Износ взлетно-посадочной полосы аэропорта Центральный – 62%, а отдельных ее частей – 84%.
В Омском аэропорту им. Д.М. Карбышева в мае состоялось выездное заседание комитета по собственности Законодательного собрания Омской области. Речь шла об эффективности деятельности и перспективах развития аэропорта.
В заседании приняли участие заместитель председателя правительства региона, министр транспорта и дорожного хозяйства Антон ЗАЕВ, депутаты регионального парламента, представители администрации города Омска и таможни.
Пассажиропоток
На заседании участникам была представлена стратегия развития на 2022-2024 годы, которая была принята советом директоров 18 февраля 2022 года и которая из-за событий, случившихся неделею позже, уже нуждается в корректировке.
Согласно этой стратегии ожидается следующий рост пассажиропотока через омский аэропорт:
2019 год – 1 383 029 человек (факт);
2020 год – 942 932 человека (факт);
2021 год – 1 505 523 человека (факт);
2022 год – 1 610 000 человек (прогноз);
2024 год – 2 000 000 человека (прогноз).
Росту пассажиропотока аэропорта Омск (Центральный), согласно стратегии, будут способствовать следующие факторы:
– субсидирование региональных рейсов из бюджета;
– базировка авиакомпании "Ред Вингс" и создание хабовой модели авиаперевозок;
– ограничение Росавиацией частот обслуживания в аэропортах-конкурентах (Толмачево, Кольцово, Рощино) и переключение этого трафика на Омский аэропорт;
– развитие авиасообщения со странами СНГ.
Что касается корректировок, они коснутся, в частности, планов лоукост-авиакомпании "Цитрус" по базировке и созданию хабовой модели обслуживания пассажиров в аэропорту Омск (Центральный) с конца 2022 года и надежд на матчи в Омске первенства мира по хоккею среди юниоров: «Цитрус» отодвинулся, матчи отменили.
Финансы
Выручка ОАО «Омский аэропорт»:
2019 год – 1 209 млн руб.;
2020 год – 805,4 млн руб.;
2021 год – 1 157,2 млн руб.
Чистая прибыль ОАО «Омский аэропорт»:
2019 год – 160,6 млн руб.;
2020 год – 16,4 млн руб.;
2021 год – 19,1 млн руб.
Понятно, что на выручку и пассажиропоток 2020 года сказались масштабные ограничения из-за коронавируса.
Взлетная полоса
Помимо стратегии, комитету по собственности была представлена и аналитика деятельности аэропорта.
Основная его проблема в том, что Центральный уже несколько лет как требует существенной реконструкции, которую отодвигали и отодвигают из-за зависшей ситуации с Федоровкой.
Взлетно-посадочная полоса омского аэропорта была введена в эксплуатацию в 1953 году со сроком эксплуатации 68 лет. В 1983 и 2001 годах проводилась ее реконструкция:
— ВПП имеет дефекты, возникшие вследствие эксплуатации в агрессивных условиях (атмосферные осадки, воздействие отрицательных температур), а также отсутствия капитального ремонта в 2021 году. Степень износа ВПП составляет 62%. Степень износа ее частей с искусственным покрытием составляет 84%.
Реконструкция ВПП планировалась в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». ФЦП предусматривала проведение реконструкции аэропортового комплекса на 4,1 млрд руб.
На уровне Федерации реализация ФЦП была досрочно прекращена с 1 января 2018 года, но взамен Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2017 года № 1596 была утверждена госпрограмма РФ «Развитие транспортной системы», в которую реконструкция омского аэропорта включена не была, так как региональные власти в надежде на Федоровку это включение не лоббировали.
Напомним, что в мае 2017 года состоялось аналогичное выездное заседание комитета по собственности Законодательного собрания в формате круглого стола, на котором была дана рекомендация по удлинению взлетно-посадочной полосы в связи с тем, что «нормативный срок ее эксплуатации истек».
На нынешнем заседании председатель комитета Игорь ЗУГА напомнил эту строчку в документе и предложил добавить в стратегию развития АО «Омский аэропорт» рекомендации депутатов о развитии грузовых перевозок, а также разработке дорожной карты на ближайшие годы по реализации мер для улучшения работы предприятия (в частности, по продлению взлетно-посадочной полосы, строительству грузового и международного терминалов, по замене светосигнального оборудования).
