Омский закон о патентах во много раз жестче к предпринимателям на селе, чем новосибирский.
В четверг, 25 февраля, Законодательное собрание Новосибирской области приняло в первом чтении проект регионального закона «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области». Речь шла о патентах. С соответствующим докладом на сессии выступил региональный министр финансов и налоговой политики Виталий ГОЛУБЕНКО (ранее депутат Валерий КОКОРИН, утверждая на сессии омского Заксобрания, что законопроект там принят в первом чтении, имел в виду, что профильный комитет рекомендовал его к принятию в первом чтении).
Как цитирует г-на ГОЛУБЕНКО ТАСС, «власти региона в проекте закона поддерживают федеральную инициативу по предоставлению возможностей патентной системы предприятиям сферы розничной торговли и общественного питания с площадью залов до 150 кв. м на период до 2023 года. За это время предприниматели смогут уточнить стратегию бизнеса. Изменения также предусматривают введение 16 новых видов деятельности, которые предлагает федеральное законодательство».
Действительно, с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 23 ноября 2020 года № 373-ФЗ "О внесении изменений в главы 26-2 и 26-5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации…». В нем есть изменения и по патентам. В частности, возможность перейти на патент предприятиям розничной торговли с площадью торгового зала и предприятиям общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей до 150 кв.м (раньше было до 50 кв.м). И в Омской, и в Новосибирской областях профильные министерства в связи со вступлением в силу 373-ФЗ подготовили соответствующие законопроекты, которые были обсуждены на комитетах Заксобраний, направлены губернаторам, а те уже рекомендовали рассмотреть их на сессиях в первом или втором чтении.
Но в итоге в Новосибирской области размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода, от которого считается налоговая ставка патента, остается без изменений (он был утвержден ЗС еще 5 ноября, подписан губернатором 10 ноября 2020 года), а в Омской области увеличился. И омский налог оказался по ряду позиций в разы больше новосибирского. Убедитесь сами (сканы взяты из омского и новосибирского законопроектов).
Омский:
Новосибирский:
Омский:
Новосибирский:
Каждый желающий может сам изучить документы новосибирского законопроекта и омского законопроекта на сайтах Законодательных собраний, они – в открытом доступе).
Я далек от мысли, что в подготовившем законопроект омском министерстве экономике цифры брали с потолка: там работают профессионалы, и повышение омской ставки патента по сравнению с предыдущей имело какой-то смысл. Попробуем выяснить, какой.
Ноябрьский федеральный закон 373-ФЗ был принят в связи с тем, что с 1 января 2021 года прекращен режим ЕНВД (единый налог на вмененный доход), на котором работала немало предпринимателей. Его сверхидея – перевести ряд бывших плательщиков ЕНВД на патент. В связи с этим, например, из патента разрешили вычитать страховые взносы. Так было в Налоговом Кодексе по поводу ЕНВД, и ту, предыдущую формулировку, практически слово в слово, перенесли на патенты. Похоже, что минэкономики примерно на сумму такого возможного вычета и прибавила ставки «вмененного» (выразимся так) дохода по патентам.
Так утверждает, в частности, в пояснительной записке первый заместитель министра экономики Омской области Денис КУШНЕР:
— Проектом закона предлагается скорректировать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (ПВГД) по видам предпринимательской деятельности, по которым возможно применение ПСН, с учетом права индивидуальных предпринимателей на уменьшение суммы налога на сумму уплаченных страховых взносов. При этом стоимость патента сохранится на уровне значений, которые установлены в Законе № 1488-ОЗ (в редакции Закона Омской области от 26 ноября 2020 года № 2321-ОЗ «О внесении изменений в закон Омской области «О патентной системе налогообложения».
Однако и новосибирские власти принимали решение с учетом вычитания страховых взносов — на 373-ФЗ они ссылаются. К тому же из этого ряда как-то выбивается вменяемый в Омской области годовой доход и соответственно стоимость патента для предпринимателей не имеющих работников (еще раз посмотрите таблички сканов из омского и новосибирского законопроектов).
В предыдущем варианте омского закона о патентах для ИП, без наемных работников занимающихся пошивом швейных и трикотажных изделий, вменяемый годовой доход был 169,5 тыс. руб. в Омске и 138 тыс. руб. за его пределами, а теперь будет в Омске 850,7 тыс. руб., за его пределами – 819,3 тыс. руб. То есть в Омске он (а значит, и стоимость патента) увеличился в сравнении с предыдущим омским же вариантом в пять раз, за его пределами — в 5,9 раз!
Предыдущий омский закон о патентах:
Новый омский закон о патентах:
В Новосибирской области для этой же категории предпринимателей вменяемый доход составит 190,4 тыс. руб. в Новосибирске, 44,2 тыс. руб. — в сельских поселениях. То есть для сельского предпринимателя без работников патент там, похоже, дешевле в 18 с половиной раз! И так по многим позициям! Вот еще примеры:
Омский:
Новосибирский:
Впрочем, как видите, и для сельских ИП (последняя правая колонка) с наемными работниками новосибирская власть тоже установила в разы меньшую ставку: например, для парикмахерских услуг в Омской области на каждого работника вмененный доход – 173,4 тыс. руб., в Новосибирской – 26 тыс. руб. – разница в 6,6 раза!!!!
Подчеркиваю: все это есть в открытом доступе, и каждый имеющий интернет может сам посмотреть документы (а не журналистские публикации). Гиперссылки я дал выше. На всякий случай дополнительно внизу прикрепляю новосибирский законопроект.
Обратите внимание: в Омской области две категории плательщиков - город-миллионник и за его пределами, а в Новосибирской четыре категории – город-миллионник, городские округа (Бердск), городские поселения (типа нашего Калачинска) и сельские поселения. И вот в отношении этих последних сельских предпринимателей омский закон, уже принятый во всех чтениях, гораздо более жесток. Эти предприниматели будут платить за патент в шесть-десять-и так далее раз больше.
Подозреваю, что высокие цифры для индивидуалов без наемных работников предусмотрены для тех, кто этих работников не указывает, чтобы заставить больше платить налогов и в этой серой зоне. В городе Омске это действительно оправданно – никто спорить не будет: здесь есть массовый поток потребителей. Но в сельских поселениях какие наемные работники?! В подавляющей части случаев человек, пошиваюший там швейные изделия или ремонтирующий мотоциклы и велосипеды или другую технику – работает один.
При обсуждении омского законопроекта, похоже, с этими предпринимателями, не объединенными в союзы и ассоциации, просто не разговаривали, сосредоточившись на Омске. А может, их такими высокими пороговыми значениями выдавливают в самозанятые.