Все рубрики
В Омске понедельник, 22 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 88,0206    € 96,0371

Павел ГИМБАТОВ, региональный управляющий Альфа-Банком в Омске: «Позиционируем себя как банк с человеческим лицом»

15 декабря 2021 10:37
2
4153

Как ощущает себя российский и омский, в частности, бизнес, находясь в эпицентре пандемийного тайфуна? Как новая реальность меняет потребности банковских клиентов? Куда дрейфует рынок финансовых услуг – в сторону создания экосистем? Или можно оставаться востребованным банком и без этого? На эти и другие вопросы региональный управляющий Альфа-Банком в Омске Павел ГИМБАТОВ ответил обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ на встрече, посвященной предварительным итогам за 2021 год. 

– Павел Геннадьевич, на ваш взгляд, вышел отечественный бизнес из пандемийного пике?

– Ситуация интересная, конечно. Не уверен, что мы находимся в пике в принципе. Если говорить конкретно об Альфа-Банке, мы резко негативного снижения не ощущаем. Хотя положение на всех рынках достаточно сложное, бьющее в первую очередь по малому бизнесу. Колоссально подорожали энергоносители, стройматериалы, дерево, металл, усложнилась логистика… Практически все вынуждены сокращать издержки, оптимизировать свои бизнес-процессы. Но сказать, что целые деловые отрасли идут ко дну, я не могу. Думаю, нам еще только предстоит в полной мере пожинать плоды пандемии. Однако мы ведь все знаем эту простую истину: для кого-то экономический кризис обращается крахом, для кого-то – устранением конкурентов и расцветом новых возможностей. Теперь уже очевидно, что это не просто временные трудности, встряска, а новая реальность, вызов которой необходимо принять. Предприниматели, не сумевшие адаптироваться, уйдут с рынка.

– Какому бизнесу приходится наиболее тяжело?

– Подпадающему под жесткое государственное регулирование с точки зрения антиковидных ограничений. Я, конечно, очень сочувствую, например, предприятиям общественного питания, на которых, по сути, обкатывали эксперимент с проверкой QR-кодов. Но страдают далеко не только они, и торговые центры, потерявшие на массовом уходе клиентов в онлайн-торговлю, и прочие. Среди наших клиентов практически 70% дорожно-строительных компаний находится в предбанкротном состоянии, поскольку в государственных коротких контрактах, которые уже невозможно пересмотреть, заложены еще допандемийные, устаревшие показатели расходов. Взлетевшие цены на битум и прочие жизненно важные для них материалы делают эти контракты буквально неисполнимыми. Подобная история характерна и для компаний, осуществляющих общие строительные работы. Фонд капитального ремонта, допустим, сейчас не в состоянии найти себе подрядчиков, поскольку кабальные условия при полном отсутствии финансовой выгоды (и я бы даже сказал угрозе убытками) отпугивают потенциальных исполнителей.

– Меры государственной поддержки пришлись кстати, на ваш взгляд?

– Если говорить про постановления Правительства РФ №422, №696 от 2020 года, то эти субсидии одни из немногих действительно дошли до конкретных предприятий. В этом году программы тоже действовали, но уже на более жестких условиях, с повышенными процентами, и уже далеко не все компании смогли воспользоваться поддержкой. В целом я не вижу в экономическом смысле кардинального отличия 2021 года от 2020-го. Меняется разве что ментальность, отношение к происходящему.

– Но есть ведь и те, кто выиграл от локдауна и его последствий. Та же онлайн-торговля.

– Конечно. Создатели IT-технологий, поставщики медицинского оборудования, расходников, дезинфекционных средств, автодилеры.

– А банки?

