Из России утекает 150-200 млрд. долларов ежегодно.
25 января в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» прошла конференция на тему «Центробанк останавливает закупку валюты. Причины и последствия». Биржу штормит: курс доллара на днях поднялся до 79 рублей, обновив максимум с ноября 2020 года. Стоимость евро превысила 89 рублей впервые за полгода. Котировки виртуальных валют тоже пошли на снижение. Основные фондовые индексы упали до минимумов с конца 2020 года. Центробанк приостановил покупку иностранной валюты с целью повышения предсказуемости действий денежных властей. В заявлении ЦБ сообщается также о том, что решение о возобновлении покупки валюты будет принято исходя из фактической ситуации на финансовых ранках.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин ТОСУНЯН выразил пожелание Центральному банку РФ «не увлекаться инфляцией», так как это «довольно производный инструмент»:
– Мы забываем, что курс национальной валюты, состояние финансово-кредитного рынка – важные фундаментальные показатели, которые влияют на экономику страны. Резкий обвал рубля – это, конечно, исправимо и базовыми действиями, и самой ситуацией вокруг национальной валюты, являющейся заложницей политических событий, не спасает, даже если в цене растет нефть. Я уверен, что рубль недооценен, причем это рукотворная недооцененность, результат наших непродуманных мер, иногда наоборот продуманных в угоду определенных сегментов экономики, определенных лиц, которым выгоден слабый рубль. Нынешнее локальное падение рубля не вызывает у меня беспокойства. Беспокойство вызывает то, как мы проглатываем ошибки в стратегии. Наша валюта побила рекорд по падению на 5% с начала года, став рекордсменом в этом плане – даже гривна и тенге не показали таких результатов.
Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий КОЛТАШОВ согласился с ТОСУНЯНОМ в том, что рубль недооценен и так было весь 2021 год:
– Проблема в том, что недооцененность рубля не означает, что он не может еще ослабевать и еще падать в результате нарастания дипломатического, даже, наверное военно-политического кризиса в Восточной Европе. Центральный банк в данном случае сработал на упреждение, понимая, что ситуацию не удается удержать под контролем. Нужно отказаться от бюджетного правила, которого держались очень строго. Суть бюджетного правила в том, что вся так называемая лишняя валюта покупается с рынка, поскольку в бюджете заложена цена на нефть, сильно отличающаяся от настоящей, то есть когда нефть значительно дороже в реальности, чем должна быть с точки зрения бюджета. Там за баррель плюс годовая инфляция. Эта политика постоянного выкупа валюты приводила к тому, что цены на нефть росли на протяжении 2021 года, а рубль практически не укреплялся.
По словам КОЛТАШОВА, политика занижения курса рубля имела две причины: ожидание возможного стресса на рынке нефти, который действительно имел место в ноябре 2021 года, когда мировые цены на нефть упали примерно на 20%, а рубль на 10%; и состояние неначавшейся войны:
– С февраля Украина сосредотачивала войска у границ, создавалась угроза военного конфликта то ли на Донбассе, то ли в Крыму. Россия провела 4000 военных учений, произошла встреча двух президентов, которая обеспечила на время разрядку. Но эта разрядка не сняла угрозу дальнейшего обострения кризиса. По мере того как буксуют переговоры Москвы и Вашингтона (я думаю, что они забуксуют окончательно), мы видим нарастание напряжения, которое в своей конечной точке выльется в военный конфликт в той или иной форме. Он едва ли будет протекать так, как ожидают, по крайней мере, в Киеве или Вашингтоне, потому что очевидно: это не тип стремительного конфликта, как это было в 20-м веке. Здесь мы наблюдаем сложное дипломатическое и экономическое возрастание кризиса, тяжелое для национальных валют. Падение курса рубля сейчас несомненно вызвано не ситуацией на рынке нефти – конъюнктура в целом положительна, цены на нефть растут и, по всей видимости, в 2022 году продолжат подниматься. Для России это хорошо, но воспользоваться преимуществом нереально, потому что постмайдановская, бандеровская Украина готовится к конфликту с Россией. ЗЕЛЕНСКИЙ сам сказал, что семь лет они ведут войну против России, и это в их понимании нормально. Мы говорим, что дипломатические ведомства работают, экономическая работа есть, торговля не прекращена, но по факту это демагогия. По падению курса рубля мы видим, как это работает. Ничего хорошего сохранение ситуации в таком виде, в каком она находится сейчас, нам не сулит. Если Украину не перестанут накачивать вооружением, для рубля это будет очень плохо, для наших доходов тоже, российская экономика не сможет войти в новую фазу экономического роста.
Член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав ЖУКОВСКИЙ назвал происходящее на российском валютном и фондовом рынке «полным провалом финансовой политики государства, Центробанка, Минфина»:
– За последние две недели рубль потерял уже больше пяти позиций к американской валюте, и только в этот момент Центробанк включился в работу. С октября рубль упал более чем на 9 рублей – это практически 13% девальвации на ровном месте, при том что у нас нет объективных причин для того, чтобы удержать курс. Золотовалютные резервы на абсолютном историческом максимуме – 638 млрд. долларов, то есть страна купается в деньгах, но при этом у нас традиционно Центробанк сидит в кустах и не знает, как справиться с панической атакой. В прошлом году 63 млрд. долларов, по оценке платежного баланса, потратило правительство и Центробанк на покупку валюты в резервы. То есть если у вас проблемы на валютном рынке, необходимо стабилизировать курс, вопрос: чем вы занимаетесь, дополнительно сами скупая валюту вопреки бюджетному правилу?
