«Здравствуйте, доктор!» «Я не доктор, я парикмахер!»
В середине апреля президент некоммерческого партнерства «Содружество парикмахеров и косметологов Омска и Омской области» и член Координационного совета Омского областного Союза предпринимателей Татьяна ЕРЕМЕНКО публично обратилась к губернатору региона с предложениями по изменению мер поддержки отрасли. Содружество просило главу Омской области позволить организациям индустрии красоты продолжить работу. С 1 мая парикмахерские и салоны красоты открылись. Как их деятельность сегодня организована, много ли посетителей у бьюти-сферы, обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у Татьяны ЕРЕМЕНКО.
– Татьяна Анатольевна, получается, что ваше обращение к главе региона подействовало, отрасль начала работу?
– Да, государство расстаралось, сгенерировав большой пакет мер. Но его особенность в том, что реально их получить может ограниченное число предпринимателей. Сегодня россиянам из всех источников сообщили: малый бизнес получил огромную поддержку – льготы и послабления. Но по факту всего 11 отраслей могут воспользоваться льготами, и мало кто знает, сколько к ним прилагается ограничений. Например, когда-то давно предприниматель, открывая свое предприятие, указал ОКВЭД 96.02 (предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты) не первым в списке планируемых видов деятельности, и даже если сегодня это его единственный бизнес, предприятие не будет отнесено к пострадавшим отраслям. Льгот его салон не получит. По букве закона – правильно, а по здравому смыслу – нет! Вот о таких проблемах мы сообщили власти. Нам говорят, что они будут решаться. Но когда? Помощь нужна сейчас!
– В данный момент большинство парикмахерских и салонов красоты заработало?
– Да, мы открылись, но нам разрешено работать только при условии обязательного выполнения требований Роспотребнадзора РФ от 21 апреля 2020 года. Этот документ состоит из 18 пунктов, куда включен в том числе комплекс мероприятий по обеспечению безопасности человека, оказания услуг, гигиены пространства. Есть и требования, которые сильно видоизменили сервис. Например, раньше для обслуживания клиентов в парикмахерских применяли качественные полотенца, потому что они превосходно снимают влагу с волос, не причиняя им вреда, за такой тканью легко ухаживать. Сейчас это под запретом. Разрешены только одноразовые полотенца. Мы перешли на нетканый материал, который плохо впитывает, дорого стоит.
Сегодня общение с клиентом начинается как на приеме у терапевта – с измерения температуры. Даже появился забавный мем: изображен хирург перед входом в операционную. И подпись: « – Здравствуйте, доктор! – Я не доктор, я парикмахер!». Мои специалисты действительно сейчас выглядят, как в операционной: у них поверх традиционных фирменных футболок, в которых мы работаем, халаты или накидки, а сверху еще и одноразовые полиэтиленовые фартуки или защитные пеньюары (они надеваются не только на клиента, но и на мастера). На лице маска, на голове шапочка из нетканого материала, на руках – перчатки. В них неудобно работать. Во всем этом жарко, даже с учетом работающего кондиционера. И всю экипировку нужно оплатить.
– Сколько же стоит такой набор на каждого посетителя?
– Теперь на обслуживание каждого клиента дополнительно уходит от 150 до 200 рублей, включая расход одноразовых полотенец на педикюр – 4-5 штук, на окрашивание волос – до 10. Если салон раньше не работал с одноразовой продукцией, то сейчас пробует новых поставщиков, артикулы, нарабатывает опыт. Увеличиваются расходы.
Вызывает мои опасения тот факт, что, исполняя новые требования по безопасности, салон не может обеспечить загрузку. Обслуживание идет по предварительной записи, один зал – один клиент. Это требование Роспотребнадзора. Кроме того, их рекомендации гласят, что после каждого клиента нужен 20-минутный перерыв, а это дополнительный удар по пропускной способности. Но главное – в залах, где раньше размещалось несколько рабочих мест, сейчас может трудиться только один мастер. Хотя, следуя параметрам социального дистанцирования 1,5 метра, в некоторых помещениях можно обслужить и больше. Например, у нас в зале, если размещать клиентов через кресло, получится расстояние порядка 3-5 метров. Но по документам этого делать нельзя. Поэтому сегодня парикмахерские залы загружены в среднем на 30-40 процентов. Мы отвоевали право работать, но расходы стали больше, чем до самоизоляции, а доходы меньше. Бизнес так не сделаешь.
