В Омском УФАС России считают, что массовые жалобы на мусорного оператора были не обоснованны.
О нарушениях антимонопольного законодательства, недобросовестных поставщиках, жалобах предпринимателей на госзакупки и недовольстве населения подорожанием медицинских масок из-за стремительного распространения китайского коронавируса шла речь на традиционной итоговой пресс-конференции руководства Омского УФАС России, которая состоялась в февралеп в Омском областном доме журналистов. Предлагаем читателям «Коммерческих вестей» ознакомиться с наиболее интересными моментами этого мероприятия.
Об итогах года
Вадим КАБАНЕНКО, руководитель Омского УФАС России. Для нас 2019 год был значительно более «урожайным», чем предыдущий. Было больше возбуждено дел по «нехорошим статьям», в том числе по статье 16 Федерального закона «О защите конкуренции», которая имеет еще и коррупционную составляющую. Это когда выявляются соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами, заключаются договоры без проведения конкурсных процедур.
О массовых жалобах на ООО «Магнит»
Вадим КАБАНЕНКО. В 2019 году мы рассмотрели в целом 3 664 жалобы. И очень много жалоб, порядка 3 000, поступило на такую организацию, как ООО «Магнит», регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Вопросы, поднимаемые в жалобах на ООО «Магнит», были вроде бы совершенно различными, но очень часто повторялись, да и заявления, с которыми обращались граждане, были шаблонными. Возникало такое ощущение, что кто-то эти заявления написал, а потом просто попросил граждан расписаться.
Большая часть вопросов была связана с выбором ООО «Магнит» в качестве регоператора. Еще всех интересовало, каким образом ООО «Магнит» проводило отбор организаций, которые занимались транспортировкой отходов. Третья по популярности тема для жалоб – это квитанции за вывоз мусора, вернее, всех интересовало, почему эту работу доверили именно Омскэнергосбыту. Все поступившие жалобы мы рассмотрели, всем ответили. В части наших полномочий, естественно. Но в действиях ООО «Магнит», хочу отметить, мы ни одного нарушения законодательства не нашли.
Жалобы, кстати, не прекратились. Они так и поступают до сих пор, причем по тому же шаблону. Но уже в меньших объемах. С начала 2020 года их было порядка десяти. Не знаю, чем руководствуются граждане, может, это остаточное явление какое-то.
О ценах на медицинские маски
Вадим КАБАНЕНКО. Правительство поручило ФАС России и другим контролирующим органам отслеживать и принимать меры в случае необходимости. В рамках наших полномочий ведется мониторинг наличия и стоимости медицинских масок. В Омской области, хочу сразу сказать, ситуация не такая критичная. Запас масок у нас есть. Касательно ценового сегмента. Буквально сегодня эта информация была мной передана в ФАС России. В Омске имеются в продаже маски по стоимости от 18 копеек до 15 рублей за штуку. Средняя цена на маски по городу Омску – 5,82 рубля. Рост цен в розничном сегменте, по нашим оценкам, составил 1%. В оптовом сегменте – 21%. Мониторинг мы будем вести постоянно.
Обращения о росте цен на маски были, но они носили устный характер. Нам звонили, например, и говорили: в такой-то аптеке цена выросла, примите меры. Мы проверили информацию, и оказалось, что цена там действительно несколько выше, чем в других аптеках. Но рядом с этой аптекой находятся другие, где можно купить маски намного дешевле – за 2-3 рубля. Нарушений, напомню, мы можем зафиксировать несколько. Первое: злоупотребление доминирующим положением. Это в том случае, если аптечная сеть, которая подняла цены на маски, занимает доминирующее положение хотя бы в городе Омске. Второе нарушение: согласованные действия аптечных сетей. Это если много-много предпринимателей договорились друг с другом и одномоментно повысили цены, условно говоря, до 20 рублей на маску. Тогда мы имеем возможность вмешаться. И мы не только вмешаемся, но и передадим информацию в правоохранительные органы.