– Что такое банк без клиентов? Пустое во всех смыслах место. Мы все находимся в одной лодке, на нас точно так же распространяются все требования и ограничения, нам тоже приходится меняться. Ведь у нас на рынке высокая конкуренция, надо быть гибче, оперативнее, привлекательнее других, предлагать более выгодные условия кредитования, более удобное мобильное приложение и так далее. Наш «зеленый» соперник, к примеру, делает ставку на экосистему, а мы считаем, что банк должен оставаться банком в его классическом понимании, без отвлечения на совершенно сторонние услуги. Банк оказывает финансовые услуги, это не аптека, не продуктовый магазин, не почта, где можно и отправить письмо и купить макароны. Понятно, что Альфа-Банк входит в консорциум Альфа-Групп, в котором много разнонаправленных бизнесов, мы коммуницируем друг с другом, но не теряем самостоятельности, не размываем обоюдно границы. В Омске группа компаний представлена 4000 сотрудников: Омскводоканал, Альфа-Страхование, Альфа-Страхование ОМС, Альфа-Лизинг, Альфа-Капитал, X5 Retail Group («Пятерочка»), Билайн, и Альфа-Банк, разумеется. Мы стараемся обмениваться полезными практиками. Иногда создаем коллаборации с партнерами, какие-то совместные бренды. Сейчас X5 Group и Альфа-Банк работают над проектом «X5 Банк», позволяющим на территории «Пятерочки» совершать простые финансовые операции. Это не экосистема, а просто использование сильных сторон друг друга, чтобы стать сильнее в целом. Опять же – возвращаюсь к изначальному вопросу – чтобы стать более конкурентоспособными, постепенно переводим свою сеть в формат phygital, когда в банках отсутствуют традиционные стойки и компьютеры, а происходит более тесное, душевное общение с клиентом. В этом году мы обновили два офиса, а к 2023-му планируем сделать таковыми все омские отделения. Загвоздка в выборе помещений, поскольку к ним предъявляются очень высокие требования. Следующим phygital-отделением станет офис на Левом берегу, начнем работать над ним с января 2022 года. Если первые два относятся к техно Smart Branch, то третий – к классическому Smart Branch, там предстоит полноценный ремонт, дизайн будет несколько отличаться, но концепция сохранится.

– Какие отзывы об этой модернизации?

– Не слышал ни одного негативного. Учитывая опыт Альфа-Банка по всей стране, можно считать проект успешным. На прошлой неделе в Красноярске открыли 100-й в России phygital-офис. Массовый запрос на онлайн-обслуживание направляет нас на путь цифровизации, а такой формат офиса являет собой компромисс между высокими скоростью и качеством услуги с одной стороны, с другой – возможностью лично пообщаться с сотрудником банка, позволить ему предложить дополнительные услуги, помочь решить индивидуальные проблемы клиента. К слову, много лет подряд выигрываем различные награды за высокие достижения в цифровизации. Продажи наших продуктов в phygital-офисах значительно повысились – сказывается тесный контакт клиента и сотрудника. Любопытно, что в первые дни работы отделения на Жукова обслуживание занимало гораздо больше времени, потому что нашим пользователям было интересно обсудить нововведения.

– А с какими-то ошибками вашим коллегам приходилось сталкиваться?

– Как раз прелесть этого формата в том, что без особых затрат человеческих и финансовых ресурсов возможно переорганизовать пространство, график, технологии работы. Мы экспериментируем в phygital-офисе в Нефтяниках, проводя различные мероприятия по финансовому ликбезу, круглые столы, семинары. Приглашаем предпринимателей проводить на нашей площадке переговоры, встречи. В штате Альфа-Банка есть профессиональные бизнес-тренеры, услугами которых также можно пользоваться. Все мной перечисленное – бесплатно. Сегодня мы протягиваем бизнесу руку помощи, завтра он протянет руку нам. Просто позиционируем себя как банк с человеческим лицом, общаемся с клиентами на одном уровне, не свысока и не заискивая.

– Экофрендли-история, когда к вам можно прийти с кошкой или собакой, из той же серии?

– В том числе. Альфа-Групп очень активно включена в мировой тренд ESG, экологичное управление бизнесом. Альфа-Банк, в частности, вкладывается в «зеленые» офисы – те самые phygital без бумажного оборота, со снижением нагрузки на окружающую среду (экосветильники, потребляющие меньше электроэнергии, экологичная упаковка для пластиковых карт, поддающая переработке, и многое другое), участвует в акциях по защите окружающей среды, инвестирует в благотворительные фонды и прочее. Будем вовлекать в это и омские предприятия.

– Давайте теперь приведем конкретные цифры вашей работы в этом году.

– За три квартала 2021-го объем привлеченных средств составил 16,5 млрд рублей. Ипотечных кредитов и наличными выдали на 1,5 млрд, 13,5 тысячи кредитных карт. По ипотеке занимаем уверенное четвертое место в регионе, планируем выйти на третье. Взлет цен на квартиры вызвал обратный эффект – люди воспринимают жилье как надежные инвестиции. Рост ключевой ставки вызовет поднятие ставок по ипотеке, что станет неким психологическим барьером для потребителей. Но не критичным – в Омске сформировался дефицит качественного жилья, спрос кардинально не упадет, тем более ввиду захода в регион федеральных застройщиков. Продолжим. Зарплатными картами Альфа-Банка пользуется 45 тыс. клиентов (в прошлом году их было 30 тыс.). У нас обслуживается 10 тыс. малых предпринимателей (примерно плюс 1000 с прошлого года). Растем очень существенно. По чистой прибыли мы сработаем однозначно лучше, чем в 2020-м, учитывая, что четвертый квартал самый доходный: по итогам прошлого года заработали 1,4 млрд рублей, а за девять месяцев 2021-го уже 1,3 млрд. Думаю, примерно получится где-то 1,7 млрд рублей прибыли.

