Конкурс на 22-ю кнопку в нашем городе выиграл телеканал «Омск ТВ» (РИА «НДС»).
В июне 2019 года Президент РФ подписал так называемый закон о 22-й кнопке, который бесплатно закрепил на этой позиции муниципальные телеканалы в сетях кабельного вещания. Они появятся в 187 городах России, в том числе в Омске. Конкурс на 22-ю кнопку в нашем городе выиграл телеканал «Омск ТВ» (РИА «НДС»). Как он проходил и что омичи увидят в эфире, обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО попросила рассказать директора медиахолдинга ООО «РИА «НДС», депутата Омского городского совета Максима АСТАФЬЕВА.
– Максим Алексеевич, каковы были условия конкурса? В чем вы обошли своих конкурентов?
– Это был не конкурс в чистом виде, а конкурсный отбор. На конкурсах всегда есть определенные параметры, процедуры, а здесь собралась федеральная комиссия и выбрала телеканал, который будет вещать на 22-й кнопке. Сейчас уже более 20 городов определились с обязательным общедоступным муниципальным телеканалом. Заседание по городу Омску состоялось 25 ноября. Формальные критерии отбора были очень простые: не менее 20% общего времени вещания должно быть отдано под программы местного значения и не менее 75% – под национальную продукцию СМИ (контент, созданный россиянами по отечественному заказу или на условии вложения в его производство не менее 50% отечественных инвестиций. – Прим. ред.). От Омска заявились четыре телеканала: мы – «Омск ТВ» – круглосуточный информационный телеканал, который вещает уже более года в кабельных сетях города Омска, «Антенна-7», «Первый городской телеканал» и «Продвижение» («Омская телевизионная компания»). Победителями были признаны мы, поскольку набрали наибольшее число голосов: все девять членов комиссии проголосовали за нас.
– Были какие-то каверзные вопросы?
– Нет, наверное, мы больше понравились. Каждый канал представлял проморолик хронометражом не более двух минут. Мы в своем постарались показать, чем занимаемся: как осуществляется работа, какие события города Омска освещаем, какие у нас журналисты работают, темы поднимают. Приятно было, когда наш коллега, депутат Государственной думы Евгений РЕВЕНКО (он вел новости на канале ВГТРК), который присутствовал на заседании федеральной комиссии, открыто сказал: «Мне больше всего понравился презентационный ролик компании «Омск ТВ», по нему видно, что люди реально работают в поле, знают городские проблемы и их освещают».
– Что вы получили в итоге? Какие условия должны выполнять, чтобы сидеть на 22-й кнопке? Отбор действителен год?
– Нет, сроков никаких не определено. Главное, чтобы мы соблюдали те критерии, о которых я уже сказал. Сейчас идет процесс включения телеканала «Омск ТВ» в пакеты всех кабельных операторов. На данный момент мы уже вещаем через операторов «Омские кабельные сети», «ЭР-Телеком». Большое спасибо этим компаниям за то, что оперативно откликнулись и включили нас. Сейчас работаем с Билайном, МТС и еще двумя локальными кабельными операторами. И у нас остается вопрос только с Ростелекомом. По федеральному закону они обязаны нас включить в свой пакет, закрепить на 22-й кнопке. Но пока этого не произошло.
– Есть сложности технического плана?
– Технических нет. Ростелеком – большая структура, решения принимаются долго. Но контакт с ними есть, поэтому надеюсь, что в ближайшее время Ростелеком тоже нас начнет показывать.
– Канал «Омск ТВ» – круглосуточный, контента требуется много. Чем заполняете время?
– Более 50% канала – информационное наполнение. Это интервью с омскими специалистами, общественными лидерами и выпуски новостей. Эфир идет слотами, которые через определенное время повторяются. При этом в каждом появляется оперативная, свежая информация. Таким образом мы сутки закрываем. Естественно, у нас в планах выход на большее количество телевизионных проектов. Говорить про них пока не стоит, но есть интересные задумки. Полагаю, в ближайшие два-три месяца мы выйдем на полноценное информационное вещание «Омск ТВ», где будут и выпуски новостей, и ежечасно обновляющаяся информация в пятиминутках. В общем, все, что касается жизни нашего любимого мегаполиса, у нас будет. Понятно, что это потребует определенных организационно-финансовых усилий, но надеюсь, все получится.
– «Омск ТВ» и «РБК-Омск» будут отличаться по контенту?
– Конечно. Пока мы одним коллективом занимаемся наполнением двух телеканалов. Это сложно. Стараемся, конечно, разводить контент, но все равно что-то повторяется, например, актуальные интервью выходят на обоих каналах. Если с «РБК-Омск» ситуация попроще, потому что там мы по лицензии имеем всего три часа в сутки, то «Омск ТВ» – серьезный продукт, круглосуточный, с которым предстоит еще очень много работы, в том числе расширять палитру программ.
