Годовой темп роста цен сложится в диапазоне 5,0–7,0% по итогам 2023 г. и к 2024 г. вернется к целевому значению 4%.
В майском Докладе о денежно-кредитной политике Банка России дана аналитика нынешнего состояния инфляции в России и прогноз роста цен на будущее. Представляем читателям выводы экспертов ЦБ и напоминаем, что это базовый сценарий развития ситуации (оптимистического и пессимистического сценарием Банк России на этот раз не представил):
АПРЕЛЬСКИЕ ДАННЫЕ УКАЗЫВАЮТ НА ЗАМЕДЛЕНИЕ ПРИРОСТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
В последнюю неделю февраля инфляционное давление существенно усилилось, в том числе вследствие резкого изменения внешних условий. Ослабление рубля, повышение инфляционных ожиданий домохозяйств привели к всплеску спроса на отдельные группы товаров и услуг. В результате резко повысились цены на бытовую технику и электронику, зарубежные туры. Годовая инфляция в феврале увеличилась до 9,2%, месячный прирост потребительских цен – до 1,01% (SA), почти сравнявшись с пиковым значением октября 2021 года.
В марте годовая инфляция ускорилась до 16,7%, достигнув максимума с апреля 2015 года. Больше всего повысились цены на непродовольственные товары длительного пользования – автомобили, бытовую технику и электронику. Во второй половине марта укрепление рубля и исчерпание эффектов ажиотажного спроса способствовали замедлению роста цен на многие товары и даже удешевлению некоторых из них (хотя пересмотр цен вниз проводился уже после существенного повышения, итоговая цена все равно была выше февральских значений. Начиная со второй половины марта недельный прирост цен начал снижаться.
По оценкам Банка России, пик секвенциального сезонно сглаженного прироста цен пройден. Перенос произошедшего ослабления курса рубля в цены во многом завершен, а факторов для новой волны ажиотажного спроса все меньше. Высокие ставки на депозитном рынке способствуют ограничению избыточного потребления в пользу формирования сбережений.
ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И БИЗНЕСА СНИЗИЛИСЬ ПОСЛЕ ПИКА В МАРТЕ
Инфляционные ожидания населения после резкого роста в марте до 18,3%, в апреле снизились до 12,5% – уровня, наблюдавшегося в середине 2021 года. Улучшение оценок респонденты связывали, с одной стороны, с тем, что ожидавшийся месяцем ранее рост цен уже реализовался, с другой – с сохранением позитивных настроений относительно экономических перспектив страны, а также возвращением обменного курса рубля к уровню первых недель года.
В апреле ожидания населения относительно будущей инфляции вновь стали ниже оценок наблюдаемой инфляции (12,5% против 19,9%). Это дает дополнительное подтверждение тому, что напряжение, связанное с ростом цен, снизилось, а риски раскручивания инфляционной спирали уменьшились. Ценовые ожидания предприятий также снизились, однако в отличие от ожиданий населения их уровень остается вблизи исторически максимальных значений. Опрошенные предприятия отмечают, что планируют в ближайшие три месяца повысить цены на свою продукцию в среднем на 4,2%.
СЕКВЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФЛЯЦИЯ БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ЗАМЕДЛЯТЬСЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРОВОДИМОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Структурная перестройка, через которую предстоит пройти российской экономике, вызвана внешними причинами – внезапно оказались недоступными многие импортные товары, комплектующие, сырье. Поэтому в 2022 г. в динамике инфляции будет преобладать влияние шоков предложения, а на динамику цен будут значимо влиять процессы подстройки относительных цен к структурным изменениям.
В условиях ограничений на пополнение запасов основной вклад в потребительскую инфляцию станет вносить динамика цен на непродовольственные товары длительного пользования. В случае неблагоприятных тенденций на продовольственных рынках дополнительный вклад может вносить и продовольственная инфляция. Дезинфляционное влияние станет оказывать существенный отрицательный разрыв выпуска.
Секвенциальная инфляция начнет замедляться с II квартала 2022 г. под воздействием принятых мер по денежно-кредитной политике. Годовая инфляция в течение большинства месяцев оставшейся части года может расти, и по итогам 2022 г. годовой темп роста потребительских цен сложится в диапазоне 18–23%.
В 2023–2024 гг. инфляция станет замедляться под действием совокупности дезинфляционных факторов.
Во-первых, будет постепенно завершаться структурная трансформация экономики и сопутствующая подстройка относительных цен. Выстраивание новых производственных цепочек, стабилизация новых логистических маршрутов, переход к масштабированию производства новых продуктов будут способствовать расширению предложения.
Во-вторых, низкая стоимость трудовых ресурсов в реальном выражении будет ограничивать рост издержек компаний и, соответственно, необходимость дальнейшего повышения цен.
В-третьих, возвращение населения к сберегательной модели поведения приведет к росту нормы сбережений до исторически нормальных уровней и будет способствовать ограничению избыточного роста потребления. При этом дезинфляционное влияние отрицательного разрыва выпуска сохранится до конца прогнозного горизонта. Таким образом, под воздействием проводимой денежно-кредитной политики годовой темп роста цен сложится в диапазоне 5,0–7,0% по итогам 2023 г. и к 2024 г. вернется к целевому значению 4%.