Кризис – это не только время потерь, но возможность для роста.
Как в условиях коронавируса и самоизоляции чувствует себя малый и средний бизнес в Омске? «Коммерческие вести» решили спросить об этом самих предпринимателей. Читайте в рубрике «Бизнес под вирусом» мнение директора по развитию ООО «Агентство Эффективное» (управленческий консалтинг и сопровождение предприятий) Андрея ВИЗМИНТИНОВА.
— Бизнес помаленьку начинает уходить на «паузу». Для тех, кто не озаботился финансовым планированием, передышка будет очень короткой. Ведь, по сути, многие микропредприятия, сидя на постоянном доходе, на него же и живут. Они не имеют ни развития, ни накоплений. Такие компании посыпятся в первую очередь. Результаты увидим уже к концу мая.
Наиболее уязвимой считаю сферу услуг. В себестоимости услуги большой процент занимает зарплата. Президент и губернатор попросили не увольнять людей, получается, что бизнес не работает, а зарплаты начисляются. И объем начислений существенный. После всего многим предпринимателям из этой сферы придется начинать бизнес с нуля.
Я не пессимист, каждый кризис рассматриваю, как возможность роста. После ухода с рынка слабейших, те, кто останутся, смогут занять свободные ниши. Думаю, мы после кризиса увидим несколько игроков, прыгнувших из малого бизнеса в среднюю лигу.
Наверное, в любой отрасли есть игроки, которые часть ресурсов тратят на развитие. Те, кто сейчас дома (или в офисах) готовят планы на будущее, в итоге и выиграют. Знаю предпринимателей, которые собираются в группы в мессенджерах и решают, как развивать бизнес, в том числе работают над завоеванием соседних регионов, зарубежья. Интересно, что до кризиса у них таких планов не было. Наша компания сопровождает два проекта, которые хотят выходить на Европу. Один по производству комплектующих для сельского хозяйства, а другой — по изготовлению медицинских изделий (и это не маски!).
Фото © facebook.com