«Жаловаться и кивать на пандемию не буду. Коронавирус в проблемах «НоваТора» точно не виноват».
На минувшей неделе стало известно, что омская сеть экспресс-гипермаркетов «НоваТор» испытывает финансовые проблемы, из-за чего распродает товарные остатки и переформатируется. После закрытия магазины будут открываться уже под новыми вывесками. Причины проблем, а также перспективы ООО «НоваТор» и самого формата «экспресс-гипермаркет» обозреватель «Коммерческих Вестей» Николай ГОРНОВ обсудил с владельцем одной из самых необычных омских торговых сетей Арсеном ПОНОМАРЕВЫМ.
– Арсен Геннадьевич, всем интересно, что происходит с магазинами «НоваТор»...
– Происходит то, чего мы ожидали. На протяжении длительного времени, примерно с 2015 года, у нас затраты постепенно росли, а торговая наценка оставалась неизменной. Как была в районе 21% в 2015 году, так и осталась. У федеральных сетей она выросла за это же время с 30 до 50%. Если бы мы смогли увеличить свою наценку хотя бы до 30%, то чувствовали бы себя прекрасно, но этого не произошло, и в один прекрасный момент наши магазины стали работать с убытком, долги перед поставщиками стали расти, поставки стали менее ритмичными, платежеспособность снизилась, и проблемы в итоге накапливались, как снежный ком.
– Что вам помешало увеличить торговую наценку? Пытались конкурировать с «Пятерочками» и «Магнитами»?
– Конкуренция в торговле есть всегда. Причина проблем в том, что наши оптовые поставщики – они в основном все омские, поэтому мы получали аналогичный товар дороже, чем федеральные сети, работающие напрямую с производителями продуктов питания.
– Наверное, это проблема всех местных сетей, работающих на региональных рынках?
– В общем, да. Более-менее себя чувствуют только сети, у которых достаточное количество магазинов, они имеют большую закупочную силу, либо сети с большим количеством оборотных средств, они могут работать со стоковыми товарами, проводить регулярно скидочные акции. Есть еще один вариант выживания: у владельцев торговой сети несколько бизнесов, и они перекачивают деньги из бизнеса в бизнес, поддерживая менее прибыльные проекты за счет более прибыльных. Такие примеры в Омске есть.
– Сколько времени ваши магазины работали в минус?
– Явные признаки подступающих проблем обнаружились осенью 2018 года, когда мы планировали открыть два магазина, а получилось по разным причинам открыть только один, да и тот не взлетел так, как нам бы хотелось. Расходы выросли, мы их попытались оптимизировать, но результат оптимизации тоже получился не самым лучшим. А в последние полтора года мы уже работали периодически в минус.
– Вы говорите обо всей сети или об отдельных магазинах?
– Я говорю сейчас обо всей сети. Конечно, если отдельные магазины могли бы работать без центрального офиса, то некоторые из них были бы стабильно прибыльные. Но так не бывает, к сожалению. Вот если бы в сети было 20 магазинов и две трети были бы прибыльные, а треть – убыточные, тогда бы сеть тоже держалась. Вообще, наблюдая за конкурентами и партнерами, я давно уже пришел к выводу, что все работают примерно одинаково неэффективно. Вопрос только в бизнес-модели. В нашем случае мы применяли разные способы поправить ситуацию, но без оборотных средств в нашей бизнес-модели не обойтись, а убедить банки дать деньги для пополнения оборотных средств мы так и не смогли, к сожалению. Единственное, что удалось – договориться в январе 2020 года с поставщиками о реструктуризации задолженности. Они пошли на это, и согласились почти все крупные поставщики, большое спасибо им.
– Реструктуризация подразумевала рассрочку платежей?
– Да, мы договорились по рассрочке на длительный срок для уже сформировавшейся на тот момент задолженности. И тут нам очень помог один из крупных поставщиков. Ему за это отдельное спасибо. К сожалению, ситуация хоть и улучшилась, но недостаточно, и спустя несколько месяцев запас оптимизма иссяк уже у большинства поставщиков. И мы приняли решение о закрытии магазинов. Смысла нет продолжать работать, увеличивая долговую нагрузку.
– И что, никто не пошел в арбитражный суд?
– Некоторые пошли. Среди поставщиков есть разные люди, у всех разный темперамент. Кто-то не может ждать в силу своего темперамента. Но ни одного вступившего в силу решения по искам еще нет.
– Какой суммы вам не хватало для продолжения работы?
– В апреле хватило бы 30 млн. рублей на пополнение оборотных средств. В июле нужно было бы уже вдвое больше – порядка 60 млн. рублей. Не потому что убытки составили эту разницу. Основная цель оборотных средств – восстановить доверие поставщиков. Весной доверия было больше, чем в июле.
– На ваших магазинах висят объявления, что они закрываются на перезапуск. Что вы имеете в виду под перезапуском?
– Что на месте магазинов «НоваТор» откроются новые магазины.
– Какие?
