Федеральные эксперты уверяют, что скупать машины, как гречку, смысла нет.
В пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» в начале марта состоялась пресс-конференция на тему «Санкции против России: новых иностранных автомобилей не будет». Сейчас, по прошествии двух с половиной недель, читатели могут сравнить эти прогнозы с тем, что происходит на рынке.
Специальная военная операция повлияла не только на российский фондовый рынок, автомобильный рынок тоже стало штормить. Ожидается резкий дефицит предложения на рынке новых авто и машин с пробегом. Это вызвано неопределенной ситуацией на валютном рынке и геополитической обстановкой.
Бренд-директор Аudi ГК АВТОDOM Алексей КИРДЯШОВ уверил, что автомобили в любом случае будут, потому что «рынок на то и рынок – если есть спрос, будет предложение». Со слов эксперта, вопрос лишь в том, какие из брендов поддержат российский рынок:
– Возможно, какие-то бренды выйдут на какое-то время с рынка России. Возможно, через неделю-две вернутся. Могут зайти новые бренды… Рынок постоянно меняется, без новых автомобилей мы не останемся однозначно. Ограничения поставок – это не полное прекращение поставок, есть автомобили на складах у дилера практически всех брендов. У многих приостановки продаж из-за неопределенности курса валют, так как все автомобили импортируются по текущему курсу. Определенные меры предпринимает государство по стабилизации курса валют. На протяжении, мне кажется, двух-трех выходных не будет взлетов, пиков, падений. В ближайшее время уже будет понимание текущей ситуации на рынке, и вполне возможно, что импортеры откроют склады розничным клиентам. Критичности на текущий момент нет.
Основатель проекта «Автомаркетолог», экс-президент ассоциации дилеров РОАД Олег МОСЕЕВ согласился с тем, что текущий кризис для рынка фатальным не окажется:
– Мы не превратимся в Кубу с отсутствием автомобилей. Самый худший вариант, который можно предположить – что рынок станет корейско-китайским, плюс «Лада», хотя там тоже есть вопросы. Я думаю, что до такого сценария мы вряд ли дойдем.
Впрочем насчет сроков улучшения положения МОСЕЕВ был настроен менее оптимистично:
– Давайте смотреть правде в глаза – ситуация начнет нормализовываться через какое-то время после того, что сейчас происходит в Украине. Пока идет острая фаза конфликта, ни один европейский производитель не будет принимать каких-то решений. Да, они могут открыть распродажи стоков в России, если будут понимать, как эти деньги выведут в сторону штаб-квартиры, но только в этом случае.
По информации спикера, после анонсов антироссийских санкций Airbus и Boeing, дилеры опасаются, что следующий удар придется как раз на автоотрасль. Есть еще одна проблема: банковская система традиционно для любого кризиса постепенно закрывает лимиты для производителей, работая только по предоплате.
Повышение ключевой ставки ЦБ РФ неизбежно привело к повышению ставок по автокредитам. КИРДЯШОВ отметил, что с учетом прогрессирующей инфляции никто не хочет «давать деньги дешевле, чем они завтра будут стоить, а сколько они завтра будут стоить, у банков нет определенности». Даже клиентам с положительной кредитной историей нередко теперь отказывают в предоставлении автокредита –
все упирается в покупательную способность россиян. В силу временного ограничения предложения значительно сократилось время выбора соотечественниками железного коня.
МОСЕЕВ добавил, что парк автомобилей в России значительный:
– Да, скорее всего он будет стареть. Меня сейчас больше интересует выстраивание логистики по запчастям, по их поставкам. Но я думаю, что это проблема решаемая. Запаса на складах дилеров и производителей для текущего обслуживания достаточно на то время, пока будут перестраиваться логистические цепочки. Могут быть проблемы со сложными ремонтами, где запчасти раньше заказывались под определенный ремонт либо привозились в малом объеме. Но это вопрос решаемый с точки зрения логистики: Китай является крупнейшим производителем автокомпонентов и запасных частей. Думаю, китайские производители очень обрадуются. А бизнес перестроится – просто не мешайте ему.
Автомобили в среднем подорожали пропорционально курсам валют. Это коснулось в том числе вторичного рынка, хотя, по словам топ-менеджеров, тот ранее с большим запозданием реагировал на изменение цен на первичном рынке. Это объясняется тем, что качественную машину на вторичном рынке найти стало достаточно тяжело, плюс люди откладывают продажи, удлиняют сроки владения, оттого и появился дефицит предложений.
МОСЕЕВ рассказал, что на вторичном рынке буквально случился бум:
– Одна компания подняла цены на 10%, на второй день на 20% подняли, потом на 40% за три дня. Народ перестал покупать. Мне присылают регулярно фото ценников: Solaris за 2,95 млн., а УАЗ Патриот за 3,7 млн. Я не знаю, у кого в голове там что случилось. Вероятно, кто-то решил, что есть люди, которые покупали доллар по 193 рубля в «Тинькофф» и им все равно, они могут килограммами относить деньги. Но их единицы. Считаю, что на панике скупать что гречку, что автомобили – очень плохая затея.
Что касается дальнейшей стоимости машин, то КИРДЯШОВ считает: скоро произойдет стабилизация ценовых всплесков:
– Мы достигнем предела, клиенты поймут, что за эти деньги они уже не готовы покупать, мы поймем, что за эти деньги клиенты не покупают – найдется точка соприкосновения спроса и предложения, рынок стабилизуется. Дилерский бизнес для того, чтобы продавать автомобили – мы день, два на это посмотрим, а потом начнем опускать цены в поисках клиентов, которые готовы покупать за эту цену. Если пройдет неделя-две без желающих купить, то, возможно, цены вернутся на тот уровень, на котором они были до введения санкций. А еще через неделю и того ниже. Товар у нас, конечно, ценный, но просто храня его на складе и не генерируя выручку, не сможем покрывать наши затраты.
Малые города меньше подвержены панике, чем мегаполисы:
– Если где-то мы найдем буханку хлеба стоимостью 200 рублей – а такие магазины есть в Москве – это не означает что хлеб с неба 200 рублей стоит. Это просто какое-то одно конкретное предложение одного какого-то конкретного дилера – возможно, последний автомобиль, возможно, уникальный, возможно, он им просто нужен в шоу-руме.
– Несмотря на то, что производители подняли цены из-за девальвации, цена реальной сделки может не измениться для потребителя, потому что уйдет наценка за дефицит, который был в прошлом году. Мы уже с ноября видим, что отсутствие баланса спроса и предложения начало сокращаться. Появились даже отдельные бренды, предлагающие модели со скидкой. Думаю, что как только ситуация успокоится, с учетом падения доходов граждан, наценки просто исчезнут как класс, – спрогнозировал МОСЕЕВ.
Резюмируя вышесказанное, бренд-директор Аudi ГК АВТОDOM подчеркнул, что в январе они получали на склад 100 автомобилей, продавали 100 автомобилей, а сейчас получают 20 и продают 20:
– Нет спроса на 100. Но называть текущую ситуацию дефицитом я бы не стал. У нас нет задачи 100 машин держать на складе. Есть конкретный спрос – есть конкретное предложение. Нет дефицита автомобиля в том смысле, что ты не можешь купить автомобиль. Я не слышал о закрытии какого-то салона, потому что там закончились автомобили.
«Автомобили пока есть в наличии у дилеров и производителей. Если ситуация не разрешится, то о каком-то глобальном дефиците мы сможем говорить через месяц-два. Сейчас это вопрос преждевременный», – подтвердил основатель проекта «Автомаркетолог».
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 9 марта 2022 года.