Все рубрики
В Омске четверг, 8 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 62,9372    € 65,8966

Елена ЭМОТАЕВА, «Живой сад»: «Практичность побеждает. Дачники распахивают газоны и делают грядки»

1 октября 2022 13:29
0
4057

Садоводы стали больше сеять зелени – дайкона, редиса, разных капуст. 

Сеть садовых магазинов для экологического садоводства «Живой сад» создали предприниматели Андрей и Елена ЭМОТАЕВЫ. На выставке «АгроОмск – 2022» обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с Еленой и узнала, как развивается сегодня садовый бизнес, чем занимаются дачные магазины в межсезонье и какие растения в этом сезоне на пике популярности.

– Елена Ивановна, когда на свет появился «Живой сад»?

– В этом году нам исполнилось 16 лет. Сейчас у нас в Омске работают пять магазинов, шестой – садовый центр «Живой сад», где представлены все саженцы. А магазины вмещают, конечно, не все, поэтому мы работаем по заказам: нужен человеку определенный сорт яблони – привозим. Продолжаем развиваться. В 2019 году расширили наш садовый центр, и теперь растения составляют более 50% нашего ассортимента. В этом году открыли новый магазин – на улице Кирова. Работаем в разных направлениях. Реализуем и семена овощей, цветов, и саженцы плодово-ягодных культур, декоративно-лиственных. Мы с мужем по образованию агрономы, для нас очень важно, чтобы растения, которые мы продаем населению Омской области, хорошо зимовали в нашем климате и давали богатый урожай.

– Кто вам поставляет саженцы?

– У нас много поставщиков, практически все питомники России, ведь каждый специализируется на определенных видах растений. Плодово-ягодные саженцы берем из соседних областей близких по климату. По декоративно-лиственным растениям мы в основном работаем с московскими питомниками, потому что они в этой сфере являются лидерами. Сегодня смотреть на зарубежные рынки нет смысла, уже несколько лет зеленая  отрасль в России активно развивается и предлагает большой ассортимент самых разных растений. Поэтому в наших магазинах широкий ассортимент растений разных видов и сортов. А семена мы подбираем с учетом пожеланий садоводов и своих собственных наблюдений.

– Садовый бизнес по определению сезонный. Как вы нивелируете сезонность?

– Она есть в любом бизнесе, а тем более в сельском хозяйстве. В те месяцы, когда реализация товара снижается, мы консультируем население по выращиванию растений, собираем заявки, изучаем сорта. Все саженцы заказываем заранее, особенно определенные сорта, которые выращивают специально для нас. Сейчас, например, собираем заявки на жимолость из Бакчарского питомника, где вывели сорт с крупной и сладкой ягодой, которая не осыпается. Вот вчера нам из Бочарского питомника написали, что уже готовятся к выкопке, выставляют нам счета. В начале сентября получим от них саженцы и начнем выдавать их покупателям. Основное время приема заказов у нас зимой – октябрь – январь. В этот период собираем заявки на культуры, которые высаживают весной. Еще есть летний прием на осень, поэтому у нас простоя в межсезонье нет.

– А сопутствующими товарами – химией, землей, инструментами для дачи – торгуете?

– Химии у нас нет. «Живой сад» – это центр природного земледелия. Мы нацелены в основном на частные садоводческие хозяйства, поэтому поддерживаем экологическое органическое земледелие. В наших магазинах продаются только соответствующие органические удобрения. Например, в аптечку садовода входят средства для обработки растений от тли, разных болезней, среди которых – биопрепарат «Фитоверм» на основе грибов.

– Вы в основном работаете напрямую с питомниками?

