В 2021 году рентабельность российского бизнеса оказалась максимальной за последние 13 лет, но главный вклад в рост общего показателя внесло всего три отрасли.
По итогам периода с января по сентябрь 2021 года рентабельность российских крупных и средних предприятий достигла 6,44%. Как отмечает международная аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza, это максимальный показатель за период после экономического кризиса 2008 года.
Под рентабельностью понимается соотношение полученной предприятиями прибыли и стоимости их активов. В 2008 году рентабельность составляла 6,8%. Минимальной за 13 лет она была в 2020 году – 2,7%.
В Омской области рентабельность бизнеса составила 3,89% – меньше, чем в среднем по России. Правда, в 2020 году этот показатель в регионе был выше среднероссийского – 3,3%. Хуже положение дел в Омской области, и чем в среднем по Сибирскому федеральному округу, где в 2021 году рентабельность составила 8,46%, а в 2020 году – 3,96%.
Наиболее рентабельным оказался бизнес в Белгородской области (42%), Карелии (32,1%) и Мурманской области (28,1%). Наиболее убыточным FinExpertiza признала бизнес в Ингушетии (-13%), Кабардино-Балкарии (-5,7%) и Северной Осетии (-4,6%).
Конечно, рост рентабельности свидетельствует о восстановлении экономики после удара, нанесённого ей «коронакризисом». Но президент FinExpertiza Global Елена ТРУБНИКОВА обращает внимание, что основную прибыль в российской экономике получают крупные сырьевые предприятия, ориентированные на экспорт:
– Это провоцирует дальнейшее сохранение сырьевой ориентации экономики и ставит её в зависимость от колебаний ценовой конъюнктуры на товарных рынках. Ситуативно из-за пандемии приток денег ощутила сфера здравоохранения. Также выиграла административная деятельность, поскольку компаниям было важно обеспечивать стабильную работу в новых непростых реалиях.
Самыми прибыльными отраслями в 2021 году стали добыча полезных ископаемых (13,1%), коммерческая сфера здравоохранения и социальных услуг (9,3%) и административная деятельность (8,6%). А вот у среднего и малого бизнеса, в особенности в других отраслях, из-за инфляции растут издержки. Елена ТРУБНИКОВА добавляет:
– При этом предприниматели вынуждены планировать свою работу в условиях сохраняющейся неопределённости на фоне угрозы новых волн пандемии. Кроме того, против небольших предприятий, зависящих от розничного спроса, играет фактор медленного роста доходов населения. И вместе с тем повышаются кредитные ставки, что снижает потребление товаров и услуг и сокращает возможности предприятий привлекать заёмные средства.
Если бы статистическая информация была доступна в полном объёме и аналитики посчитали бы рентабельность бизнеса с учётом малых предприятий, не исключено, что итоговые цифры были бы другими.
Инфографика © FinExpertiza