Более 10 трлн. рублей ликвидности сгорело, по данным ЖУКОВСКОГО, на фондовых рынках падение выше 25%:
– Часть денег государство вложило в акции Сбербанка, «Аэрофлота». Непонятно, зачем деньгами пенсионеров правительство выкупило через Банк России и без того принадлежащий государству пакет акций Сбербанка. Сейчас его акция упала с 390 до 230 рублей – более чем на 40%. В итоге у нас только на одном Сбербанке за один день Фонд национального благосостояния потерял почти 700 млрд. рублей.
Эксперт посетовал, что ЦБ РФ не выполняет свою основную функцию по Конституции, – не обеспечивает устойчивость курса рубля:
– Никаких препятствий для того, чтобы не допустить обвал рубля, не было и нет. Во-первых, у государства есть валютные резервы, во-вторых, нет толком интервенции Центробанка, а в-третьих, у нас 175 млрд. долларов лежит на валютных счетах крупных экспортеров сырья – нефтегазовых компаний, металлургов, угольщиков. Курс рубля радикально занижен. Мы не говорим про паритет покупательной способности 25 рублей за доллар, но при такой цене на нефть сегодня и на прочее сырье (алюминий, никель), курс может быть 55 рублей за доллар без удара по бюджету, по платежному балансу. В 2021 году у нас 72 млрд. долларов– чистый вывоз капитала из России банками, компаниями, физлицами, чиновниками, олигархами, рекордный с 2014 года. И это только официально прошедшее по финансовым счетам. Кще по разным оценкам 50-60 млрд. долларов – внешнеэкономическая "эффективная" деятельность: завышение импортных цен, занижение экспортных цен, операции с ценными бумагами за рубежом. Из России ежегодно утекает 150-200 млрд. долларов - примерно 10-15 трлн. рублей. Понятно, что с такой дырой в финансовой системе, у нас всегда будет поддерживаться искусственно заниженный курс рубля к американской валюте, что позволяет компенсировать неэффективность экономики, низкую производительность труда, дефицит инвестиций, жесткую эксплуатацию рабочей силы, получая колоссальные сверхдоходы. Поэтому у нас за 10 месяцев прошлого года корпоративные прибыли выросли в рекордные 2,7 раз – на 23 трлн. рублей. Профицит государственного бюджета был 2,5 трлн. рублей за 11 месяцев.
ЖУКОВСКИЙ посетовал, что на таком фоне доходы населения не растут, чего не скажешь о реальной инфляции, которая, по некоторым оценкам, достигла 17,7%:
– Многие товары и услуги подорожали на 20-25-30%. Я уже не говорю про морковку дороже бананов, про картофель, который официально подорожал на 115%, картофель – на 65%, яйца, курятина – на 20-25%. То есть мы получили ситуацию, когда в нормальной стране Центробанк и чиновники, отвечающие за финансовую, социально-экономическую систему, ушли бы в отставку. Семь раз повышали ключевую ставку в прошлом году, то есть монетарная инфляция вызвана избытком денег в экономике. Потом мы боремся с повышением стоимости кредитов для бизнеса, удивляемся, почему нет инвестиций, нет производства. Хотя все, что нужно сделать, это ограничить монополизм, ввести продажу экспортной валютной выручки и уходить от покупки валюты в резервы. Кто 14 января дал поручение покупать 500 млн долларов ежесуточно? В правительстве не понимали, что творится с Украиной, падают фондовые рынки, рубль девальвируется?
Спикер выразил уверенность, что инфляция будет нарастать, дойдя в ближайший месяц до официального уровня в 11%, Центробанк – повышать ключевую ставку до 11%, а год в целом – впечатлять падением доходов населения, ростом цен и банкротством малого бизнеса: «Экономический кризис будет суровым».
КОЛТАШОВ считает, что положение располагает буквально к тому, чтобы увидеть 100 рублей за доллар:
– Нужно быть готовыми к тому, что фондовый рынок может еще просесть. Тем, кого застало падение в тех или иных российских бумагах, я бы все же рекомендовал в них остаться. Ждите, когда процесс развернется. Рынки будут разворачиваться в нашу пользу под влиянием того, что на Западе называют «глобальной инфляцией», «мировым сырьевым кризисом». Денежная политика Федеральной резервной системы, Банка Англии, Банка Японии, Европейского центрального банка, политика нулевых, отрицательных ставок привела к формированию «денежного навеса», который будет длительное время вызывать рост цен, который может продолжаться и 10, и 20 лет с перерывами на циклические кризисы.
Спикер отметил, что если политика протекционизма в отношении отечественного потребителя и производителя будет достаточно последовательной, деньги смогут постепенно возвращаться в оборот. То, что средний бизнес жалуется на высокие ставки по кредитам, говорит о том, что у него есть дефицит собственного капитала, он все время нуждается в заемных средствах.
ЖУКОВСКИЙ напомнил, что на текущий год правительство России в бюджете заложила 3,400 трлн. рублей якобы изъятых дополнительных нефтегазовых доходов, направленных на покупку валюты в резервы для пополнения ФНБ при нефти в 60 с небольшим долларов за баррель:
– Сегодня у нас уже 89 долларов за "бочку", понятно, что она легко может стоить 115 долларов за баррель на фоне,опять-таки, потенциальных военно-боевых действий и спекулятивных пузырей на сырьевом рынке. Мировая экономика это не выдержит – ни Китай, ни Корея, ни Япония. В Штатах рекордная инфляция за 40 лет, в Германии – за 30 лет.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 февраля 2022 года.