– Только напрямую. Через оптовиков не покупаем даже семена. Рынок саженцев сложный. Тут очень важно доверие к производителю, продавцу. Речь идет о соблюдении сортности, когда вы покупаете определенный сорт с заявленными характеристиками и получаете в итоге именно его. Бывает, к сожалению, и иначе. Люди приобретают пять разных сортов яблонь, а через шесть лет, когда они начинают плодоносить, выясняется, что все растения одинаковые и увы – не вкусные. Сложно работать и с хвойными, которые растут очень долго, возможно, и нас переживут. Важно хорошо знать ассортимент и понимать, что нам в Омской области подходят далеко не все хвойные растения. Мы сами их высаживаем, и те, которые плохо зимуют на протяжении нескольких лет, из ассортимента убираем.

– У вас есть свои поля?

– Немного. Регулярно посещаем российские и международные выставки, отслеживаем новинки, общаемся с селекционерами. В прошлом году в Самаре основатель садовых центров Вера ГЛУХОВА показала нам на своих полях особый сорт туи – Пирамидалис компакта, который никогда не подгорает. А для нашего региона это проблема. В Омске летом жаркий и сухой воздух, чтобы саженцы прижились, их нужно хорошо поливать и опрыскивать. И все равно туи очень часто подгорают. А ее сорт, действительно, стоит абсолютно зеленый. Это было хорошо видно в сравнении с другими растениями. Естественно, мы сразу внесли эту тую в наш список и в текущем году закупили.

– Насколько я понимаю, большую часть дохода вы получаете от реализации саженцев, а не семян?

– Да, в этом году 60% нашего оборота составили именно саженцы. Все остальное – 40%.

– Какой средний чек у вас в этом году? Он изменился по сравнению с весной-летом 2021 года?

– Средний чек вырос немного из-за повышения цен, но в целом в нем стало меньше позиций.

– А сами реализуете товар мелким дачным магазинчикам?

– Мы работаем с организациями, ландшафтными дизайнерами, строительными фирмами, парками. Они закупают у нас саженцы для озеленения. А еще занимаемся доращиванием – закупаем маленькие саженцы, пересаживаем их в большие горшки.

– Фасовкой семян занимаетесь?

– Нет, покупаем уже фасованные. За нас это делают поставщики, с которыми мы сотрудничаем. Они ведь сами тоже не все выращивают семена, а закупают их у производителей в больших объемах и фасуют в привычные для нас и покупателей упаковки.

– Кто в Омске является вашими основными конкурентами?

– Думаю, с нашим ассортиментом их не так много. Да, в «Леруа Мерлен» продаются семена, в «ОБИ», «Ашане». Весной их можно увидеть даже в «Пятерочке».

– Понятно, что часть рынка гипермаркеты у вас забирают, а большой кусок откусывают маркетплейсы?

– Да, в этом году чувствуется некоторый отток. Но мы его связываем еще и с подорожанием. Цены выросли, и люди стали чуть меньше покупать.

– Намного выросли цены?

– Практически все поставщики подняли их минимум на 15-20%. Речь идет и о семенах, и о саженцах.

– Как ваш бизнес пережил пандемию?

– Мы работали по телефону, принимали заказы, выдавали их. В этом году удаленные заказы несколько сократились. Людям все-таки удобнее лично приходить в магазины. В целом же в 2021 году у нас уровень продаж (по сравнению с 2020-м) вырос примерно на 10%. В 2020-м тоже был рост, но незначительный – на 5%.

– Какие сегодня тенденции на рынке саженцев и семян?

– Садоводы стали больше сеять зелени – дайкона, редиса, разных капуст. Кроме того, в этом году мы продали много плодово-ягодных культур. Традиционно хорошо покупали семена овощей – томатов, перцев, баклажанов, огурцов.

– А любовь дачников к экзотике продолжает расти или идет поворот в сторону практичности?

– Практичность побеждает. Многие дачники даже распахивают свои газоны и делают грядки. И возраст наших покупателей с каждым годом снижается. Молодежь в садоводство приходит очень продвинутая. Она покупает не абы какие семена и саженцы, а приходит за конкретными сортами, т. е. разумно подходит к посадкам, потому что следит за своим питанием.

Ранее  интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 сентября 2022 года.



Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.