– В связи с этим и увеличение штата предполагается?
– Да, мы планируем расширение штатного расписания, приобретение дополнительного оборудования. Но это пока перспективные планы.
– Как относитесь к идее приобретения стороннего контента?
– Мы рассматриваем такую возможность, но хороший стоит дорого, а некие сформированные программные сетки, которые сейчас предлагаются различными московскими компаниями, не отличаются высоким качеством. Да, это способ заполнить чем-то эфир, но качество оставляет желать лучшего. Возможно, сосредоточимся на советских и российских художественных фильмах, которые пользуются популярностью. Есть возможность работать напрямую с «Мосфильмом» и с крупными киностудиями. Варианты рассматриваем разные.
– Максим Алексеевич, как канал зарабатывает, учитывая, что реклама серьезно просела в кризис?
– В Омске нет ни одного прибыльного телеканала. Не может быть телевидение прибыльным. Реклама просела, но не настолько, как могла. Связано это с некими особенностями пандемии и режима ограничений: люди, которых оставили дома, сидели и смотрели телевизор. Телевизионная реклама просела не критично. У нас есть определенный доход, но это коммерческая тайна, я не буду раскрывать, сколько мы зарабатываем в месяц на телевизионной рекламе, на нативной и на неких рекламных возможностях, которые предоставляем (понятно, что их очень много). Зайдя на 22-ю кнопку, мы получаем конкурентное преимущество перед остальными телеканалами. Во-первых, поскольку находимся на четкой, определенной позиции – № 22. Во-вторых, все кабельные операторы обязаны нас показывать. Рекламодателям проще работать на таких условиях, поэтому мы рассчитываем в том числе и на увеличение рекламных поступлений.
– Участвовать в грантовых конкурсах и получать соответствующий доход канал планирует?
– Конечно, мы готовы участвовать во всех конкурсах на освещение деятельности того или иного органа власти.
– Есть ли у вас уже первые цифры просмотров канала?
– Таких данных пока нет, мы же только начинаем заходить на 22-ю кнопку. Рейтинги появятся чуть позже. Будем делать из них определенные выводы.
– На какой процент аудитории вы рассчитываете?
– Мы вещаем только в Омске. Покрытие кабельными операторами у нас довольно приличное – примерно 240 тыс. домохозяйств пользуется услугами кабельных операторов. Это очень много. Получается, что через 22-ю кнопку мы заходим во все эти 240 тыс. домов.
– В 2021 году пройдут выборы в Законодательное собрание Омской области. Планируете показывать политическую рекламу?
– Если редакция решит заявиться для участия в выборной кампании – да. Это же определенный доход телеканала. Мы готовы участвовать. У нас политических пристрастий нет. Это понятно по тому, как мы работаем с телеканалом «РБК-Омск». Те, кто следит за нашими эфирами, знают, что определенной зависимости от кого-то у нас нет. И здесь мы будем действовать так же. Если заявимся на выборную кампанию в Заксобрание в сентябре, должным образом оповестим избирком, опубликуем расценки. Если кто-то захочет у нас рекламироваться, пожалуйста! Деньги в кассу, реклама в эфир!
– То есть интересы АСТАФЬЕВА-бизнесмена будут в приоритете?
– Я являюсь директором юридического лица, которое имеет лицензию на осуществление телевизионного вещания, но есть еще редакция (у нас работает очень опытный главный редактор, известный омский журналист Марина МАЛЬКОВА), которая занимается всем. Я создаю условия, чтобы телеканал выходил в эфир, и требую с сотрудников стабильных рекламных поступлений. Мы должны деньги зарабатывать. А всем, что касается творческих задумок, информационной подачи материалов, актуальности тем, которые освещаются в эфире, занимается редакция. Думаю, у вас в газете так же.
– Считается, что переход с аналогового телевидения на цифру убил региональные телеканалы. Вы согласны с этим мнением? Каким видите будущее регионального телевидения? Есть ли у вас планы на попадание в цифровые мультиплексы?
– Конкурсы на два первых давно прошли. Будет ли третий – вопрос, потому что цена очень серьезная. Зайти туда совершенно невозможно, так что планов выходить в эфирное цифровое вещание у нас нет.
Что касается перехода телевидения на цифру, то мы уже в ней вещаем. У нас, кстати, самый современный в городе технический комплекс, способный производить телесигнал в формате 4К. Ну и в целом хочу сказать: говорить о том, что телевидение с приходом Интернета уходит в прошлое, еще, по-моему, рано. Мы стараемся использовать все возможности, которые дает Всемирная сеть, для продвижения наших телепродуктов. И в дальнейшем эту работу будем, что называется, «расширять и углублять». Главное – это качество собственного контента – смотрят его зрители или нет. А среда распространения тут особой роли не играет.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 января 2021 года.