Выставка «Моя Россия» проходит в рамках проекта «Романтики стиля», посвященного художникам-шестидесятникам.
Биография заслуженного художника России Анатолия ЧЕРМОШЕНЦЕВА (1937–2014) мало чем отличается от биографии его сверстников. Анатолий Алексеевич родился в Омске. В 1960 году окончил Краснодарское художественное училище. С 1962 года преподавал на кафедре рисунка Художественно-графического факультета Омского педагогического института (ныне факультета искусств ОмГПУ). В 1964 году стал членом Союза художников России и с 1985 по 1987 годы был председателем омского отделения.
Отмеченное печатью «шестидесятников», его творчество многогранно отразило действительность с демократических позиций, раскрыло тему природы в связи с жизнью народа, духовными исканиями личности. В 1960-е годы он принимает эстетику «сурового стиля» и становится одним из ярких его представителей. Однако чем дальше художник углубляется в романтику строек, противостояния человека и природы при разрабатывании новых земель, тем больше он понимает тщетность этого противостояния и уже стремится обратить внимание на жизнь отдельного человека.
В работах начинают появляться сюжеты, посвященные сельской жизни с традиционными народными символами: солнце, земля, кони, птицы. Черно-белые линогравюры сменяются цветными акварелями, позже живописными работами.
Сейчас на небольшой, но очень емкой выставке можно увидеть и «суровую» графику 1960-х – 1970-х, и переход к лирике и обобщенности, произошедший в творчестве Анатолия ЧЕРМОШЕНЦЕВА в 1980-е – 1990-е; знаменитую работу «Родина» (1967) с летящими над пашней лебедями и знаковый триптих «Апокалипсис» 2002 года.
– Анатолий ЧЕРМОШЕНЦЕВ родился во время, которое Анна АХМАТОВА назовет апокалипсическим, – говорит куратор выставки Людмила ОЛЕЩЕНКО. – И вот он – «Апокалипсис». Это откровение, это символическое произведение. Причем, цвет здесь имеет тоже символическое значение. Черный – земля, красный – страдания, белый – дорога, путь человека к Храму. Там – рождение, уже в новой, духовной жизни. Огненный шар и крест – символ очищения. То есть это такой триптих, имеющий огромное значение. Вообще, когда мы развешивали работы, у нас даже возникал спор по поводу многих из них: что это – живопись или графика? Я нашла определение: это музыка. Она звучит в каждой работе аккордами и трагическими, и лирическими, и драматическими, и философскими.
Экспозиция выстроена так, что многокрасочный мир рождается не сразу. Сначала краски появляются приглушенными, слегка мерцающими (акварель-темпера «Мальчик и бабочка»), потом цвет начинает набирать насыщенность (живописные работы «Хлебное поле», «Всадники»), и наконец разворачивается в полную мощь.
Так постепенно, поступательно, наверное, раскрывался и многогранный талант Анатолия ЧЕРМОШЕНЦЕВА, которому были подвластны практически любые техники и выразительные приемы.
Работы для выставки предоставлены семьей художника, которая бережно хранит его наследие. Сын Алексей, кстати, пошел по стопам отца, и сегодня он – известный в городе живописец и график.
Выставку можно увидеть до 16 ноября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