В музейной коллекции значительное количество произведений искусства составляют работы, в которых встречаются изображения государственных наград различных исторических периодов, разного достоинства, разных стран.
Накануне 1 Мая и Дня Победы в Музее имени М.А. Врубеля при поддержке Фонда «История Отечества» открылась выставка «Польза, честь и слава». Она демонстрирует боевые и трудовые награды, изображенные на портретах героев прошлого, а в качестве названия взят девиз одного из главных российских орденов.
Экспозицию составили более 160 предметов живописи, графики, скульптуры, фалеристики (раздел нумизматики, относящийся к нагрудным знакам) из собрания музея и частных коллекций. Некоторые работы представлены впервые.
– В наших фондах достаточно много портретов с наградами, – рассказал куратор выставки хранитель фонда скульптур Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Евгений ГРУЗДОВ. – Как хранителю, мне всегда хочется, чтобы у каждого экспоната случился свой звездный час, чтобы он дошел до зрителя. Потому что есть предметы, которые не покидают постоянную экспозицию, и они того заслуживают. Но есть те, для которых необходимо придумывать что-то такое, чтобы на них обратили внимание и поняли, что это тоже стоит хранить и об этом тоже стоит знать.
Таким экспонатом стал сейчас бронзовый бюст дважды героя Советского Союза генерал-полковника Д.А. Драгунского, выполненный в 1947 году омским скульптором Борисом Лоренцовым. Это уже готовый памятник, а не макет (несколько макетов того же автора тоже присутствуют). Бюст предполагалось установить на родине героя, но, видимо, он чем-то не устроил приемную комиссию. Однако его посчитали достойным того, чтобы отправить в музей.
– Когда начинаешь изучать биографии, то вдруг оказывается, что то, как изображен тот или иной человек во многом не случайно, – продолжает Евгений ГРУЗДОВ. – Например, почему Илья Репин запечатлел Михаила Ивановича Драгомирова только с одной наградой, когда у него к тому времени было уже около десяти российских и штук семь зарубежных? А потому что орден Святого Георгия 3-й степени – единственная боевая награда великолепного военного теоретика. Командуя пехотной дивизией в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., он на деле применил свои разработки, и эта награда была ему особенно дорога.
Может вызвать исследовательский интерес и работа Александра Орловского «Портрет И.С. Брызгалова». Это очень качественный графический лист, но привлекателен он еще и некоторой загадкой. Известный петербургский чудодей (так в XIX веке называли городских сумасшедших), о котором оставили свои воспоминания Гоголь, Пушкин, Грибоедов, нарисован с Кульмановским крестом на потрепанном мундире. Доподлинно известно, что Брызгалов не участвовал в битве при Кульмане. Каким образом достался ему крест – об этом пока не найдено свидетельств.
Кстати, художники не всегда изображали наградные знаки подробно. Если это был обобщенный образ, хватало легкого очертания, намека. Другое дело – реальный персонаж. Например, на маленьком акварельном портрете героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Н.Я. Бутковского художник Александр Клюндер, автор известного портрета М.Ю. Лермонтова, знакомого по учебникам литературы, с ювелирной точностью прописал все ордена. Невозможно было изображать и императоров без высших наград, которые в данном случае воспринимались атрибутами власти.
Выставка «Польза, честь и слава» знакомит зрителей с самыми разными аспектами наградного дела в России и его взаимодействием с изобразительным искусством. По словам организаторов, она адресована, прежде всего, школьникам, студентам, военнослужащим и курсантам военных учебных заведений, знатокам фалеристики и всем, кто интересуется этой темой.
Выставка будет работать до 2 октября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