И есть здесь один нюанс. В аналитической записке, представленной Минтрансом и аэропортом, в одном месте сказано, что удлинение ВПП с восстановительным капитальным ремонтом покрытия приведет к закрытию почти на один год аэропорта для приема и выпуска ВС (воздушных судов). В другом месте сказано, что – да, закрытие для приема и выпуска ожидается, но только для «некоторых типов ВС».
Другие проблемы
В федеральную целевую программу 2010-2020 годов была включена и реконструкция очистных сооружений. Дело в том, что водосточно-дренажная сеть протяженностью 9 тыс. м была построена 1953 году с тем же сроком эксплуатации – 68 лет. Степень износа осушительной сети – 99% (участок протяженностью 450 м был заменен в 2021 году):
– Объект находится в состоянии условно пригодном для дальнейшей эксплуатации, требует значительного ремонта и замены главных частей.
В ту же программу входила и реконструкция рулежной дорожки C – часть ее закрыта из-за состояния покрытия и отсутствия укрепленных обочин. Износ рулевых дорожек A, B, D, M, E составляет от 45 до 95%. Соединительная рулежная дорожка РД № 6 закрыта из-за состояния покрытия (износ 90%) и отсутствия светосигнального оборудования.
Все, что осуществляет «Омский аэропорт», это все равно как в доме, требующем ремонта капитального, периодически делали бы косметический.
В 2018 году было проведено комплексное техническое обследование международного терминала (терминал А), которое оценило его состояние как ограниченно-работоспособное. Ситуацию пока спасает резкое падение объема международных пассажирских перевозок. Как говорится в аналитической записке, представленной региональным Минтрансом, «в условиях текущей политической обстановки» действующего терминала будет достаточно на ближайшие несколько лет.
С другой стороны, в строчке «Прогнозируемые риски» указан «массовый вывод парка ВС с начала осени 2022 года перевозчиками из-за проблем с техническим обслуживанием».
Сергей КРУГЛОВ, генеральный директор ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск": «Это не экономика»:
– Мне не понятно, куда смотрит собственник аэропорта. В прошлом году в омском аэропорту обслужено 1,5 млн пассажиров но получено всего лишь 18 млн балансовой прибыли. Но в Горно-Алтайске, например, пассажиров обслужили в пять раз меньше – 312 тыс. человек, но прибыли получили в 15 раз больше – 246 млн.! При этом зарплата у работников аэропорта в Горном выше, чем в Омске. Это что, экономика? Что получает собственник, Омская область, от аэропорта? Ноль! При этом пассажиры, летающие бизнес-классом или требующие обслуживание повышенным комфортом, в Омске платят 2000 рублей, в Горно-Алтайске 6000, в Новосибирске от 5000 до 12000. Только по этой статье омский аэропорт недополучает порядка 150 млн руб. выручки в год. Зато отыгрывается на простых пассажирах, устанавливая стоимость аренды для билетных касс в 100(!) раз выше средней по городу. Кстати, вся его годовая прибыль – это как раз аренда площадей в аэровокзале. А где прибыль от аэропортовой деятельности? От всего комплекса услуг по обслуживанию воздушных судов, пассажиров, груза багажа и почты? Что, у всех она прибыльная, а в Омске убыточная? В Новосибирске, несмотря на их глобальную реконструкцию, чистая прибыль более 3 млрд руб., а в Омске – 18 млн.
Ничего не смущает? Если взять пропорцию между Новосибирском и Горно-Алтайском по пассажиропотоку, то в Омске прибыль должна быть от 900 млн до 1,2 млрд рублей в год. Но никак не смешные 18 млн, что составляет всего лишь 1,5 % от прибыли которая могла быть в омском аэропорту.
Почему такая картина? Основных вариантов всего лишь два – либо неумение управлять таким сложным хозяйством, либо подготовка аэропорта к продаже за смешные деньги. Чем меньше его прибыль – тем ниже цена. Это аксиома.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 18 мая 2022 года.