Администрация Омска разработала положение, в рамках которого многие вывески (ЗИС) теперь будут считаться рекламными конструкциями.
Автором постановления № 348-п от 7 мая 2019 года, призванным избавить Омск от «визуального шума», является начальник отдела развития рекламно-информационной среды управления делами администрации Омска Елена КАРПОВА. Обозреватель «КВ» Анастасия ПАВЛОВА попросила ее доходчивым языком разъяснить, что все-таки изменилось в оформлении знаково-информационных систем, рекламных конструкций и чем все это обернется для бизнеса, а также городской среды.
– Елена Владимировна, в общих чертах смысл затеянных новшеств нам обрисовал ваш начальник. Простой вопрос: почему именно сейчас вышло постановление? Все-таки за полгода до саммита крайне сложно исполнить вами задуманное.
– Дело вовсе не в подготовке к форуму. На самом деле разработку постановления мы начали еще в 2015 году. Просто проблема в том, что до принятия 348-п у нас не было никаких правил оформления знаково-информационных систем кроме общих 45-х (имеется в виду решение Горсовета от 25 июля 2007 года №45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска), в которых лишь был указан пакет документов (в том числе эскиз), требуемых для их установки и эксплуатации. Требования непосредственно к конструктиву отсуствовали в принципе.
– Именно в Омске?
– Да. Но во многих других регионах подобного постановления нет до сих пор. Они предпочитают уходить на дизайн-код, в которых чуть ли не поулично прописаны условия для экcплуатации ЗИС, исходя из требований местной архитектуры. Наверное, это наиболее правильно по отношению к городу, ведь каждая улица имеет свои тонкости и нюансы. Возьмите наши главные магистрали – Ленина и Маркса. Они кардинально отличаются друг от друга. Но без дизайн-кода мы не можем подстроиться под каждый хозяйствующий субъект.
– А почему мы, собственно, не пошли путем разработки дизайн-кода? Местные урбанисты говорят об этом годами.
–Это очень трудоемко. Но работа должна быть последовательной, потому-то мы и начали с утверждения правил. Пока их нет, хаос лишь будет усугубляться, ведь предприниматели пытаются привлечь к себе внимание любыми способами. Зачастую это приводит к тому, что вывеска из знаково-информационной системы превращается в самую настоящую рекламную конструкцию. Но из-за того что там указана информация якобы не рекламного характера, они считают – это по-прежнему ЗИС. Так и получилось, что у нас в Омске подобные вывески превосходят по высоте даже отдельно стоящие рекламные конструкции – это больше трех метров! Возьмем в качестве примера магазин Capitol на Масленникова. Там остался фриз с советских времен, но сделан конструктив, который превосходит его в три раза! Судебная же практика говорит нам о том, что оценивать конструктив необходимо не только по его содержанию, но и по исполнению. Такой процесс состоялся в отношении сети «Красное & белое».
– Догадываюсь о чем речь: они полностью закрывают свои окна вывеской.
– Да. И суды уже дали толкование: указали на то, что конструкция используется на условиях неисключительной лицензии, а исходя из манеры исполнения, «направлена на привлечение внимания неограниченного круга лиц к деятельности соответствующей сети магазинов». Следовательно, она отвечает признакам рекламы и ее размещение требует предварительного получения соответствующего разрешения.
– Чем, на наш взгляд, хороши отдельно стоящие буквы?
– Они помогают избавиться от визуального шума. Да, я знаю, что эту идею критикуют за дороговизну и сложность исполнения. Но мы должны понимать, что бизнес вкладывается в том числе в обеспечение горожанам комфортного проживания. Омичи должны находиться в спокойной, непестрящей, нераздражающей среде, чтобы увидеть те самые объекты торговли и услуг, которые предприниматели пытаются рекламировать. Все эти подложки, баннеры, баннерные панно лишь отвлекают внимание. Особенно этим грешат центральные магистрали. Архитектурные особенности объектов полностью искажаются.