– Есть несколько вариантов, но окончательного решения пока нет. Я не исключаю, что вместо сети «НоваТор» откроются три разных магазина. В идеальной ситуации, если бы несколько компаний хотели приобрести сеть «НоваТор» как целое, у бизнеса была бы объективная рыночная цена, и она была бы выше, чем общий долг – равная стоимости открытия и раскрутки. Если же покупатель потенциальный один – он диктует цену. И появляется сразу разрыв между долгами и активами.
– Ходят слухи, что на месте магазинов «НоваТор» откроются магазины Виктора ШКУРЕНКО, поскольку ТД «Шкуренко» – один из самых крупных поставщиков вашей сети, но ШКУРЕНКО эту информацию опровергает. Он уже дал комментарий коллегам, что покупать сеть «НоваТор» не планирует.
– Да, он действительно не хочет покупать сеть «НоваТор», больше пока ничего сказать не могу.
– А кто, на ваш взгляд, мог бы приобрести «НоваТор» по справедливой цене?
– Если говорить об идеальном покупателе, то это гипотетически иногородняя, но не федеральная торговая сеть, которая планирует зайти в Омск и ищет самый быстрый вариант вхождения на омский рынок. Своего рода входной билет.
– Правильно ли я понял, что сейчас практически нет шансов продать бизнес по адекватной цене и рассчитаться со всеми долгами?
– Да, шансов мало. Продажа была возможна год назад. Мне-то перспективы субгипермаркетов типа «НоваТора» и сегодня понятны, я считаю, что они есть, но убедить потенциальных покупателей в существовании перспектив будет весьма сложно.
– Не совсем понимаю, почему иногородние игроки не проявили никакого интереса к «НоваТору». Вы кому-то предлагали?
– Я бы предложил, но нет у меня на них выхода, к сожалению. Наиболее близкая мне по своей философии сеть «ЭССЕН экспресс» из Набережных Челнов работала в Татарстане, но она в январе закрылась. Их административными способами не пускали в Казань, насколько я знаю. Есть еще, например, сеть «Мегамарт» из Екатеринбурга. Но не рассылать же мне письма с предложениями на их электронные адреса. Я думаю, они бы на него не обратили внимание. Это раз. Во-вторых, не факт, что у них в планах есть Омск.
– Что будет с ООО «НоваТор» как юридическим лицом? Планируете его ликвидировать?
– Нет, не планирую. Если никто не подаст заявление о признании ООО «НоваТор» банкротом, разумеется.
– Но и вариант банкротства исключать, на мой взгляд, нельзя...
– Я его и не исключаю. У нас ведь каждый кредитор обычно как думает: ага, если я не подам заявление, его подаст кто-то другой и получит преимущество. Возможно, с заявлением о банкротстве в арбитраж обратится самый крупный кредитор, и это будет справедливо, наверное. Но если исходить из практики банкротств, продажа имущества банкрота конкурсным управляющим происходит чаще всего по очень низким ценам. Иногда буквально за копейки. Есть ли в этом смысл? Я уверен, что найду вариант рассчитаться с долгами. Во-всяком случае за нами еще остается производство, проект «Кулинарния». Сейчас у нас центральный цех и три точки продаж в магазинах. Мощность цеха позволяет обеспечить десять таких точек. Мы сможем, я думаю, быстро расшириться, будем зарабатывать деньги и гасить долги. Есть еще торговое оборудование, которое принадлежит ООО «НоваТор». Его можно сдавать в аренду, и эти деньги тоже пускать на расчеты с кредиторами.
– Коронакризис как-то повлиял на ваше решение закрыть магазины?
– Нет. Это случайное совпадение. Сегодняшняя ситуация вызвана вовсе не пандемией, а рядом тактических ошибок. Я поступал гуманно, но неправильно. Это как у хирурга, который пожалел пациента, а тот взял и умер. А пандемия коронавируса вызвала только небольшой всплеск продаж в конце марта. И все, собственно. Продуктовый ритейл этот кризис особо не затронул. Жаловаться и кивать на пандемию не буду. Коронавирус в проблемах «НоваТора» точно не виноват.
– Не жалеете, что расстались со своим партнером несколько лет назад? Логично предположить, что вместе с Денисом КОШЕЛЕМ у вас был бы выше шанс найти дополнительное финансирование...
– С партнером у нас были слишком разные планы. Ему этот бизнес не был особенно интересен. А мне и сегодня интересно работать. Если бы я вот сейчас нашел оборотные средства, я бы не раздумывал ни секунды, работал бы дальше. Но сначала закрыл бы магазины на пару недель, переставил стеллажи и поменял вывеску. Это как минимум. Бренд «НоваТор» исчерпал себя еще года три назад, ему нужно было делать ребрендинг, рестайлинг и так далее. Когда мы открывались, «НоваТор» был, по сути, несколько упрощенной копией китайского магазина французской сети Carrefour. И в этом формате «экспресс-гипермаркета», в котором работал «НоваТор», еще есть что улучшать. Кстати, сеть Carrefour в Россию так и не пришла.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 29 июля 2020 года.