Все рубрики
В Омске пятница, 16 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 80,3134    € 90,1011

Доля российских IT-компаний не превышает на отечественном рынке 2%

1 мая 2025 16:00
0
1544

Федеральные эксперты бьют тревогу: пока Россия медлит с выходом на общемировой рынок, ее саму завоевывает китайская электротехника. 

В апреле состоялось заседание Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, посвященное инвестициям в проекты российских IT-компаний и перспективам выхода российских IT-компаний на зарубежные рынки.

Дмитрий КУРОЧКИН (на фото вверху), вице-президент ТПП РФ: «Российские IT-компании плохо известны на мировом рынке, если известны вообще»:

— Две трети российского IT-рынка по-прежнему занимают американские и китайские компании, доля отечественных компаний не превышает 2%. Четыре предыдущих года экспорт российских IT-продуктов снижался, только в 2024-м наметились положительные изменения – он вырос на 5,6%.

Я бы выделил четыре основных проблемы отрасли. Первая – финансирование. У нас никогда не было дешевых денег, а сейчас и подавно. Мы стараемся найти конкретные решения. В Фонде развития промышленности дают займы под 3% и 5%. У фонда есть программы по цифровизации промышленности, позволяющие IT-компаниям получать деньги на приемлемых условиях. Но мы понимаем, что это капля в море.

Вторая проблема – крайне жесткая конкуренция на внешних рынках. В условиях доминирования китайских и американских компаний российским продуктам, на наш взгляд, нужны уникальные торговые предложения. Важно найти свои ниши, сегменты рынка, на которых можно закрепиться и успешно развиваться дальше.

Третья традиционно связана с регуляторикой, поскольку выход на зарубежные рынки, безусловно, связан с санкционными ограничениями, требованиями к локализации и другими законодательными нюансами. Четвертая – проблема брендинга: российские IT-компании плохо известны на мировом рынке, если известны вообще.

Владимир ГАМЗА, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике: «Должна быть национальная программа по продвижению IT-продуктов на внешние рынки, иначе внешний рынок придет к нам»:

— Основа для развития IT-отрасли заложена Правительством РФ в документах 2023–2024 гг. о технологическом суверенитете России. Минимум половина из них посвящена цифровизации. Но есть существенная проблема: отсутствие четкой координации между принятыми нормативно-правовыми актами и национальными проектами, которые распределили между вице-премьерами.

Взять федеральный закон №478 о технологических компаниях, в том числе малых – он замечательный, практически прямого действия, про то, как нам достичь в этой сфере высоких показателей. И есть закон о промышленном государственно-частном партнерстве, который затрагивает проекты от 10 млрд рублей! Где малые технологические компании и где проекты на 10 млрд рублей?! Слава богу, у ключевых министерств есть понимание, что нужно формировать общую платформу для реализации огромного количества уже принятых документов.

Я думаю, что должна быть национальная программа по продвижению IT-продуктов на внешние рынки. Иначе внешний рынок придет к нам… Уже пришел. Я только что приехал с выставки ЭЛЕКТРО-2025: три огромных зала на 80% заполнены китайской электротехнической продукцией. Нам выделили место для проведения конференции, а мы сидели и рассуждали о технологическом суверенитете России в окружении флагов Китая и вывесок на китайском языке.

Сурен ВАРДАНЯН, заместитель председателя Комиссии по финансированию инновационных проектов таксономии технологического суверенитета Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике: «Из ста российских компаний, отправлявшихся в деловую миссию, дай бог десять изучали рынок, на который они собираются выйти»:

— Доставку на дом зарубежной продукции нам сделали не первый раз, мы скачем из одной крайности в другую: сначала изучали страны Запада, теперь Востока.

К сожалению, проблема в том, что мы вообще никак не готовимся к выходу на внешние рынки. Я бывал в очень многих выездах за рубеж, причем глобальных, хорошо организованных, в том числе от ТПП РФ. Из ста российских компаний, поднимавшихся на борт, дай бог десять понимали, в какую страну они летят и изучали рынок, на который они собираются выйти.

Это плачевно – приходить в другую страну и пытаться продать там то, что им вообще не нужно, что они даже не готовы принять. Огромная ошибка, напрасная потеря времени и денег. Полностью согласен с Владимиром ГАМЗОЙ: должна быть целостная национальная программа по продвижению отечественных IT-продуктов на мировой рынок.

Елена ГАЛИБИНА, руководитель Международного консорциума БРИКС: «Россия у всех ассоциируется с кибербезопасностью и системной интеграцией, хотя у нас есть уникальные разработки и в других направлениях»:

— С каждым годом увеличивается количество стран, входящих в БРИКС. Суммарно это 40% населения Земли, более 3 млрд человек, способных пользоваться IT-технологиями.

Китай – важная точка запуска совместных с Россией исследовательских проектов. Объединенные Арабские Эмираты – рынок сбыта с возможностью привлечения капитала, прямыми продажами продуктов по кибербезопасности и управлению умными городами. Египет и Иран интересны российским компаниям как потенциальные рынки масштабирования решений для частных пользователей, малого и среднего бизнеса. Индия известна сильным сектором аутсорсинга, там много талантливых разработчиков. Бразилия делает акцент на мобильных технологиях и финтехе, Южно-Африканская Республика активно развивается в телекоммуникациях и аутсорсинге IT-услуг.

Россия же у всех ассоциируется почему-то с кибербезопасностью и системной интеграцией, хотя, мне кажется, у нас есть уникальные разработки и в других направлениях. Каждую страну БРИКС следует рассматривать как самостоятельный рынок и использовать нашу организацию в качестве точки опоры при продвижении.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 9 апреля 2025 года.

Фото © стоп-кадры трансляции ТПП РФ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.