30 декабря 2021 года исполнительным директором компании «Росводоканал Омск» был назначен Павел КОЗЛОВ. 22 февраля он стал генеральным директором организации. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с новым руководителем предприятия и узнала, в каком состоянии находятся сегодня инженерные сети, наблюдается ли дефицит импортных деталей в связи с экономической и политической ситуацией в стране.
– Павел Гаврилович, 8 апреля ровно 100 дней, как вы возглавляете Омский водоканал. За это время были ситуации, когда хотелось вернуться на работу с меньшей ответственностью?
– Думаю, подобные моменты были у всех руководителей. И я не исключение. У меня такое желание возникало и в 2011 году, когда я стал начальником производственного отдела, и в 2017-м, когда был назначен директором по производству. Но в Омском водоканале работает команда профессионалов, которая отлично выполняет свою работу. Это здорово помогает. А еще помогает имеющийся опыт, знание процессов изнутри, ведь я в водоканале тружусь уже давно – с 1992 года. Начинал мастером, потом был начальником участка. В 2011 году, когда назначили начальником производственного отдела, по сути, сменил практическую работу – по эксплуатации сетей, ликвидации повреждений, плановым ремонтам на кабинетную – аналитическую. Начал заниматься подготовкой производственной программы, оценкой состояния сетей, определением узких мест, включением их в программу ремонта. В конце прошлого года стал руководителем предприятия. Это произошло 30 декабря, под Новый год. У меня большая часть назначений пришлась именно на этот месяц. И в апреле много дат – 100 дней с моего назначения, день рождения, а 14 апреля исполнится 30 лет, как работаю в водоканале.
– Красивое число! Как семья отнеслась к назначению?
– Семья поддержала. Конечно, были сомнения, но супруга сказала: лучше попробовать, чем не попробовать и потом жалеть.
– Расскажите, каков сегодня в Омске износ водопроводных и канализационных сетей.
– Процент износа в целом составляет около 70%. Но на разных участках он отличается: на водопроводных сетях один, на канализационных – другой. Есть участки сетей, выполненные из высокопрочного чугуна, и по бухгалтерским подсчетам износ их давно превысил 100%. Однако за счет качества примененных материалов и качества строительно-монтажных работ физическое состояние данных участков остается на высоком уровне. Цифра 70% больше бухгалтерская и не всегда отражает действительный физический износ сетей. Многое также зависит от условий прокладки трубопроводов в месте размещения. Город насыщен коммуникациями, много электрических кабельных линий, которые влияют на коррозионную стойкость стальных трубопроводов. Если рядом проложена кабельная линия, их износ будет больше. Если же трубы из некорродирующих материалов, того же полиэтилена, чугуна, то стойкость выше, поэтому служат они дольше.
– У вашей компании всегда мощная инвестиционная программа. Какие проекты будете реализовывать в 2022 году?
– Инвестиции на текущий год составляют 589 млн рублей. Это и завершение мероприятий, начатых в прошлом году, и начало реализации новых. В частности, мы закончим строительство насосной станции и реконструкцию сетей по ул. 3-я Железнодорожная, где необходимо было решать проблемы с водоснабжением шести многоэтажных жилых домов. Также водоканал завершит реконструкцию канализационного коллектора по ул. Мельничной. Недавно был на данном объекте, работы близятся к завершению.
– Какие материалы вы используете для реконструкции коллекторов? Они долговечнее старых?
– Сейчас применяем полиэтилен. По сравнению с железобетоном, который использовался в советское время, у него стойкость к газовой коррозии выше. Производитель гарантирует срок службы 50 лет. Думаю, на самотечных канализационных сетях он может быть и дольше, ведь на безнапорных трубопроводах давление отсутствует. Для сравнения: срок службы железобетонных коллекторов оценивался в 30 лет.
Кроме того, традиционно в инвестпрограмму входит и реконструкция канализационных и водопроводных сетей. Мы продолжаем обновлять участок водопровода диаметром 800 мм по ул. 19-я Линия. Уже практически завершили реконструкцию дюкерного перехода через Омь в районе Первокирпичного завода. Прокладка основной магистрали закончена, в настоящее время проводятся работы для переключения вновь построенного участка сети. Думаю, в апреле, когда потеплеет, мы запустим новый участок дюкерного перехода. В планах реконструкция трех водопроводных насосных станций второго и третьего подъемов с заменой насосного оборудования. Для повышения качества очистки сточных вод заканчиваем строительство установки по флотационному уплотнению избыточного ила общей стоимостью 316 млн рублей. А также продолжаем строительство новых песколовок на очистных сооружениях канализации. Этот проект оценивается в сумму более 300 млн рублей, он самый крупный в инвестпрограмме 2022 года – инвестиции составят 148 млн рублей.
– Последние два объекта связаны с каталитической установкой сжигания осадка сточных вод, которая была запущена в конце прошлого года?
