накопленный капитал и стала выплачивать кредит. Мы взяли деньги и… продолжили спать на полу в той же квартире просто потому, что нам больше некуда было идти – все вложили в бизнес. Наши родители и прародители перестали с нами разговаривать. Они твердили нам, что всю жизнь будут выплачивать за нас долги и вообще мы свернули не туда.
Потом оказалось, что займа Колиной сестры нам не хватит – к любой сумме, указанной во франшизном договоре, можно смело прибавлять минимум 40%. Мы взяли максимально доступный нам кредит и полностью сожгли мосты. Конечно, страхов хватало, но энтузиазм, энергия, вера толкали нас вперед – просто уже не было смысла возвращаться назад. Это была абсолютно отчаянная история.
Моя подружка, которая вообще не имела никакого отношения к бизнесу, нашла нам первое помещение на Волочаевской – вместе мы красили по ночам стулья. Мне тогда было 25, и я ничего не понимала в стройке, но торговалась с бригадами и удивляла их тем, что чуть ли не ежедневно заявлялась утром на объект. Но мне было страшно, что что-то пойдет не так! При строительстве первого филиала я купила на «Авито» 10 тонн кирпича и обзвонила всех знакомых, кто может подогнать студентов, готовых за условные сто рублей носить кирпичи. Мы сделали цепочку из людей, которые из рук в руки передавали по одному кирпичу – так реально 10 тонн и перенесли в помещение!
Когда открыли первый филиал, муж продолжал работать в найме, чтобы мы могли оплачивать кредиты – боялись, что денег может не хватить. Через полгода он ушел с работы, и у нас наконец-то появилась прибыль, прирастали очень хорошо. Спустя полтора года открыли новый филиал на Жукова, а в 2019 году завели вторую сеть барбершопов.
На текущий момент у нас сеть DABRO в премиум-сегменте: одна точка в Ростове, две в Новокузнецке и три в Омске – недавно открыли филиал на Карла Либкнехта. Сеть барбершопов METRO у нас вообще, если честно, появилась случайно. Мы купили убыточный барбершоп, решив, что сделаем его классным, но нас кинули на миллион рублей...
Хотели заключить договор аренды помещения, но арендодатель отложил сделку на месяц, объяснив это тем, что его юрист в отпуске. Мы согласились, продолжили обустраивать помещение, но затем выяснилось, что владелец договорился о сдаче в аренду с другим предпринимателем. А что такое барбершоп? По сути, именно начинка студии: кресла, стеллажи, инструменты. Опять же, там были сотрудницы, а это наша ответственность – мы не были готовы просто так их выгнать на улицу. Все это выступило стимулом купить франшизу METRO. Там есть и барберы-женщины в отличие от DABRO. Это средний сегмент, где стригут быстрее и цены ниже. Вчера мы открыли новый филиал на Дианова, уже 12-й в Омске.
А полтора года назад я наконец-то открыла сеть салонов красоты LOVE ME – там женское царство, суперсервис: массажеры для ног, когда вы делаете маникюр, различные напитки, угощения, все в такой дружественной атмосфере. У нас уже очень большой объем косметики, которую мы используем, есть мысль уйти в ее производство.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 февраля 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