– А если, допустим, у здания нет пространства между первым и вторым этажами для размещения ЗИС?
– Постановление предусматривает использование витрин, оконных проемов.
– К слову, об окнах. Вы запретили закрывать пленкой все окно, теперь его можно занавесить максимум на 1/3. Вы ратуете за эстетику. А если предприниматель как раз закрывал тем самым нечто неприглядное – допустим, задник холодильного оборудования?
– Согласитесь, когда окно в здании закрыто полностью, это создает ощущение, словно там проводятся ремонтные работы. Мы, как город, отвечаем за внешнее оформление здания. Собственник или арендатор помещения – за внутреннее содержание. Это уже забота предпринимателя – оборудовать помещение таким образом, чтобы оно выглядело презентабельно. Приведу простой пример. Некоторые банки поставили внутри помещений световые коробы с перечислением своих услуг. Те прекрасно просматриваются сквозь окна: и закон не нарушен, и эстетика города не пострадала, и интересы компании тоже.
– Кстати, о банках. Мы понимаем, что у них, как и у, допустим, международных сетей, есть свои визуальные стандарты. В итоге побеждает местное законодательство?
– Как мы видим на примере тех же банков, они легко соблюдают свои корпоративные стандарты. Их не так сложно подстроить под требования субъекта, они абсолютно спокойно сохраняют самобытность.
– А как быть торговым объектам, бизнес-центрам? Именно они как раз завешаны, как водится, беспорядочными надписями. Взять объект на Гагарина, недалеко от администрации, разукрашенный, как выразились в одном из моих прошлых интервью авторы этого архитектурного проекта, словно рэпер татуировками на лице.
– Нужно разделять правила размещения для многоквартирных домов и коммерческих объектов. С МКД проще – ЗИС размещается в пределах занимаемого компанией помещения. Что касается торгового объекта, то ЗИС организации может находиться на любой части фасада. Эти вопросы согласовывает собственник здания. Что касается размещения конструкции на крыше, то тут тоже определяет владелец, но она, вне сомнения, будет рекламная, если деятельность в здании осуществляет не одна организация.
– Идею очистить город от лишнего, мне кажется, одобряют все без исключения. Но почему она детально не обсуждалась с широкой общественностью, предпринимательским сообществом?
– А сообщество в этом было заинтересовано? ОРВ документа проводилась дважды: первый раз в 2017-м, а второй уже в текущем. В обоих случаях нам никаких предложений не поступало. Нет их и до сих пор... Все находится в публичном доступе. Взять владельцев НТО – они подробно изучают обновление любой документации. Замечу, проект 348-го нормативного акта был направлен уполномоченному по защите прав предпринимателей Омской области, однако реакции не последовало. Обсуждался вопрос ЗИС и на координационном совете по улучшению инвестиционного климата и развития предпринимательства, на котором выступал Олег ЗАРЕМБА. Мы ожидали, что после мероприятия нас завалят предложениями, но этого не случилось. Устные комментарии мы получали, но чтобы внести поправки в нормативный акт, нам требуется их письменная фиксация.
– Заявлено, что мы ориентируемся на московский и питерский порядок работы с ЗИСами. Но ведь у нас нет такого обилия исторических зданий.
– Мы не пытаемся привести вывески к единообразию. Мы выставили единые требования к их характеристикам и размещению – это другое. Манера исполнения остается произвольной – формы, шрифты, цвета, подсветка, есть все возможности для того, чтобы сохранить особенности брендирования. Единственное – мы убрали подложку.
– И композитная уже не актуальна. Но она же такая симпатичная!
– Соглашусь! Если на здании только одна вывеска с такой подложкой. Не когда каждый во что горазд делает подобные вывески всех цветов и размеров, и облик объекта превращается в кашу. Мы не можем выборочно запретить их использование, именно поэтому решено отказаться от подложки вообще.
– А крепеж букв без подложки не нанесет ущерб зданию? В Омске есть, мягко говоря, не самые новые дома.