– Чем объясняете подъем?

– Идет мощная отдача от масштабной рекламной кампании: мне кажется, каждый россиянин, каждый омич уже знает, что кредитная карта Альфа-Банка с беспроцентным периодом в сто дней – лучшая на рынке. Качественно отработали все бизнес-отрасли всех масштабов, а дальше включается сарафанное радио. Но самое главное – у нас реально классная команда, которой я, нисколько не лукавя, горжусь. К сожалению, дефицит кадров есть – молодежь уезжает в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Калининград. Хотя я, допустим, много где бывал в России и за границей и совершенно искренне считаю Омск комфортным для проживания городом. С учетом наличия компетенций и трудолюбия и у нас можно солидно зарабатывать.

– Как конкурируете за кадры?

– У нас совершенно особая атмосфера – более дружелюбная, лояльная. Нет типичной для обычных банков бюрократии, жесткой иерархии, шаблонности. Мы «френдли» не только к экологии и клиентам, но и друг к другу. Безусловно, вкладываем в обучение персонала и корпоративную культуру. Даже, казалось бы, мелочь вроде красивой и удобной униформы имеет значение для сотрудников. Но и мы требовательные, да, ведь одна из особенностей Альфа-Банка – индивидуальный подход к клиенту, доступность для связи 24/7. Не бывает ситуаций, когда наш пользователь неделями ждет ответа или висит на телефонной линии – у каждого есть личный телефон менеджера. И по всей стране наши услуги универсальны: получив услугу в Калининграде, прилетев во Владивосток узнаете, что все ваши данные переданы и вы можете продолжить получать качественное обслуживание в другом городе. Вип-клиенты, кстати, ценят нас за комплексный подход: возможность дистанционно оформить сделку, уладить форс-мажор в выходной день, позаботиться о нуждах семьи – например, выпустить детскую карту, привязать к своему счету карту ребенка, который учится за границей, и так далее.

– Про портрет сотрудника Альфа-Банка поняла. А как выглядит ваш клиент?

– Это жизнелюбивый человек, который ценит свою свободу и комфорт. Он умен, молод душой, придерживается прогрессивных взглядов.

– Потребности вашей аудитории поменялись за последние годы?

– Очевиден запрос на проведение большинства операций онлайн. Кредитные карты стали пользоваться большим спросом по сравнению с классическими кредитами. Возвращается интерес к депозитам в связи с повышением ключевой ставки, появляются здравые ставки – не 3-4%, а хотя бы 8%. Все так же популярны ПИФы, структурные ноты и другие инвестиционные продукты, их страхование. Интерес омичей к вложениям однозначно растет.

– А как вы относитесь к инициативе, обсуждавшейся на федеральном уровне, разрешить детям играть на бирже с 12 лет?

– Звучит немного популистски… Не могу сказать, что я всецело одобряю эту идею, но 12 лет – точно не лучший возраст для инвестиций, лучше установить порог, наверное, хотя бы в 16 лет.

– То есть вы не одобрили бы вашему сыну такие игры?..

– Так он уже пробует себя! Но с 17 лет.

– Резюмируем про 2021-й?

– Год был непростой, но благодаря команде мы провели его достойно. Наши финансовые показатели – лучшее тому доказательство.

– Какие планы на 2022 год?

– Как обычно – не сбавлять темп, органично развиваться во всех направлениях. В прошлом году Альфа-Банк в Омске занял третье место в сети страны по суммарным показателям, наше региональное отделение – одно из лидеров по выдаче зарплатных карт, ипотечных кредитов. Постараемся удержать эти позиции и подняться еще выше.

Фото © Альфа-Банк (АО)

® На правах рекламы



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Владимир 9 февраля 2022 в 18:48:
Дмитрий, Вы не правы. Павел Геннадьевич из тех, кто старается, чтобы клиент был доволен Банком.
Дмитрий 15 декабря 2021 в 15:11:
Очень странное лицо, которое всё время отворачивается, не принимает документы в операционном офисе и не получает ценные письма на почте Неделями!!!
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.