О региональном фонде капремонта
Галина ЛАПТЕВА, заместитель руководителя Омского УФАС России. Спор с региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов еще не завершился, сейчас он переместился в арбитражный суд. 3 апреля начнется рассмотрение жалобы на наше решение. В действиях руководства фонда мы установили признаки нарушения части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», фонд с этим не согласился. Информация о нарушениях к нам была направлена прокуратурой, чуть позже с аналогичной жалобой обратились активисты Общероссийского народного фронта. Речь шла о конкретной закупке с начальной максимальной ценой 72 млн. рублей. Поводом для жалоб стали нарушения в ходе конкурсных процедур по определению подрядчиков для ремонтов крыш и фасадов 13 домов на центральных улицах Омска, расположенных по так называемому гостевому маршруту.
Мы возбудили дело о нарушении антимонопольного законодательства. Провели проверку. Выяснили, что 5 апреля фонд разместил извещение, провел торги, на эти торги поступило две заявки, лот ушел после одного небольшого снижения. В жалобе на эти торги указывалось, что своими действиями региональный фонд ограничил конкуренцию, то есть в этих торгах не могли участвовать 97 омских подрядчиков с первым уровнем ответственности СРО, до 60 млн. рублей. Мы разослали всем 97 предприятиям запрос о том, было ли у них желание поучаствовать в данной закупке, и получили ответы. Не от всех, конечно, примерно третья часть откликнулась. И подрядчики нам сообщили, что участвовать в аукционах, проводимых фондом, они бы хотели, но возможности такой не имеют, поскольку начальная максимальная цена превышает их уровень ответственности.
Представители регионального фонда уверяли, что объединение 13 многоквартирных домов в один лот было связано с их расположением на так называемом гостевом маршруте и задачей отремонтировать фасады этих домов в кратчайший срок к приезду высоких гостей. Но этот довод мы сочли несостоятельным. Во-первых, можно было сформировать два-три лота и точно так же отремонтировать дома в нужный срок. Во-вторых, адреса домов были в различных частях города и в гостевой маршрут укладывались далеко не все.
Фонду было выписано предписание, скажем так, разукрупнить лоты, чтобы в них могли участвовать подрядчики с первым уровнем ответственности. Они это предписание исполнили. Вместе с тем нарушение осталось нарушением, мы пригласили г-жу СТЕПАНОВУ, исполняющего обязанности руководителя фонда, получили от нее пояснения, она считает, что является ненадлежащим должностным лицом. Наше решение они обжаловали, воспользовались своим правом. Посмотрим теперь, что скажет Арбитражный суд Омской области. В любом случае, я думаю, будет еще и апелляция, и кассация.
Хотелось бы отметить, что не только на региональный фонд капремонта поступали в прошлом году жалобы, но и сам региональный фонд активизировался в части признания поставщиков недобросовестными и включения их в реестр. Я не знаю, с чем это связано, но это тоже была одна из особенностей прошедшего года.
О подорожании овощей из-за китайского коронавируса
Вадим КАБАНЕНКО. Мониторить цены на овощи давали поручение только тем управлениям ФАС России, которые находятся в Дальневосточном федеральном округе. У нас статистика показывает, что пока ничего страшного не происходит. Есть определенные колебания цен, вызванные сезонностью. Картофель упал в цене, например. На пшено тоже снизились цены. И жалоб на резкий рост овощей от жителей Омска нам пока тоже не поступало. Если что-то подорожало в одной торговой точке, это еще ничего не значит.
Галина ЛАПТЕВА. Мы, как антимонопольный орган, не можем реагировать на каждое повышение цен на что-либо. Мы можем реагировать только в том случае, если произошел рост цен в какой-то крупной торговой сети, которая доминирует на рынке, то есть занимает более 35% рынка. Таких в Омской области нет вообще. Или если торговые сети сговорились и подняли одновременно цены.