– Нет, технологии уже достаточно современны, чтобы не допустить повреждений. Мы разрешаем в качестве основы для крепления использовать перфорированную сетку, позволяющую сэкономить на количестве отверстий для крепежа.
– Но ведь она ржавеет.
– Все рано или поздно выходит из строя. Композитные панели в том числе, кстати. Есть контурная подложка, если перфосеть настолько не угодила.
– Складывается ощущение, что мы приходим к советскому лаконичному формату вывесок: «Хлеб», «Продукты», «Столовая». Не выродится ли все это в «серое пальто»?
– Поймите, никто не запрещает себя рекламировать. Хотите это делать? Действуйте в рамках закона о рекламе. Но, повторюсь, вывеска – это заявление о себе, информационное сообщение, не более того. Вы можете написать у себя «Магазин «Олеся», можете просто «Продукты». И не стоит перечислять все виды товаров и услуг на фасадной вывеске – «Магазин «Олеся»: пирожки, молоко, пирожные». Для этого теперь есть отдельная конструкция с перечнем предлагаемого.
– Получается, у предпринимателей есть возможность оформить свою вывеску и как рекламную конструкцию.
– Мы осознаем, что ЗИС имеет определенные ограничения – она обязана после согласования оставаться неизменной. ЗИС оформляется бесплатно – от 5 дней до месяца. Хотите себя презентовать на рынке? Оформляйте рекламную конструкцию. Она более мобильна – определяются лишь размеры информационного поля, а содержание может меняться хоть каждый день. Для этого не понадобится пересогласование. Госпошлина составляет 5000 рублей, договор оформляется на 10 лет.
– О получении рекламных паспортов. Будет собираться комиссия по их выдаче, верно?
– Да, помимо меня, там будут архитекторы округов, представители департамента транспорта, «Омскэлектро», сотрудники ГИБДД, депутаты горсовета.
– И критерии по оформлению документа довольно четкие?
– Естественно. Нет такого, чтобы мы, как орган власти, имели возможность кому-то отказать в регистрации по своей воле. Мы ориентируемся на нормативный акт, никакой субъективности.
– Есть официальная статистика того, как сейчас оформлены вывески в городе?
– На центральных магистралях около 45% вывесок вообще не было зарегистрировано.
– Разве не стоило бы начать бороться с баннерами, которые возникают ровно на том же месте, что и неделю после снятия?
– Будем бороться до тех пор, пока предприниматели не поймут, что вешать баннеры там просто невыгодно – их снимут. Но, признаюсь, очень сложно вычислить виновников.
– А что насчет баннеров на многоквартирных домах? Ведь люди таким образом зарабатывают.
– Условия размещения не меняются – и гражданское, и жилищное законодательство остались в этом плане неизменны. В любом случае должен быть получен протокол собрания жильцов для размещения рекламной конструкции. Мы не отказываем омичам в возможности повесить баннер. Но не стоит превращать здание в какое-то одеяло из цветных заплаток. Мы даже разработали законопроект, предусматривающий размещение баннеров на многоквартирных дома в местах, где нет оконных и дверных проемов. Давайте все-таки не забывать: речь о жилых домах, у них нет предназначения зарабатывать, не стоит занавешивать рекламой весь дом.
–Что будет с объектами вроде бегущих строк?
– Бегущие строки по закону запрещены, в этом плане мы продолжим наводить порядок. Мы согласовываем эскиз, а проконтролировать содержание бегущей строки мы не можем – конфликт очевиден. Выдать ее за медиафасад невозможно, последняя не демонстрирует видео-изображение.
– Указатели направления движения и таблички на домах тоже придется менять?
– Да, но что касается указателей, они и раньше оформлялись в соответствии с ГОСТом – их устанавливают дорожные службы. Табличками должны заниматься управляющие компании, ТСЖ, хозяйствующие субъекты.
– Я видела, что некоторые дома основательно так вложились в свои таблички – с подсветкой, с обрамлением...