Мы ограничены сегодня не только санитарными требованиями по COVID-19, но и изменившимся спросом на услугу. Есть отчетливое ощущение, что у населения свободных денег стало меньше. Приходя в салон сегодня и, похоже, завтра, наш клиент запросит только самые необходимые процедуры, в частности, стрижку волос. В ногтевом зале, если раньше посещения были раз в 14 дней, то теперь станут реже. Насколько будет востребован педикюр, для которого сейчас самый сезон, покажет время. Мы ожидаем роста спроса, но обычного всплеска, который характерен для мая-июля, уже не будет. Для многих предприятий нашей сферы сегодня открытый вопрос: в каком состоянии они выйдут на сезон осень-зима, когда традиционно наблюдается падение потребительского спроса. При том что именно на зимние месяцы придется время, когда предприятиям будет необходимо начать выплачивать отсроченные платежи государству, банкам и арендодателям, добавляя их к расходам того периода. Вот тогда станет по-настоящему «горячо».
– Есть ли парикмахерские и салоны красоты, которые могли бы открыться, но в связи с перечисленными вами проблемами не стали этого делать?
– Есть! Если салон находится в собственном помещении, не обременен никакими кредитными обязательствами, то его можно законсервировать. Не знаю, как они решают вопрос с сотрудниками, здесь тоже свои особенности.
Если опираться на интуитивную оценку, основанную на личных коммуникациях президента Содружества парикмахеров и косметологов, могу сказать, что не открылось около 30 процентов салонов, остальные работают, но в разных режимах. Вернется ли к ним клиент, который месяц обслуживался мастерами на дому? Сейчас мастера готовы выходить на работу, но из-за требований Роспотребнадзора по COVID-19, очереди из посетителей не стоят. Раньше услуга в парикмахерском зале включала стрижку, окрашивание, уход за поврежденными волосами, и у одного мастера в день могло быть пять таких клиентов. Это был полностью заполненный, финансово благоприятный день. Для роста спроса необходимо скорейшее снятие ограничений.
– А что происходит с арендой помещений под салоны?
– Конечно, крайне тяжело вести переговоры с собственниками, потому что у них тоже трудные времена. Ведь не только салоны красоты отказывают им в праве получить ожидаемый доход, но и другие бизнесы. Я понимаю, почему многие из них говорят моим коллегам «нет». Но при этом знаю о ряде торговых центров, которые сделали «сильный ход», сняв с арендаторов необходимость оплачивать время простоя. Здесь многое зависит от того, кто как провел переговоры, у кого из арендодателей какое положение. Если у него обязательства перед банками, то трудно сказать «да» арендаторам.
– Татьяна Анатольевна, сколько членов в вашем Содружестве?
– Около 50 активных руководителей салонного бизнеса, включая самые именитые предприятия индустрии красоты нашего города. Сейчас активность выше – более 70. Мы все общаемся в одном большом чате, обмениваемся мнениями, вырабатываем общую позицию. А когда собираем подписи – участников более 500.
– Вам известны случаи закрытия бизнеса бьюти-сферы в Омске в последние месяц – полтора?
– Пока таких фактов не знаю. Поживем – увидим. К сожалению, думаю, ждать недолго. То, что некоторые не открылись, это двоякий знак. Либо все хорошо, поэтому они могут себе позволить ждать, либо настолько плохо, что нет смысла возобновлять деятельность. Открытие салонов красоты после вынужденного простоя носит заявительный характер. Письмом в мэрию ты подтверждаешь, что готов следовать инструкциям, которые разработал Роспотребнадзор по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Приезжает бригада контролеров, которая по опроснику (мы не знаем, что они смотрят) оценивает, готово ли предприятие принимать клиентов. Например, одно из требований – иметь не менее чем пятидневный запас дезинфицирующих средств, масок, одноразовых принадлежностей, дистанционный термометр, с которым мы на входе встречаем клиента, а он стоит от 5 тыс. рублей. И все это нужно приобрести после того, как ты месяц не работал, но выплатил сотрудникам зарплату из средств предприятия, заплатил с этой зарплаты налоги, погасил кредиты и аренду, а также начислил свои будущие отложенные налоги и выплаты! Копим будущие расходы. Маленьким предприятиям не понятна такая забота государства.
Чаем мы теперь гостей не угощаем, нет в салонах и вкусного запаха кофе, который витал раньше, нет даже журналов. Остались только бумаги по коронавирусу. В заламинированном виде. Их тоже обрабатываем после каждого клиента. Надеюсь, что это не навсегда. Я оптимистка. Понимаю, что в итоге количество всегда перетекает в качество. Тот объем проблем, которые возникают сейчас, мы с российской смекалкой так или иначе решим, найдем компромиссы, а контролирующие структуры поймут избыточность требований.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 мая 2020 года/