О банковской sms-рекламе
Тамара ШМАКОВА, заместитель руководителя Омского УФАС России. Если говорить о назойливой банковской рекламе, которую получают люди, то нужно еще очень внимательно смотреть, что вы сами когда-то подписывали. Если, например, вы раньше являлись клиентом банка, получали кредит или размещали депозит и подписывали договор, в котором очень мелким шрифтом могла быть информация о том, что банк вправе передавать ваши персональные данные третьим лицам, чтобы они направляли вам рекламу. Если согласие на получение рекламы не давали, то обращайтесь к нам, мы разберемся. Там очень длинные цепочки бывают в sms-рекламе. Если говорить конкретно о тех банках, которые уже привлекались нами к ответственности за несанкционированную sms-рекламу, то это были Сбербанк, Газпромбанк, «Почта Банк», и суды нас пока поддерживают. Если говорить о количестве банковской рекламы, то больше ее не становится. В этой части все стабильно.
О ценах на бензин
Вадим КАБАНЕНКО. За ценами на моторное топливо мы следим, мониторим каждую неделю, нарушений каких-либо давно не видели. Даже, наоборот, недавно произошло снижение цен на бензин АИ-92. И это не может не радовать. Для нашей страны снижение цен на бензин – это очень важно. И жалоб уже давно не поступало. Раньше бывало, что проезжающие дальнобойщики оставляли заявления, чтобы мы обратили внимание на цены. Мол, на границе с Омской областью одна цена, а как въезжаешь в Омск – другая. И что в Новосибирской области бензин стоил дешевле. Сейчас такого нет.
О профессиональных жалобщиках
Вадим КАБАНЕНКО. Мы знаем всех профессиональных жалобщиков. Но мы относимся к ним так же, как ко всем остальным заявителям. На каждое обращение граждан мы обязаны ответить в установленном законом порядке. Поскольку, если не ответим, сами станем нарушителями. Ну да, иногда смотришь и видишь, как кажется, две идентичные жалобы. Но во второй жалобе добавлен какой-то новый довод, на который мы обязаны тоже отреагировать. В силу закона, у них есть права.
Тамара ШМАКОВА. У нас есть жалобщик, который профессионально подает жалобы на закупки для государственных нужд в рамках Федерального закона № 44-ФЗ. Закупки совершенно разные, где-то строительные работы, где-то подготовка проектной документация, и жалоба у него всегда по типовому шаблону составлена. Меняется только номер извещения и наименование закупки, все остальное по тексту остается неизменным, как правило. Но у нас нет оснований его жалобы не рассматривать, если он их подает с соблюдением всех процессуальных требований. У потребителей есть право, как говорится, у контролирующих органов – обязанность.
Вадим КАБАНЕНКО. Мы можем предположить, что эти жалобы связаны с дальнейшим вымогательством у заказчика, но это сложно доказать, к сожалению. Нужно действовать совместно с заказчиком и правоохранительными органами.
Тамара ШМАКОВА. Но и жалобщики такие рождаются не на пустом месте. Во многих случаях у подающего жалобу есть основания, чтобы ее подать. Заказчик, размещая документацию с нарушением, сам себя подставляет. Если бы никто не нарушал, не было бы и повода для жалоб.
О нововведениях в антимонопольном законодательстве
Вадим КАБАНЕНКО. С 8 января 2020 года вступило в силу изменение в статью 52 Федерального закона «О защите конкуренции». Теперь все предписания, которые мы выдаем органам власти в рамках рассмотренных дел, должны исполняться незамедлительно. Раньше органы власти обращались в суды, обжаловали наши предписания, и все это время, пока продолжалось судебное рассмотрение искового заявления, предписание можно было не исполнять. Многие этой лазейкой пользовались. Теперь такого не будет. Сначала орган власти должен исполнить наше предписание, а потом уже он может обжаловать его в суде. И от этого изменения в законодательстве, я думаю, будет большая польза для предпринимателей, поскольку чаще всего мы выдаем предписания органам власти, чтобы они прекратили ограничивать конкуренцию.
Тамара ШМАКОВА. Большой блок изменений вступит в силу с 1 июля 2020 года. Там будут очередные изменения в 44-ФЗ, будет много процессуальных изменений, которые коснутся государственных и муниципальных заказчиков. Есть изменения, которые ужесточат нашу работу, они приняты в пользу участников закупок.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 февраля 2020 года.