– Так мы и не запрещаем использовать подсветку и твердые материалы. Если таблички не превышают максимальный размер и не вступают в конфликт с архитектурным стилем дома, то никаких трудностей не возникнет.
– Как будет производиться контроль за соблюдением требований?
– Администрация округа осуществляет выезды, фиксируя незаконное размещение объектов. Составляется протокол, на приведение вывески в соответствие дается 14 дней. Кстати, это достаточный срок. В случае невыполнения в первый раз скорее всего предприниматель обойдется предупреждением, со второго раза начнутся штрафные санкции – до 100 тысяч рублей для юрлиц.
– Думаете, наши рекламные компании вывезут тот объем работ, который им предстоит выполнить? Шутка ли, за полгода переделать почти все вывески в городе.
– Конечно. Было бы желание. Я опасаюсь другого: как бы омичи не отложили все на последний момент. Я всем рекомендую начать заниматься этим прямо сейчас – особенно сетевым компаниям и тем, чьи заведения расположены на центральных магистралях, сами вывески можно заказать позже. Но у нас любят делать наоборот – сначала сделать вывеску, а потом пытаться ее зарегистрировать.
– А есть объекты, которые уже соответствуют правилам?
– Да. Например, «Планета Дом» на 70 лет Октября. Там почти все вывески оформлены в соответствии со стандартами. Похоже, владельцы местных организаций уже поняли, что стильные и лаконичные ЗИС намного успешней привлекают клиентов, чем кричащие лохмотья. Но заметьте, никто из них не утратил индивидуальность. Вообще в Омске немало удачных вывесок, которые не придется переделывать.
– Часто приходится разъяснять нюансы постановления?
– Очень. Усвоить все требования сложно. Мы, как разработчики, разъясняем, подсказываем. У нас три приемных дня в неделю, но и в другие дни я даю консультации. Я открыта в любой день для общения, готова пояснить любой нюанс.
– Но изменения все еще можно внести.
– Разумеется. По стандартной процедуре – мы обрабатываем предложения в письменном виде, согласовываем со всеми нашими внутренними структурами, готовим нормативный акт о внесении изменений. Проводится оценка регулирующего воздействия, происходит публичное обсуждение, выслушиваются и учитываются замечания.
– В общем, многие напрасно паникуют?
– Это нормальная человеческая реакция. И вы, и я, и остальные люди с настороженностью относятся к переменам — так устроена человеческая психика. Когда все увидят результат изменений, то поймут, что город выглядит красиво и аккуратно. В следующем месяце мы планируем продемонстрировать объекты, которые приведены в соответствие. Обязательно пригласим СМИ это осветить.
– Положа руку на сердце: вы верите, что к 1 ноября город успеет обновиться?
– Сейчас основная задача – привести в порядок центральные улицы города. Что касается остальной части Омска, то практика показывает: понадобится 1,5 – 2 года для приведения всего в соответствие.
– Что еще предстоит сделать на рынке наружной рекламы?
– Учитывая развитие технологий, есть потребность переориентировать стелы со статических на динамические. Это и веяние времени, и еще один шаг к сокращению количества конструкций, что позволит освободить городское пространство. При этом, предвидя ваше беспокойство за предпринимателей, подчеркну: объем рекламы не пострадает. Просто за счет динамической конструкции нам понадобится одна поверхность вместо 10.
Продолжение темы под названием
— "Вывесочный переворот в Омске: Предприниматели недовольны" читайте здесь.
— "Вывесочный переворот в Омске: чиновники оглядываются" читайте здесь.
— "Вывесочный переворот в Омске: Бои без правил. Как приживаются правила благоустройства в других регионах" читайте здесь.
- Юрий ЧАЩИН о ЗИС: «Вне закона стали все, кто десятки лет развивался с учетом, что четких правил по эксплуатации вывесок не существовало» читайте здесь.
— Архитекторы о ЗИС: «На ул. Ленина число информносителей на столбах и опор освещения превышает мыслимые пределы и стало визуальным загрязнением» читайте здесь.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 июля 2019 года