– Песколовки – нет, а флотационная установка – да. Избыточный активный ил, который образуется в процессе очистки сточных вод, поступает на установку уплотнения, а далее после механического обезвоживания поступает в цех термокаталитического окисления осадков сточных вод. Песколовки – это начальный этап механической очистки, когда из сточных вод извлекаются твердые неорганические частицы и песок.
– Что дает городу установка сжигания твердого осадка?
– Первая очередь каталитической установки окисления осадков сточных вод позволит уменьшить объем размещаемых осадков, а строительство II и III очередей полностью исключит размещение, так как весь объем образующихся осадков будет утилизироваться по данной технологии. Мы прошли государственную и экологическую экспертизы, получили протоколы исследования выбросов, которые подтвердили выводы экологической экспертизы: такой способ утилизации осадка экологически безвреден. Если вы видели установку, то знаете, что ее реактор занимает 15–20% помещения, а остальное – это комплекс газоочистки. Проектная мощность первой очереди – 6 тонн осадка в час. Установка, по сути, является опытной. Это первый в мире образец. Мы пока отрабатываем технологии, режимы работы оборудования. В планах строительство второй и третьей очереди, но решение будет приниматься по результатам работы первой. Когда будем уверены, что КУСО работает, как часы, начнем детально рассматривать строительство второй очереди. Думаю, в течение лета – осени завершим тестирование опытной установки.
– А новые сети строить собираетесь, например, в Омском районе?
– Сейчас идет работа по принятию сетей Омского района в концессию. Но скорее всего заниматься ими будет отдельное предприятие в рамках ГК «Росводоканал», поскольку мы являемся гарантирующей организацией услуг водоснабжения и водоотведения в Омске.
– К новым объектам в Омске вы тоже строите сети?
– В планах на этот год – строительство порядка 10 километров водопроводных сетей. В прошлом году построили сети к новому зданию Кадетского корпуса, в марте реконструировали участок канализационных сетей к новой «Арене».
– Ожидается ли сокращение объемов работ в связи с политическими и экономическими событиями? Насколько работа и техника «Росводоканал Омск» зависят от импортных деталей, программ, сервиса?
– Мы не так сильно завязаны на импорте. У нас в стране и в Омске, в частности, производится и насосное оборудование (омским заводом «Взлет»), и трубы (омским предприятием «Полипластик – ЗапСиб»). Пока инвестпрограмму пересматривать не собираемся. Может быть, в нее и будут внесены корректировки, скажем, по срокам, если поставщики что-то задержат, по стоимости – некоторые объекты могут вырасти в цене, но кардинальных корректировок с исключением объектов в данный момент не планируется. Сейчас активно изучаем предложения отечественных поставщиков. Буквально в конце марта в Тюмени участвовали во встрече с производителями российского оборудования. Сегодня проводим подобную в Омске, принимаем главных инженеров водоканалов, входящих в ГК «Росводоканал».
– А как с обслуживанием сложных импортных установок?
– Импортное оборудование, которое уже отслужило свой срок, т.е. было поставлено в 90-х годах, мы будем менять на российское или на производителей дружественных стран. Скажем, Индия делает неплохие насосы. Российские поставщики запасных частей не отказываются от поставок: что-то есть на складах, что-то они согласны приобретать в европейских странах, выстроив определенные логистические цепочки. Опять же, производители запорной арматуры – завод Hawle в Липецке, польское предприятие Jafar – работают, обещают выполнить поставки в полном объеме. На фоне этого удивляет, когда российские поставщики необоснованно увеличили цены в том числе в рамках заключенных договоров. Такие факты мы пресекаем. Что касается реагентов, которые мы раньше получали из Европы, планируем переходить на продукцию дружественных стран. В Китае они тоже хорошие. Мы уже договорились: они нам поставят небольшую опытную партию для промышленных испытаний. Лабораторные испытания уже прошли, результаты хорошие.
– То есть омичи могут не волноваться за качество воды?
– Горожане могут быть уверены в качестве омской водопроводной воды. Мы сделаем все, чтобы надежно с бесперебойно обеспечить потребителей услугами водоснабжения и водоотведения. Водоканал – стабильное предприятие с вековой историей. Тридцать лет моей трудовой биографии связаны с водоканалом. Мы рады молодым специалистам, у нас есть возможности для обучения и карьерного роста, стабильный социальный пакет и индивидуальный подход к каждой категории работников.
– В одном из первых интервью в качестве мэра Омска Сергей Николаевич ШЕЛЕСТ обещал запустить фонтаны и упомянул, что к их ремонту будет, возможно, привлечен водоканал. Есть такая договоренность?
– Да, более того, мы совместно с Управлением дорожного хозяйства и благоустройства уже готовим оборудование к работе в летний период после продолжительного перерыва. В мае фонтаны заработают (улыбается). Речь идет о четырех, которые обслуживались водоканалом, – в скверах Первомайский (на ул. Тарской), 30-летия ВЛКСМ, на площади Дзержинского и на Театральной. И кстати, пить из фонтанов не рекомендуется.
– Спасибо за интервью!