Комитет по собственности областного парламента разработал новый законопроект.
18 ноября на семинаре-конференции комитета по собственности Законодательного собрания в центре обсуждения оказался проект Закона «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области». Инициатор работы над проектом – председатель комитета депутат Законодательного собрания Игорь ЗУГА пояснил собравшимся, что главной целью работы комитета было – разобраться в вопросах эффективности управления собственностью.
– С помощью созданного при комитете научно-экспертного совета и научной общественности нам удалось профессионально проанализировать федеральное и областное законодательство в вопросах управления собственностью и выявить немало проблем и недостатков в его изложении и правоприменении. Назову лишь некоторые из них. Во-первых, это проблемы толкования органами исполнительной власти (как субъектами управления собственностью) их полномочий по управлению и распоряжению собственностью. Во-вторых, проблемы определения состава и идентификации объектов собственности, учет которых должен вестись в специализированных реестрах. В-третьих, отсутствие основного уполномоченного органа в сфере управления собственностью и четкого определения объема его полномочий по отношению к иным субъектам управления собственностью, – пояснил ситуацию Игорь ЗУГА.
Работа над проектом закона велась в течение последнего года. За это время разработчики четко увидели, что далеко не все объекты собственности Омской области учитываются в специализированных реестрах.
– По линии Минкультуры, к примеру, учитывается недвижимое имущество, но не учитываются культурные ценности. По линии Минприроды учитываются только особо охраняемые природные территории, но не ведется учет природных объектов, к которым относятся участки недр, водные объекты, другие природные ресурсы, – отметил во вступительном слове к участникам семинара-конференции Игорь ЗУГА и добавил: – При рассмотрении на заседаниях комитета вопросов о реализации госпрограмм мы столкнулись с ситуацией, когда сами исполнители данных программ (т. е. министерства) на основе отчетов об их реализации проводят оценку их экономической эффективности. То есть сами исполняют и сами себя оценивают.
В семинаре-конференции участие приняли представители вузов, в частности кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Наталья ПАРЫГИНА, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального права юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Александр КОСТЮКОВ, первый проректор Сибирского юридического университета, заведующий кафедрой гражданского права, кандидат юридических наук, доцент Давид КАРАМАНУКЯН, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России, полковник полиции Денис ТОТОЧЕНКО, а также председатель Совета Омского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», президент Нотариальной палаты Омской области Андрей ЗИМНИЦКИЙ. Присутствовали при обсуждении и представители Омской области в Палате молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Молодежной палаты при Законодательном собрании Омской области. Также свои позиции высказали представители Управления Министерства юстиции РФ по Омской области, Росреестра, минимущества Омской области, Контрольно-счетной палаты Омской области, депутаты.
Говоря об основах законопроекта, Игорь ЗУГА подчеркнул:
– Действующее законодательное поле должно облегчать работу органов власти, а не запутывать ее. Внешний контур правоприменения сегодня больше напоминает законодательную паутину, нежели стройную отлаженную работоспособную систему правоотношений.
Основным автором-разработчиком проекта закона выступил профессор кафедры теории и истории государства и права ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Александр БУТАКОВ. За основу был взят законопроект Свердловской области, принятый еще в 1995 году, который считается одним из лучших в РФ. Также при работе учитывался опыт других субъектов, в частности, Пермского края, Саратовской, Московской областей и города Санкт-Петербурга.
Из новшеств, которые появились в законе, на первое место можно поставить включение правомочий губернатора (сегодня он исключен из системы управления и распоряжения государственной собственностью), усиление роли правительства, расширение компетенций Заксобрания и губернатора по определению приоритетных направлений регионального развития. Кроме того, в новом законе четко прописана структура прав и обязанностей уполномоченных органов по управлению государственным казенным имуществом Омской области, средствами областного бюджета, природными ресурсами, находящимися в государственной собственности региона, объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов России. В документе предлагается создать основной уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным имуществом Омской области, координирующий деятельность других органов.
– Проект закона, безусловно, вызовет (и уже вызывает) горячую дискуссию, поскольку является концептуально новым подходом к выстраиванию системы управления госсобственностью Омской области, – отметил Игорь ЗУГА и передал слово депутату Законодательного собрания Игорю ПОПОВУ, который отметил сильные стороны проекта и высказал ряд замечаний, которые при дальнейшей работе нужно будет учесть.
В ходе семинара-конференции свое мнение высказали практически все участники. Некоторые довольно критично отнеслись к проекту. Так, первый заместитель министра имущественных отношений Омской области Александр МАТНЕНКО привел несколько возражений в отношении нового законопроекта, в частности, он полагает, что расширение полномочий сегодня несвоевременно, поскольку в целом система развивается в ином направлении – когда ответственность не размывается, а персонифицируется. Другие участники, наоборот, позитивно оценили новый документ, отметив, что ждут от него ускоренного развития региона.
Разработчик законопроекта Александр БУТАКОВ в начале своего выступления отметил:
– В 2012 году, когда уходил губернатор ПОЛЕЖАЕВ, Омская область занимала 26-е место. Через пять лет – в 2018 году – 39-е. На сегодняшний день мы занимаем 35-е место. Это я хотел бы напомнить тем, кто говорит о нашем устойчивом развитии. Второй момент. На сегодняшний день вся структура нашего управления, по большому счету, не заинтересована в том, чтобы налоги увеличивались. Система, которую сегодня необходимо развернуть, находится в состоянии ступора, и эти решительные действия направлены на то, чтобы ее встряхнуть, чтобы движение пошло. У нас все министерства в своих положениях сами себе пишут, что они делают. Извините, но это поезд, который идет в обратную сторону!.
Профессор подчеркнул:
– У нас огромные прорехи в обеспечении как учета объектов собственности в общем банке данных, так и в специализированных реестрах. Я считаю, что главная задача нового закона в том, чтобы каждый орган исполнительной власти, каждый чиновник понимал свой маневр, в рамках которого он действует с точки зрения закона и был легитимен в своих действиях. Это позволяет ему принимать решения, быть инициативным, а как вы знаете, собственность без инициативы как лошадь без седла. Поэтому я убежден, что первое и важнейшее положение – четкое распределение полномочий.
Александр БУТАКОВ подробно пояснил основы законопроекта, одна из которых – любая собственность должна быть зарегистрирована:
– Налоговая говорит, что 245 тыс. объектов фактически есть, но они не входят в ЕГРН. Фактически есть, но в ЕГРН не входят! У нас здесь не просто белое пятно, а непаханое поле!
Работа над законопроектом продолжается. Депутаты Законодательного собрания Омской области и органы исполнительной власти должны высказать свою позицию, внести предложения до конца ноября.